Категория
Инновации
Дата

«Завезти дрон будет так же легко, как телефон». Кабмин упростил процедуры для импорта БпЛА. Интервью с советником министра цифровой трансформации Георгием Цхакая

3 хв читання

«Завезти дрон будет так же легко, как телефон». Кабмин упростил процедуры для импорта БпЛА. Интервью с советником министра цифровой трансформации Георгием Цхакая /Getty Images

Getty Images

Украинцы смогут ввозить дроны и запчасти к ним без разрешений Государственной службы экспортного контроля – соответствующее постановление Кабмин принял 14 февраля. Ускорит ли это импорт БпЛА

Практичний МBA від Forbes на реальних кейсах, щоб прокачати навички управління на прикладі Володимира Кудрицького, ексголови правління «Укренерго». 

Премʼєра другого сезону YouTube проєкту «Директорія» вже на каналі Forbes Ukraine!

Руководитель Центра поддержки аэроразведки Мария Берлинская в декабре критиковала Государственную службу экспортного контроля (ГСЭК) из-за проблем ввоза более 500 дронов модели DJI Mavic 3. Требовалось предоставить таможне более 500 гарантийных писем от военных частей или ВГА, писала Берлинская в колонке УП.

Впоследствии ГСЭК предоставила разъяснения, и дроны DJI Mavic 3, Autel EVO II, DJI Matrice 300 были идентифицированы службой как товары, импорт которых осуществляется без разрешения.

Глобально это не разрешило проблему. Минцифры провело закрытый опрос среди импортеров и производителей дронов несколько недель назад. «Большинство людей считали, что проблема с импортом дронов – это проблема номер один», – говорит советник министра цифровой трансформации Георгий Цхакая. 14 февраля Кабмин расширил список товаров, которые могут импортироваться без разрешений ГСЭК. Сюда вошли беспилотники и запчасти к ним. Публично не уточнялись модели. Цхакая говорит, что ограничения сняты для всех типов беспилотников.

Как это будет работать и что еще планируют упростить? Блиц-интервью с советником министра цифровой трансформации Георгием Цхакая.

Интервью отредактировано и сокращено для ясности.

Какую проблему решает постановление?

Когда дрон приезжал на территорию Украины, у таможенников возникал вопрос: является ли этот летательный аппарат товаром военного назначения или двойного использования. Поэтому таможенник отправлял импортера в Экспортный контроль для проведения экспертизы, регистрации и получения разрешения.

Если это дрон военного назначения, ты должен зарегистрироваться в Экспортном контроле и получить сертификат. После того, как тебе выдадут разрешение, ты можешь завозить дрон.

По товару двойного использования Экспортный контроль не имеет права проводить экспертизу. Практически человек оказывался в тупике, потому что он не может доказать, что это товар не военного назначения. Это приводило к остановке беспилотников и компонентов для их производства на таможне.

Вопрос с DJI Mavic 3 разрешился, однако остались проблемы по всем другим типам дронов и компонентам, которые нужны для производства БпЛА внутри страны.

И постановление Кабмина решило эту проблему?

На время военного положения постановление освободило перечень товаров военного и двойного использования от регистраций и разрешений Экспортного контроля. Прежде всего, это БпЛА и компоненты для них. Люди не будут стоять в очередях на таможне неделями и месяцами.

Это касается всех входящих в Украину дронов. Им не нужна была дополнительная документация, требовавшаяся до этого.

Насколько это ускорит ввоз дронов?

Значительно ускорит. Это сделано для того, чтобы на таможне не было вопросов и все товары без проблем проходили таможенное оформление.

Какие документы нужны сейчас?

Если вы физлицо, то вам нужна только документация, чтобы оплатить пошлину в НДС, пока ее еще не сняли. И вы будете оформлять дрон, как все остальные товары, по обычным процедурам – так, как фотоаппарат или телефон.

«Завезти дрон будет так же легко, как телефон». Кабмин упростил процедуры для импорта БпЛА. Интервью с советником министра цифровой трансформации Георгием Цхакая /Фото 1

Сколько дронов завозится ежемесячно в Украину?

Не скажу статистику, но много, очень много. И еще много нужно.

Какие еще блокеры мешают импортерам и производителям дронов?

Следующей на очереди стоит проблема налогообложения. Принят законопроект об освобождении дронов от НДС и пошлины. Сейчас идет работа, чтобы освободить от НДС и таможенных пошлин компоненты для беспилотников. Тогда не будет дополнительных финансовых обуз для импортеров, и это поможет внутреннему производству. Если освобождается сам БпЛА, обязательно нужно освободить и комплектующие, чтобы национальный производитель не оказался в неконкурентных обстоятельствах.

Когда можно ожидать освобождения комплектующих от налогообложения на таможне?

Мы продолжаем работу над тем, чтобы главные компоненты производства БпЛА также предложили законодателю для освобождения от НДС и пошлины. Будем стараться, чтобы это было быстро, но это законодательный процесс. Парламент понимает важность БпЛА и того, что они делают для защитников Украины.

Михаил Федоров анонсировал другие шаги по этому направлению. О чем именно идет речь?

Задача состоит в том, чтобы у производителей не было никаких блокеров. Количество производителей быстро растет, потому что есть потребность в их продукции и помощь от государства. Для кого-то проблемой является калькуляция доходности, для кого-то – финансирование R&D, налогообложение импорта и т.д. Мы получаем от них фидбеки и обрабатываем.

Какое соотношение завезенных и производимых в Украине дронов?

Не назову точную статистику. Уже есть увеличение наверняка в 10 раз в пользу национального производителя. И увеличится еще в 10 раз, если государственная машина помощи производителям будет работать хорошо, как сейчас. Надеюсь, что в 2023 году возможностей для производства в Украине будет гораздо больше, чем для импорта.

Материалы по теме

Вы нашли ошибку или неточность?

Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.

Предыдущий слайд
Следующий слайд