«Одноразовые» FPV-дроны – технологический хит на фронте. Они дешевые, простые в производстве и эффективные. Почему массовое производство все еще проблематично
«FPV-дроны-камикадзе сейчас делают в каждом киевском подвале», – говорит основатель благотворительного фонда «Дронарня» Максим Шеремет. В мирной жизни FPV-дроны – игрушка для развлечений, на фронте – эффективный боеприпас, наводящий панику на врага.
Из минусов – сложное управление, отсутствие автопилота и полет без GPS. Недостатки компенсирует цена. Средняя стоимость «птички» – $200–1000. Это один из самых дешевых способов уничтожения российских оккупантов. Ликвидация пехоты с помощью FPV-дрона стоит $700, легкой бронетехники – $2000, свидетельствуют расчеты Forbes.
«Если использовать их многократно, они становятся чуть ли не непобедимыми», – говорит старший инструктор фонда «Повернись живим» с позывным «Глеб». Непобедимые беспилотники собирают из простых китайских комплектующих. Почему наладить серийное производство все еще проблема?
Кто и как делает FPV-дроны
«Насыщенность войска дронами сейчас составляет 10–20% от общей потребности», – говорит член правления ОО «Аэроразведка» Александр Квятковский. Малых и средних производителей в Украине по его подсчетам наберется до сотни. «Серьезных, которые могут обеспечить массовое производство, до десятка», – говорит он. Большинство – непубличные и не выставляют свои разработки напоказ.
Основанная бывшим работником «Укроборонпрома» Шереметом «Дронарня» – пример относительно удачного масштабирования. В марте 2022 года фонд на пожертвованные 50 000 грн запустил производство FPV-дрона «Бандерик-К». Впоследствии его усовершенствовали для многократного использования.
Обычно FPV-дроны погибают при выполнении задания, их цель – залететь в люк вражеского танка или окоп и нанести максимальный ущерб. Многократный «Бандерик-К» сбрасывает взрывчатку на цель и возвращается к оператору.
Шеремету удалось произвести более 800 БПЛА разного типа. Для коммерческих операций фаундер в ноябре 2022 года зарегистрировал отдельную компанию – DroneSpace. Она также продает системы сброса для дронов-камикадзе, занимается ремонтом БПЛА и апгрейдом «птичек» других брендов.
Запросов на продукты DroneSpace становится больше на 20% ежемесячно, говорит Шеремет. Месячная выручка компании – до 300 000 грн, 70% – реинвестируют в разработку.
Однако многократный «Бандерик-К» стоимостью $750 – вынужденная инновация. «Становится тяжело реализовать партии по 300–400 одноразовых дронов для одного заказчика», – говорит Шеремет. Главная проблема – дефицит комплектующих.
В середине февраля Кабмин освободил импорт дронов от уплаты пошлины и НДС. «Если освобождается сам БПЛА, обязательно нужно освободить и комплектующие, чтобы национальный производитель не оказался в неконкурентных обстоятельствах», – говорил тогда Forbes советник министра цифровой трансформации Георгий Цхакая. Однако решение до сих пор не приняли.
Другая проблема – длительная доставка и враждебные конкуренты. Детали для FPV-дронов не эксклюзивны, однако из-за логистических проблем из Китая в Украину их везут не напрямую, а в объезд через Европу. За китайские запчасти, аккумуляторы, двигатели, безумная конкуренция с россиянами, говорит основатель фонда «Хвиляʼ91» и владелец логистической компании EnlivUA Group Александр Яковенко.
Осенью 2022-го «Хвиляʼ91» на $150 000 от Яковенко и IT-компании Netpeak Group запустила производство собственных FPV-дронов «Колибри». Их передают военным бесплатно, себестоимость изготовления – $200–215. Где здесь искать простор для бизнеса?
Можно ли заработать на FPV-дронах
На фронте дешевые дроны-камикадзе нужны тысячами. Пример – флотилия FPV-дронов спецподразделения ГУР «Крила». На нее собрали 58,5 млн грн, продавая сувенирную партию соли с разбомбленного завода «Артемсоль» через платформу United24. Этого хватило на 2200 БПЛА.
Преимущества и недостатки FPV-дронов на поле боя
Эффективность. Быстрые и маневренные дроны-камикадзе могут поражать вражескую технику даже на полном ходу. «Арта не всегда будет работать с перемещаемыми целями», – говорит Квятковский. Из-за высокой скорости такой БПЛА также сложнее сбить со стрелкового оружия.
Незаметность. В отличие от популярных в ВСУ DJI Mavic, которые также могут нести полезную нагрузку, у FPV-дронов нет автопилота и летят без GPS. Это усложняет задачу оператору, который управляет дроном не через планшет, а в видеоочках и одновременно делает устойчивыми к радиоэлектронной борьбе (РЭБ).
Ненадежность конструкции. «Один из десяти дронов действительно попадает удачно, – говорит старший инструктор фонда «Повернись живим» с позывным «Глеб». – Это достаточно кустарные изделия, и они не являются максимально надежными». Сделанные энтузиастами дроны могут не долетать до целей, теряться по дороге и обратно из-за потери связи, иметь бракованный детонатор.
Сложное управление. FPV – технология управления от первого лица, оператор управляет таким дроном не с помощью планшета, а через видеоочки. Поэтому пилотов нужно дополнительно учить. Это очень быстрый дрон, который нужно постоянно контролировать и быстро реагировать на любые изменения, приводит пример «Глеб». У FPV также отсутствуют дополнительные опции серийных моделей – автопилота, стабилизации, подсказок для оператора, качественной картинки.
Удовлетворить спрос тоже есть кому. В феврале 2023-го «Хвиляʼ91» вышла на производство 200 дронов в месяц, план на апрель – сделать в пять раз больше.
Однако большой заказчик де-факто один. В марте государство разрешило производителям дронов закладывать в стоимость «птичек» прибыль до 25%. «Это еще не означает, что можно сразу выйти в плюс», – говорит Квятковский. Производители немало вкладывают в разработку, но увеличение доходности позволит быстрее вернуть инвестиции, считает он.
В 2023 году Украина потратит за закупку БПЛА для военных по меньшей мере 20 млрд грн из бюджета, говорил в апреле министр цифровой трансформации Михаил Федоров. В списке и FPV-дроны. Однако DroneSpace пока планирует продавать государству свою другую разработку – ударный дрон «Великий Бандерик» стоимостью почти 600 000 грн.
Стороны на этапе заключения контракта, говорит Шеремет. Но чтобы массово делать FPV-дроны, сначала нужно разобраться с поставкой деталей.
Базовые комплектующие – платы, регуляторы оборотов двигателя, радиопередатчики, полетные контроллеры – можно производить в Украине. Так что «Дронарня» ищет $1,5 млн инвестиций на открытие завода. Параллельно фонд открыл инженерную школу для военных, где учат делать дроны-камикадзе, а «Хвиляʼ91» – курсы по подготовке операторов.
Вы нашли ошибку или неточность?
Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.