Гамбит Левчина. Как выходец из Украины и PayPal хочет наказать кредиторов, зарабатывающих на ошибках клиентов /Фото Getty Images
Категория
Инновации
Дата

Гамбит Левчина. Как выходец из Украины и PayPal хочет наказать кредиторов, зарабатывающих на ошибках клиентов

Getty Images

Один из основателей PayPal, уроженец Украины Макс Левчин, обещает покончить с бизнесом, который наживается на оплошностях заемщиков. Его стартап Affirm предлагает беспроцентные кредиты и не берет комиссию за просрочку. Компанию оценили в $24 млрд, и Левчин одним из последних в «мафии PayPal» стал миллиардером

Чернобыльская катастрофа 26 апреля 1986-го застала 10-летнего Максимилиана Левчина и его семью в Киеве. Советское правительство изо всех сил пыталось скрыть масштабы бедствия, но мать Левчина, специалист по радиационной защите, прекрасно понимала опасность. Поэтому сразу отправила Макса с братом к бабушке в Крым, подальше от столицы. Спустя пять лет семья Левчиных прибыла в Чикаго на волне еврейской иммиграции, имея при себе всего $700.

«Приехав в США из социалистической страны, я оказался не готов ко многим вещам, и хорошим, и плохим, – вспоминает Левчин, 45. – Через пару лет после приезда мне выдали первую кредитную карту. Я быстро исчерпал кредит, потому что понятия не имел, как им пользоваться». Левчин разговаривает с Forbes 13 января, в день, когда созданный и возглавляемый им стартап онлайн-кредитования Affirm Holdings вышел на биржу. За первый день IPO акции Affirm подорожали вдвое. Капитализация компании достигла $24 млрд, а стоимость доли Левчина – $2,5 млрд.

Он дает интервью с Гавайев, куда приехал с женой и двумя детьми на рождественские праздники. Серийный предприниматель сидит босиком, в спортивных шортах и черной футболке с логотипом Affirm. Но расхлябанность в одежде и в жизни – разные вещи. 

Левчину было 23, когда благодаря математическому таланту и иммигрантской напористости он стал сооснователем PayPal, который совершил революцию в онлайн-платежах. В списке его начинаний сервис поиска ресторанов и магазинов Yelp, в котором до 2015-го Левчин был председателем совета директоров, платформа для обмена медиаконтентом Slide, купленная в 2010-м Google за $182 млн, и приложение Glow для будущих мам. Одержимость фитнесом и велоспортом, которая не вяжется с рассказами Левчина о своей детской болезненности, стала темой статьи в журнале Men’s Fitness.

Материалы по теме

И все же Левчина можно назвать «поздним» миллиардером. Другие основатели PayPal (известные как «PayPal-мафия») давно обладают состояниями с девятью нулями. Активы Илона Маска, Питера Тиля и Рида Хоффмана суммарно приближаются к $200 млрд.

Левчин влился в их ряды только сейчас. Помогли резкий рост онлайн-торговли из-за пандемии, а также озарение, посетившее предпринимателя почти 10 лет назад. Он навсегда запомнил свои злоключения с первой кредиткой. Поэтому считал ошибкой расхожее мнение о том, что у напуганных Великой рецессией и обремененных студенческими займами миллениалов аллергия на кредитные карты и потребительское кредитование. По мнению Левчина, их отпугивали не займы как таковые и даже не высокие проценты. Они ненавидели только некоторые аспекты, присущие картам: комиссию за просрочку платежей, зависимость от крупных банков (помните движение «Захвати Уолл-стрит»?), а также то, что на их условия легко купиться и накопить большой долг. Особенно если не понимаешь, как начисляются проценты на автоматически возобновляемый кредит.

