Украинцы смогут ввозить дроны и запчасти к ним без разрешений Государственной службы экспортного контроля – соответствующее постановление Кабмин принял 14 февраля. Ускорит ли это импорт БпЛА
Руководитель Центра поддержки аэроразведки Мария Берлинская в декабре критиковала Государственную службу экспортного контроля (ГСЭК) из-за проблем ввоза более 500 дронов модели DJI Mavic 3. Требовалось предоставить таможне более 500 гарантийных писем от военных частей или ВГА, писала Берлинская в колонке УП.
Впоследствии ГСЭК предоставила разъяснения, и дроны DJI Mavic 3, Autel EVO II, DJI Matrice 300 были идентифицированы службой как товары, импорт которых осуществляется без разрешения.
- Категория
- Рейтинги
- Дата
Глобально это не разрешило проблему. Минцифры провело закрытый опрос среди импортеров и производителей дронов несколько недель назад. «Большинство людей считали, что проблема с импортом дронов – это проблема номер один», – говорит советник министра цифровой трансформации Георгий Цхакая. 14 февраля Кабмин расширил список товаров, которые могут импортироваться без разрешений ГСЭК. Сюда вошли беспилотники и запчасти к ним. Публично не уточнялись модели. Цхакая говорит, что ограничения сняты для всех типов беспилотников.
Как это будет работать и что еще планируют упростить? Блиц-интервью с советником министра цифровой трансформации Георгием Цхакая.
Интервью отредактировано и сокращено для ясности.
Какую проблему решает постановление?
Когда дрон приезжал на территорию Украины, у таможенников возникал вопрос: является ли этот летательный аппарат товаром военного назначения или двойного использования. Поэтому таможенник отправлял импортера в Экспортный контроль для проведения экспертизы, регистрации и получения разрешения.
Если это дрон военного назначения, ты должен зарегистрироваться в Экспортном контроле и получить сертификат. После того, как тебе выдадут разрешение, ты можешь завозить дрон.
По товару двойного использования Экспортный контроль не имеет права проводить экспертизу. Практически человек оказывался в тупике, потому что он не может доказать, что это товар не военного назначения. Это приводило к остановке беспилотников и компонентов для их производства на таможне.
Вопрос с DJI Mavic 3 разрешился, однако остались проблемы по всем другим типам дронов и компонентам, которые нужны для производства БпЛА внутри страны.
И постановление Кабмина решило эту проблему?
На время военного положения постановление освободило перечень товаров военного и двойного использования от регистраций и разрешений Экспортного контроля. Прежде всего, это БпЛА и компоненты для них. Люди не будут стоять в очередях на таможне неделями и месяцами.
Это касается всех входящих в Украину дронов. Им не нужна была дополнительная документация, требовавшаяся до этого.
Насколько это ускорит ввоз дронов?
Значительно ускорит. Это сделано для того, чтобы на таможне не было вопросов и все товары без проблем проходили таможенное оформление.
Какие документы нужны сейчас?
Если вы физлицо, то вам нужна только документация, чтобы оплатить пошлину в НДС, пока ее еще не сняли. И вы будете оформлять дрон, как все остальные товары, по обычным процедурам – так, как фотоаппарат или телефон.
Сколько дронов завозится ежемесячно в Украину?
Не скажу статистику, но много, очень много. И еще много нужно.
Какие еще блокеры мешают импортерам и производителям дронов?
Следующей на очереди стоит проблема налогообложения. Принят законопроект об освобождении дронов от НДС и пошлины. Сейчас идет работа, чтобы освободить от НДС и таможенных пошлин компоненты для беспилотников. Тогда не будет дополнительных финансовых обуз для импортеров, и это поможет внутреннему производству. Если освобождается сам БпЛА, обязательно нужно освободить и комплектующие, чтобы национальный производитель не оказался в неконкурентных обстоятельствах.
Когда можно ожидать освобождения комплектующих от налогообложения на таможне?
Мы продолжаем работу над тем, чтобы главные компоненты производства БпЛА также предложили законодателю для освобождения от НДС и пошлины. Будем стараться, чтобы это было быстро, но это законодательный процесс. Парламент понимает важность БпЛА и того, что они делают для защитников Украины.
Михаил Федоров анонсировал другие шаги по этому направлению. О чем именно идет речь?
Задача состоит в том, чтобы у производителей не было никаких блокеров. Количество производителей быстро растет, потому что есть потребность в их продукции и помощь от государства. Для кого-то проблемой является калькуляция доходности, для кого-то – финансирование R&D, налогообложение импорта и т.д. Мы получаем от них фидбеки и обрабатываем.
Какое соотношение завезенных и производимых в Украине дронов?
Не назову точную статистику. Уже есть увеличение наверняка в 10 раз в пользу национального производителя. И увеличится еще в 10 раз, если государственная машина помощи производителям будет работать хорошо, как сейчас. Надеюсь, что в 2023 году возможностей для производства в Украине будет гораздо больше, чем для импорта.
Вы нашли ошибку или неточность?
Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.