Файлы Uber. Как сервис вызова авто вел экспансию, лоббируя Байдена и Макрона, и обманывал правоохранителей. Главное из расследования Guardian /Фото Getty Images/Shutterstock
Категория
Инновации
Дата

Файлы Uber. Как сервис вызова авто вел экспансию, лоббируя Байдена и Макрона, и обманывал правоохранителей. Главное из расследования Guardian

Джо Байден и Эмманюэль Макрон. Коллаж Анна Наконечная Фото Getty Images/Shutterstock

Uber сжигал сотни миллионов долларов, чтобы захватить новые рынки в 2013–2017 годах. Деньги шли не только на бизнес, но и на лоббирование топ-чиновников Европы и США. Компания умышленно ставила под удар водителей и сама скрывалась от правоохранителей, свидетельствуют данные более чем 124 000 писем и внутренних документов, попавших к журналистам Guardian. Forbes выбрал главное из расследования.

Переписка топ-менеджеров Uber, попавшая к журналистам Guardian, касается работы в 40 странах в период с 2013 по 2017 год. Британское издание поделилось документами с Международным консорциумом журналистов-расследователей (ICIJ) и десятками других изданий.

Обвинения журналистов касаются трех направлений:

  • компания тратила десятки миллионов долларов, чтобы лоббировать свои интересы с топ-чиновниками. Часто это происходило с нарушением нравственных норм и законов;
  • Uber избегал проверок и расследований на рынках, где работает. Компания разработала подход «выключатель», отрезавший локальный офис от серверов Uber, чтобы при обыске правоохранители не могли получить данные;
  • менеджмент просил водителей выходить на протесты, чтобы те становились жертвами нападения поклонников традиционных такси. После примеры такого насилия использовали для воздействия на переговоры с властью.

В Uber насчет расследования журналистов заявили, что не будут оправдывать такое поведение. Однако оно не отвечает нынешним ценностям компании, поэтому в компании просят судить Uber не по прошлому, а по поступкам последних пяти лет. В 2017 году СЕО стал Дара Хосровшахи, заменив Каланика. Последний постоянно фигурирует в расследовании, а его представители отрицают обвинения.

Шольц – «реальный комик», Макрон «принял очень тепло»

В 2014 году Uber планировал расширять бизнес на Европу, Африку и Средний Восток. Для этого консалтинговая фирма помогла собрать список из 1850 стейкхолдеров из 29 стран, с которыми нужно было пообщаться, пишет ICIJ.

На форуме в Давосе в 2016 году в программе встреч Каланика было четверо премьер-министров, два вице-президента Еврокомиссии и на тот момент министр экономики Франции Эмманюэль Макрон. Вечером планировалось пойти на вечеринку к российскому олигарху Олегу Дерипаске.

Трэвис Каланик на Всемирном экономическом форуме в Давосе /Фото Getty Images

Трэвис Каланик на Всемирном экономическом форуме в Давосе Фото Getty Images

«В «Интерконтинентале», жду опаздывающего Байдена… Попросил своих людей передать ему, что каждая минута опоздания – время, которое он не проведет со мной», – писал коллегам Каланик накануне встречи с вице-президентом США.

Встреча произвела впечатление на Байдена. Он скорректировал свою речь на форуме, чтобы вспомнить одного СЕО, чья компания даст миллионам рабочих «свободу работать столько часов, сколько захотят, и управлять своей жизнью».

Представители Uber встречались с тогдашним министром экономики Эмманюэлем Макроном минимум четыре раза. Французский чиновник «принял Uber очень тепло, дружески и конструктивно». «С его стороны – явное желание обойти… регулировку», – делился впечатлением лоббист Uber Марк Макганн.

Олаф Шольц, бывший мэром Гамбурга, напротив, не захотел общаться со стартапом. «Реальный комик», – описывали его в переписке менеджеры Uber.

«Выключай»

«По сути, Uber запускается, а затем начинается бурление регуляторного говна», – писал в 2014-м Макганн консультанту, помогавшему с запуском в Польше.

Топ-менеджеры понимали, что их деятельность будут расследовать регуляторы. В компании разработали ряд подходов, чтобы противостоять правоохранителям. Один из них, «выключатель», отрезал локальный офис Uber на время обыска от основных систем компании. Документы в распоряжении журналистов указывают, что его использовали минимум при 12 обысках во Франции, Нидерландах, Бельгии, Индии, Венгрии и Румынии.

«Попробуй несколько ноутбуков, изобрази удивление, когда не сможешь получить доступ. Скажи, что ІТ-команда в Сан-Франциско спит и все и так контролируется нидерландским юрлицом Uber», – описывал план действий во время обыска Макганн главе французского офиса. Тот ответил: «Мы столько раз проделывали это, что труднее всего теперь выглядеть удивленным».

В Uber утверждают, что после смены СЕО в 2017-м больше не использовали подобную практику и сотрудничают с правоохранителями.

«Насилие гарантирует успех»

Во время экспансии в новые страны Uber часто встречал сопротивление местных таксистов. Они устраивали митинги. Каланик предложил попросить водителей Uber устроить свой «антипротест». Когда ему сказали, что это может спровоцировать насилие, СЕО ответил: «Думаю, оно того стоит. Насилие гарантирует успех. Этим чувакам стоит сопротивляться, разве нет? Продумайте место и время».

Такой подход применялся в Италии, Бельгии, Испании и Нидерландах. В ходе протеста в 2015 году в Амстердаме на водителей Uber напали неизвестные. Компания попросила водителей писать заявления в полицию, которыми потом поделилась с газетой De Telegraaf. «Поддерживаем нарратив насилия в течение нескольких дней, прежде чем предложить решение», – писал один из менеджеров.

Представитель Каланика поставила под сомнение подлинность некоторых документов, добавив, что бывший СЕО Uber никогда не предлагал пользоваться насилием в ущерб водителям.

Материалы по теме