Джо Бен Беверт, основатель стартапа Joby Aviation. /Trevor Jolin
Категория
Инновации
Дата

Джо Бен Беверт собрал почти $1 млрд, чтобы запустить сервис воздушного шеринга. Помог автогигант Toyota

5 хв читання

Джо Бен Беверт, основатель стартапа Joby Aviation. Фото Trevor Jolin

Джо Бен Беверт, 47, впервые задумался о строительстве самолета, способного взлетать и садиться вертикально, как вертолет, еще второклассником. Он тащился 7 км вверх по дороге к родительскому дому в поселении хиппи, затерянном в лесах Северной Калифорнии. «Подъем на холм был ооочень долгим, – смеется Беверт. – Я мечтал срезать».

Форум «Енергія бізнесу» у Києві вже 9 жовтня

Бізнес будує нову енергореальність, забезпечуючи незалежність в умовах блекаутів. 9 жовтня на форумі «Енергія бізнесу» обговоримо технології та інвестиції, що змінюють правила гри на енергоринку. Дізнайтеся, як адаптувати бізнес до майбутніх енергетичних викликів, за посиланням. 

40 лет спустя Беверт близок к цели. На ранчо под Санта‑Крузом, местом паломничества серферов, где прошло его детство, предприниматель втайне разработал самолет с шестью электродвигателями и пропеллерами с изменяемым углом наклона. По словам Беверта, летательный аппарат способен перевозить пилота и четверых пассажиров на расстояние 240 км со скоростью 320 км/ч. Он работает так тихо, что гул винтов растворяется в городском шуме. Беверт уверен: пока еще безымянный электросамолет станет основой разветвленной сети аэротакси со взлетно‑посадочными площадками на крышах домов. Эту сеть он планирует строить и эксплуатировать сам, а производство самолета, по прикидкам экспертов, обойдется в сумму от $400 000 до $1,5 млн. Предприниматель мечтает освободить города от шумных автодорог и сэкономить миллиарду людей час в день благодаря полетам по цене поездки на UberX в США: как он надеется, примерно по $1,55 за километр.

Звучит безумно, но у Беверта есть влиятельные сторонники. В январе автогигант Toyota влил в его стартап Joby Aviation около $400 млн. До нее в компанию вложились фонды Emerson Collective Лорен Пауэлл Джобс и Capricorn Investment Group Джеффа Сколла, одного из ранних инвесторов Tesla. Всего Joby Aviation собрала $745 млн при оценке $2,6 млрд. Гендиректор Toyota Акио Тоеда признался Беверту, что благодаря Joby надеется воплотить мечту своего деда Киитиро, основателя Toyota Motors. Тот грезил летающими автомобилями и до Второй мировой проектировал самолет.

Инженеры Toyota дорабатывают компоненты летательного аппарата Joby так, чтобы его массовое производство работало по принципу сборки автомобилей, а не воздушных судов. Кроме того, Toyota помогает Беверту строить завод в округе Монтерей, где он планирует выпускать тысячи летательных аппаратов в год.

Joby профинансирована лучше и оценивается выше, чем любой другой из огромного количества стартапов, которые хотят избавить авиацию от нефтяной зависимости. Опираясь на последние разработки в технологиях аккумуляторов и электродвигателей, предприниматели пытаются создавать электрические аэротакси, в том числе беспилотные. Никто не знает, насколько крупной может стать эта отрасль и суждено ли ей вообще родиться. Но Уолл‑стрит полна сладких предвкушений. К 2040‑му выручка от перевозок этим видом транспорта может достичь $674 млрд, говорится в одном из отчетов Morgan Stanley.

«Если сможем летать, то превратим наши улицы в парки и сделаем города куда более приятным местом для жизни», – рассуждает Беверт.

Мечтатели безуспешно пытаются создать летающий автомобиль уже столетие. Скептики считают, что Joby и ее конкурентам нужно подождать еще лет 10: сегодня лучшие аккумуляторы выдают в 14 раз меньше полезной энергии на единицу веса, чем авиационное топливо. Для вертикального взлета нужна огромная мощность, говорят специалисты. И пока аккумуляторы не станут совершеннее, электрические аэротакси будут иметь слишком малые дальность полета и грузоподъемность, чтобы приносить прибыль. Еще одна непростая задача– убедить регуляторов, что на них безопасно летать.

Беверт утверждает, что уже сейчас может производить рентабельный и безопасный летательный аппарат на лучших литий‑ионных аккумуляторах, которые используются в электромобилях. И что Joby – единственный стартап, готовый взяться за воплощение амбициозного плана Uber запустить службу городских аэротакси в 2023‑м. Беверт говорит, что к этому времени его самолет получит сертификат безопасности Федерального управления гражданской авиации США. Если это случится, то Joby станет первым производителем электрических аэротакси, преодолевшим это сложнейшее препятствие.

