Цена за удобство. Кто виноват в фейковых записях к врачам, обнаружившимся на медицинской платформе Helsi (и других), объясняет эксперт Андрей Аннопольский /Коллаж Анна Наконечная
Категория
Инновации
Дата

Цена за удобство. Кто виноват в фейковых записях к врачам, обнаружившимся на медицинской платформе Helsi (и других), объясняет эксперт Андрей Аннопольский

3 хв читання

Коллаж Анна Наконечная

На прошлой неделе пользователи платформы Helsi начали массово жаловаться на якобы фейковые посещения врачей, появившихся в их учетных записях. Но сервис Helsi – только «транспорт» к государственной системе ehealth, объясняет Андрей Аннопольский, член Офиса координации развития электронного здравоохранения Минздрава и директор частной клиники «Гелиос Вижн».

Он рассказал, как работает экосистема: медицинские информационные системы (МИС), ehealth, НСЗУ, и на каком этапе могут возникнуть злоупотребления

Amazon інвестує мільярди доларів у ШІ, роботів та машинне навчання. Якими принципами й правилами керується компанія?

Дізнайтеся вже 22 листопада на Forbes Tech 2024. Купуйте квиток за посиланням!

Кто есть кто и откуда взялись

Национальную службу здоровья Украины ( НСЗУ ) создали в 2018 году в рамках медицинской реформы как единственного заказчика медицинских услуг.

В тот же период начался первый этап реформы, запустивший процесс реформирования первичного звена медицинской помощи. Тогда мы услышали термины «семейный врач», «декларация», «направление».

В 2020 году начался второй этап реформы, коснувшийся вторичного звена медицинской помощи.

Сейчас проходит третий этап, который должен создать кластерные и надкластерные больницы.

Главная цель реформирования медицинской отрасли в Украине – соответствовать нормам цивилизованного общества в части качества предоставления медицинских услуг: охват, доступность, универсальное покрытие.

Возникает вопрос: где брать деньги на медицину? Поэтому один из тезисов реформы звучит как «деньги идут за пациентом», а одна из целей – уменьшить расходы пациентов.

Как было раньше

Главный врач получал постатейное бюджетное финансирование от государства. Чем лучше у него были отношения, тем лучше финансировалось медицинское учреждение. Но при этом никогда не мешало требовать деньги у пациентов под видом благотворительных взносов, а порой – и вообще непосредственно в карман врачам.

Так появлялось избыточное количество коек, медработников больницы и много чего избыточного, кроме оборудования и технологий.

Каждый год утверждался бюджет на эти кровати, здания и скудные зарплаты медработников. Надеюсь, скоро это уже станет историей.

После реформирования заведение получает средства от НСЗУ непосредственно за количество деклараций (семейники), пролеченные случаи (специализированная медицинская помощь) и есть еще несколько статей доходов.

Постепенно все государственные учреждения переводятся в КНП (коммунальные некоммерческие предприятия) и законтрактуются с НСЗУ. Частные учреждения могут также подключаться, заключая контракты с НСЗУ, и предоставлять бесплатные для пациентов услуги по соответствующим пакетам услуг.

Все медицинские записи, электронные направления и рецепты хранятся в электронной системе охраны здоровья – ehealth (ЭСОЗ).

С точки зрения цифровой трансформации, целостности и комплексности украинские государственные электронные системы – уже пример для многих европейских государств. Безусловно, там тоже есть реестры, записи, некоторые гораздо подробнее наших, но такого, чтобы все вместе, пока нет.

Последняя часть замкнутого цикла цифровой коммуникации – медицинские информационные системы (МИС). Они существовали задолго до начала медицинской реформы и даже ее планирования. При этом использовались преимущественно частными медицинскими учреждениями для автоматизации текущей деятельности: создание медицинских карт пациентов, хранение информации о визитах, назначение лекарств, течение лечения, формирование записи на осмотр. Есть возможность подключить модули складского и финансового учета. Этакая крутая ERP-система для медицины.

Широко известных МИСов в Украине более 40. С началом медреформы у МИС добавилась еще одна функция – передача медицинской записи от врача к государственной системе.

С 1 апреля 2023 года все медицинские учреждения в Украине, независимо от формы собственности, должны были подключиться к ЭСОЗ. КНП должны были устанавливать у себя МИС.

Не все МИС прошли аккредитацию с точки зрения защиты информации, но сейчас достаточно много систем, через которые можно передавать записи в ЭСОЗ.

Как происходит в реальной жизни

Самый простой пример – заключение декларации с семейным врачом.

В процессе обращения пациента врач заполняет информацию в его карточке в МИС, пациент получает смс, которым подтверждает согласие на обработку персональных данных. В момент передачи данных в ЭСОЗ врач подписывает медицинскую запись своим собственным электронным ключом (КЭП), так информация попадает в государственную систему.

Любая МИС при передаче информации между врачом и ЭСОЗ – только «транспорт», который доставляет информацию.

  • Возможны ли злоупотребления на этом этапе? Да. Но только со стороны врача и медицинского учреждения. Главное – они должны действовать вместе, потому что электронный ключ врача привязан к медицинскому учреждению.
  • Единичны ли такие случаи? Нет.
  • Есть ли отказ платить НСЗУ за некачественные записи? Постоянно.
  • Занимаются ли этим вопросом правоохранительные органы? Уже есть несколько дел с выявленными хищениями крупных сумм из госбюджета.

Единственное, чему я не нахожу объяснения в связи с обвинениями одной из МИС – медицинского стартапа Helsi (и исключительно в публичном пространстве) – это как МИС, не имеющая доступа к медицинским записям, может влиять на количество и качество самих записей и быть обвинена в участия в хищении государственных средств.

Это похоже на обвинение топора в вырубке леса.

Материалы по теме
Контрибьюторы сотрудничают с Forbes на внештатной основе. Их тексты отражают личную точку зрения. У вас другое мнение? Пишите нашей редакторе Татьяне Павлушенко – [email protected]

Вы нашли ошибку или неточность?

Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.

Предыдущий слайд
Следующий слайд