Процентные ставки Affirm не всегда низки. Они колеблются в диапазоне от нуля до 30% годовых и зависят от кредитоспособности заемщика и готовности продавцов дотировать беспроцентную оплату частями. Но Affirm никогда не начисляет комиссию за просрочку платежей и заранее показывает покупателю общую сумму выплат. Рассрочку обычно выдают на срок от трех до 12 месяцев, а на крупные покупки – до четырех лет. Через Affirm потребитель может сразу заплатить за дорогую вещь, а затем ежемесячно выплачивать с карты фиксированные суммы. Для сравнения: если владелец стандартной карты в США воспользовался автоматически возобновляемым кредитом, то платит процент за любую новую покупку, даже если это чашка латте за $4. 

Инфографика Леонид Лукашенко

Инфографика Леонид Лукашенко

Покупки в рассрочку стали настолько популярны у молодежи, что известные бренды вроде Peloton, Mirror и West Elm дотируют их через Affirm. На выплаты ритейлеров приходится половина выручки онлайн-сервиса в $596 млн за 12 месяцев, завершившиеся 30 сентября 2020-го. Компания пока не вышла в плюс: ее убыток за этот период равнялся $97 млн. 

Но инвесторы готовы вкладывать в рост бизнеса, а к 2025-му сервисы потребительского кредитования станут самым быстрорастущим сегментом электронной торговли, прогнозируют аналитики Worldplay. В прошлом году Affirm и ее конкуренты, шведская Klarna и австралийская Afterpay, профинансировали в США транзакции на сумму свыше $10 млрд. Тем временем американцы стали реже пользоваться автоматически возобновляемыми кредитами, а объемы платежей с помощью карт все еще меньше, чем до эпидемии COVID-19. 

У каждого стартапа в этом бизнесе есть собственное представление о том, как вести бизнес. Например, Afterpay не проверяет кредитоспособность покупателей и дает беспроцентные займы, но 14% выручки получает от комиссии за просрочку платежей, которую ненавидит Левчин.

«Похоже, я на одной волне с неискушенными покупателями», – говорит он. В письме инвесторам перед выходом Affirm на биржу Левчин поклялся приблизить конец компаний, которые «навязывают токсичные финансовые продукты и наживаются на оплошностях своих клиентов». В пример он привел эмитентов кредитных карт, которые дают беспроцентный кредит на крупные покупки, а затем наносят удар в спину, начисляя процент задним числом, если покупатель просрочил выплату очередного взноса. 

За годы жизни в США у Левчина накопился собственный список промахов, присущих иммигрантам. По его словам, из-за собственной ошибки он поступил на факультет информатики в Университет Иллинойса, а не в Массачусетский технологический. Консультант в государственной школе, где он учился, никогда не слышал об университете MTI, куда Левчин хотел попасть. Будущий предприниматель перепутал буквы в аббревиатуре MIT, по памяти написав ее так, как когда-то слышал название по-русски: «Массачусетский технологический институт».

Инфографика Леонид Лукашенко

Инфографика Леонид Лукашенко

На счету у Левчина несколько провальных стартапов, которые он основал во время и после учебы в университете. Переехав в Кремниевую долину, молодой программист сумел заинтересовать Питера Тиля своими работами по криптографии. Для PayPal Левчин создал протокол безопасного перевода денег с одного устройства на другое (начиная с карманных компьютеров PalmPilot), а позже помог разработать важнейшую систему выявления мошенников. Когда в 2002-м PayPal вышла на биржу, Левчин занимал в ней пост директора по технологиям. К тому времени компания уже провела несколько раундов инвестирования и объединилась со стартапом Илона Маска X.com. Несколько месяцев спустя интернет-аукцион eBay купил PayPal за $1,5 млрд, и Левчин уволился. Его 2,2-процентная доля в PayPal оценивалась в $33 млн. Примерно столько же он, по слухам, получил от продажи стартапа Slide, закрытый Google в 2011-м, через год после покупки. 