Беверт рос в общине дауншифтеров и обрел первые инженерные навыки, когда помогал отцу Рону чинить сельхозтехнику и строить дома. В 1960‑е Рон колесил с коммуной «Веселые проказники» в знаменитом автобусном путешествии по США с вечеринками и раздачей ЛСД. Джо Бена назвали в честь персонажа романа «Порою блажь великая…». Его написал основатель «Веселых проказников» Кен Кизи, автор бестселлера «Пролетая над гнездом кукушки».

Повзрослев, Беверт воссоздал эту коммуну в сугубо капиталистическом ключе. Поселение расположилось на принадлежащих бизнесмену 180 га уединенного лесистого участка с видом на Тихий океан. Беверт купил эту землю на деньги от продажи своих первых предприятий – Velocity11 по выпуску лабораторных роботов для дозирования жидкостей, а также производителя гибких штативов для фотокамер GorillaPod. Первые испытательные полеты Беверт проводил в заброшенном карьере. Работники жили в маленьких коттеджах и строили дома неподалеку. До того как бросить все силы на создание электросамолета, бизнесмен создал там еще несколько стартапов. Сотрудники работали сообща в огромном амбаре. Основанная Бевертом ферма, где разводили цыплят и пчел, снабжала их продуктами.

Trevor Jolin

Дорогая высота. Joby Aviation привлекла $745 млн финансирования при оценке $2,6 млрд. В компанию поверили Toyota, фонд жены Стива Джобса и один из ранних инвесторов Tesla. Фото Trevor Jolin

Такое окружение породило сплоченную команду. День начинается с серфинга и завершается вечеринками с пиццей вокруг печи во дворе. Собрания группы перемежаются восторженными криками.

«Джо Бен прямо лучится культурой дружеских объятий и приветствий в стиле «дай пять!», – рассказывает управляющий Toyota AI Ventures Джим Адлер, который убедил коллег инвестировать в Joby в 2017‑м. – Он заряжает своей энергетикой».

Хотя Joby участвует в планах Uber по созданию шеринговой службы аэротакси, бизнес‑модель Беверта предполагает, что он будет владеть собственной сетью воздушного шеринга. Это помогло привлечь инвесторов. «Будь это только летательный аппарат, без созданного вокруг него сервиса, я не стал бы инвестировать»,– говорит Адлер.

Создание взлетно‑посадочных площадок, приложения для заказа аэротакси и другой инфраструктуры потребует от инвесторов куда больше денег и терпения. Joby не планирует продавать свой летательный аппарат другим операторам, а значит, отодвигает тот день, когда инвесторы получат отдачу от миллиардов, которые нужно вложить в расширение бизнеса.

Пятиместная компоновка самолета Joby потенциально принесет больше выручки от шеринга в сравнении с более компактными и простыми по конструкции двухместными мультикоптерами, которые разрабатывают немецкая Volocopter и китайская EHang. Но с такими размерами самолет Joby больше весит. Значительная часть массы приходится на аккумуляторы, и непонятно, хватит ли им мощности, рассказывает эксперт по аккумуляторам Венкат Висванатан из лаборатории университета Карнеги‑Меллона. Висванатан выполнил моделирование на основе спецификаций самолета, которые Беверт предоставил Forbes.

Чтобы 2200‑килограммовая машина Joby могла летать на заявленные 240 км (это еще предстоит проверить в ходе летных испытаний) и имела дополнительный запас дальности, требуемый Федеральным управлением гражданской авиации, ей будут нужны аккумуляторы весом почти тонну. На пилота и четверых пассажиров придется еще 450 кг. На фюзеляж, сиденья и авионику остается около 700 кг – всего 33% от полного взлетного веса. Это на 35% меньше, чем у любого серийного самолета, имеющего летный сертификат. Сухой остаток: либо Joby построила беспрецедентно легкий и эффективный фюзеляж (на чем настаивает Беверт), либо дальность полета окажется меньшей. Другая проблема – в целях безопасности Федеральное управление может потребовать внести в конструкцию изменения, и это ее утяжелит.

«Мы взялись за безумно сложное дело,– признает Беверт.– Речь не только о технических сложностях при разработке самолета, но и о том, чтобы изменить способ повседневного передвижения каждого жителя Земли». 

Опубликовано в седьмом номере журнала Forbes (січень-лютий 2021)

Материалы по теме

Вы нашли ошибку или неточность?

Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.

Предыдущий слайд
Следующий слайд