CEO программистской школы GoIT до войны мечтал о $10 млн инвестиций, но вынужден развивать бизнес «на свои». Как компания во время кризиса в глобальном IT нащупала путь для развития в Европе, Азии и Латинской Америке
«У нас был выбор: попрощаться с командой или компанией», – вспоминает соучредитель и CEO девятилетней школы программирования GoIT Антон Черный, 31, март 2022-го. Бизнес в Украине замер, студентам было не до учебы, а четырем десяткам менеджеров по продажам, которые не знали английского, нужно было найти работу. Черный выбрал третий вариант и попробовал продавать курсы в Астане.
В теории относительно близкий Казахстан, где изучение русского языка в школах начали сворачивать лишь на фоне полномасштабного вторжения РФ в Украину, мог быть удачной идеей. На практике экспансию свернули за три месяца – GoIT едва удалось набрать единственную группу студентов.
Несмотря на это, военный 2022-й стал одним из лучших в истории компании. В 2021 году GoIT получила 140 млн грн выручки, в 2022-м, по оценке Forbes, она подскочила до 200–400 млн грн. «С начала 2023 года мы заработали немного больше денег, чем за весь предыдущий год», – говорит Черный, отказываясь озвучить конкретные цифры. Как так получилось?
Как и за счет чего растет GoIT
В первый год большой войны школу Черного спас бешеный спрос на свитчерство – украинцы ринулись овладевать новыми профессиями в ІТ. Правительство даже запустило под этот тренд государственную программу IT Generation. Планы переучить десятки тысяч слушателей пока тормозит рыночная реальность – из-за кризиса спрос на молодых специалистов драматично упал.
GoIT тоже участвовала в IT Generation. Тем не менее Черный урок усвоил и взял курс на ускоренную экспансию. На август 2023 года школа получает до 40% выручки не в Украине. План до конца года нарастить международные доходы как минимум до 50%.
«Украинская часть бизнеса будет уменьшаться в течение следующих пяти лет», – говорит Черный. Первые попытки работать за границей он предпринял в 2021-м – в течение года школу запустили в Польше, Колумбии и Мексике.
В октябре 2022-го стартовали в Румынии, в феврале 2023-го на Филиппинах. В настоящее время на международных локациях работает до 40% команды.
Основной продукт GoIT – курсы для свитчеров и опытных программистов. В Украине цены стартуют от 4000 грн в месяц за курс молодого бойца с FullStack до более 10 000 грн в месяц за более глубокую программу Bootcamp. Самый большой спрос на несложные для новичков специальности – Frontend, QA и UI/UX Design.
Похожая тенденция и у конкурентов. Студенты Mate academy наиболее активно изучают Frontend, Python и QA, говорит соучредительница Анна Апостол. В киевской Prog Academy популярны – Frontend, Python, QA, UI/UX Design и Java, добавил CEO школы Всеволод Евгиенко.
В каждую новую страну GoIT выходит со стандартным базовым продуктом. Но команда меняет и адаптирует каждый курс в зависимости от отзывов студентов. Черный называет это моделью Uklon, когда водителя можно оценить после поездки. «Ты понимаешь, что восьмой модуль в Польше зашел, а в Латинской Америке не зашел», – говорит он. Международная экспансия Uklon пока идет не слишком гладко. Что ускоряет GoIT?
Как выглядит GoIT в цифрах
Год основания: 2014
Основатели: Роман Корицкий и Антон Черный
Команда: до 1000 человек, 60% – в Украине
Рынки: Украина, Польша, Румыния, Колумбия, Мексика, Филиппины. Самый прибыльный – Польша.
Количество студентов: более 10 000 человек. Больше всего в Латинской Америке и Юго-Восточной Азии.
Инвестиции для выхода на один рынок: от $300 000–800 000.
Выручка: компания не разглашает конкретные цифры. По оценке Forbes, в 2022 году она составила 200–400 млн грн.
Почему Черный ищет счастья на Филиппинах
До конца лета 2023-го GoIT лучше всего удается зарабатывать на соседних европейских рынках: Польша – вышла на прибыль, Румыния – на безубыточность. Польский сегмент школы в 2022-м вырос в 10 раз, говорит Черный, однако все еще приносит на 60–65% меньше украинского.
Трекер Layoffs.fyi, с начала пандемии коронавируса отслеживающий массовые увольнения в мировом IT, фиксирует самые низкие показатели с февраля 2022-го. Учитывая, сколько технологических гигантов пытались сорвать пластырь в начале этого года, исключив тысячи работников со своих зарплатных сведений, вполне возможно, что худшее из рецессии технологических рабочих мест позади, осторожно предполагает Fortune.
Впрочем, усиленный войной кризис на украинском технорынке продолжается. С начала 2023-го штат крупнейших IT-работодателей сократился более чем на 6000 специалистов, свидетельствует летний рейтинг DOU.
«Мы пытаемся удержать бизнес в Украине стабильным, но по понятным причинам он сокращается», – констатирует в августовском интервью Forbes вице-президент по стратегическим инициативам GlobalLogic Андрей Яворский. На мгновенное восстановление сразу после победы он не надеется. «Грубо говоря, полноценный рост вернется, когда в Украину будут снова летать самолеты», – говорит он, добавляя, что в течение следующих 12 месяцев это маловероятно.
«Кризис и война будут не всегда – у многих молодых людей есть время, и они учатся на перспективу», – контраргументирует Евгиенко из Prog Academy, который тоже выиграл от повышенного спроса на свитчерство. Рынок онлайн-образования растет, вторит ему Черный. Количество нашедших работу выпускников GoIT подскочило на 25% по сравнению с 2022-м, приводит он внутреннюю статистику. Тем не менее хеджировать свой бизнес от внутриукраинских рисков Черный собирается в Латинской Америке и Юго-Восточной Азии.
В Европе GoIT растет за счет опыта. Они на том уровне, на котором мы были в 2017 году. Наши IT-школы сильнее польских», – говорит Черный. Средний чек школы в Румынии – около €2000. Однако по количеству студентов запущенные несколько месяцев назад Колумбия и Филиппины оставляют румынское подразделение далеко позади.
В общей сложности в GoIT и детской GoITeens учится более 10 000 студентов. Филиппины – в лидерах, говорит Черный, отказываясь раскрывать точное количество клиентов. IT-буму в небольшой островной стране с бурной историей способствует экономический бум. ВВП Филиппин растет с начала 2010-х, говорит статистика Всемирного банка. В 2022-м показатель достиг $404 млрд – это вдвое больше, чем у Украины в довоенном 2021-м.
Средняя инвестиция GoIT в новый рынок – $300 000–800 000, говорит Черный. В 2021 году он мечтал поднять $10 млн инвестиций, чтобы ускорить экспансию, но приходится инвестировать собственные. «В этом году обязательно будет плюс одна большая европейская страна», – обещает он. Пока выбор между Италией и Испанией. У последней есть преимущество – курсы уже переводили на испанский для латиноамериканской экспансии.


Вы нашли ошибку или неточность?
Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.