В 2012-м Левчин стал обсуждать с друзьями идеи для стартапов. Алекс Рампелл, работавший гендиректором TrialPay, предложил создать сервис онлайн-кредитования, который оценивал бы риски, анализируя профили пользователей в Facebook. Рампелл, Левчин, сооснователь сервиса Palantir Натан Геттингс и серийный предприниматель Джефф Кадиц, с которым Левчин познакомился на почве увлечения велоспортом, создали Affirm и начали разработку алгоритмов.

В 2014-м партнеры решили предлагать собственные кредиты, а затем и другие банковские продукты. Левчин стал гендиректором стартапа. «Если хочешь строить банк, нужно уметь привлечь много денег, а Макс – звезда предпринимательства», – говорит Кадиц. К середине 2015-го Affirm собрала $325 млн. В списке инвесторов Тиль и венчурный фонд Lightspeed Venture Partners.

До пандемии бизнес компании рос рывками, с каждым новым крупным ритейлером, которого удавалось привлечь. В 2018-м Affirm выдала кредитов на $2 млрд, но много тратила. К 2019-му компания привлекла $1,1 млрд и, по данным PitchBook, оценивалась в $2,9 млрд. «Любой другой компании было бы трудно продолжать привлекать капитал на ранних этапах, – рассказывает венчурный инвестор, который отказался вкладывать в Affirm. – Макс сконструировал машину, затраты на которую таковы, что она будет работать только в случае, если выручка велика». 

Пандемия принесла выручку, но пока не прибыль. С ноября 2019-го по июль 2020-го Affirm почти удвоила число американских заемщиков, которое достигло 5,6 млн. Благодаря производителю спортивных тренажеров Peloton сумма выданных кредитов за 12 месяцев вплоть до 30 сентября 2020-го достигла $5,3 млрд. Летом прошлого года Peloton почти утроил продажи по сравнению с тем же периодом 2019-го. В третьем квартале на него пришлось 30% выручки Affirm. Без этого клиента квартальный рост составил бы 61% вместо 98%, подсчитал Билл Райан, управляющий аналитической компании Compass Point.

Через восемь дней после IPO Affirm оценили в $26 млрд. Компании еще предстоит оправдать такую оценку. Это в 44 раза больше ее выручки за 12 месяцев, что присуще скорее высокотехнологичной компании, чем сервису кредитования, или даже зрелому оператору онлайн-платежей (капитализация PayPal превышает выручку в 12 раз). Чтобы Affirm продолжала расти, Левчин сделал несколько больших и затратных шагов. В июле компания стала эксклюзивным партнером, который предлагает продажи в рассрочку, для американских продавцов на платформе Shopify. Взамен Shopify получила опцион на 5% акций Affirm стоимостью $2 млрд. В декабре Affirm купила канадский сервис онлайн-кредитования PayBright за $264 млн.

Из-за конкуренции Affirm, возможно, придется снижать комиссию для продавцов. Сейчас ритейлеры платят стартапу в среднем 6% с транзакции. Для сравнения: комиссия у Afterpay в районе 4–5%, а у Klarna 3–4%. Эмитенты кредитных карт тоже не сидят сложа руки. JPMorgan Chase, Citi и другие банки начали предлагать некоторым клиентам оплату крупных приобретений в рассрочку, не взимая процент за другие покупки, оплаченные кредитной картой. Может измениться и сам ландшафт рынка кредитования: если ставки кредита повысятся, то Affirm, возможно, придется повышать ставки для заемщиков.

Как и другие финтех-компании, начинавшие только в одном сегменте, Affirm стремится стать прибыльной, продавая больше финансовых услуг лояльным клиентам. С июня стартап предлагает открывать накопительные счета с высокими процентными ставками без минимальной суммы вклада и сборов за обслуживание. Теперь, когда у Affirm есть собранные на IPO $1,2 млрд, что еще она сможет предложить? Возможно, новую концепцию кредитной карты для миллениалов.

Материалы по теме
Предыдущий слайд
Следующий слайд
Новый Forbes уже в продаже

Новый Forbes уже в продаже

Начни свой бизнес. 25 женщин в IT