Дмитро Шимків та AeroDrone /Фото из личного архива/коллаж Александра Карасева
Категория
Инновации
Дата

Дмитрий Шимкив купил 50% производителя дронов AeroDrone. Это первая публичная инвестиция в украинский MillitaryTech стартап

Фото из личного архива/коллаж Александра Карасева

Менее чем через год украинский производитель аграрных БпЛА AeroDrone разработал две военные модели, получил разрешение на эксплуатацию в ВСУ и нашел опытного инвестора. Удастся ли стартапу в военной авиации больше, чем в агро

Інвестувати? Почекати? Продавати? Війна змінює все, крім обов’язку лідера приймати виважені рішення. Вже 30 травня 40+ спікерів поділяться досвідом на Першій щорічній конференції про фінанси, інвестиції та економічне зростання. Купуйте квиток за посиланням.

«Максимально зашел», – скупо говорит Дмитрий Шимкив о своей инвестиции у производителя дронов AeroDrone. С сентября 2022 года члену наблюдательного совета мобильного оператора «Киевстар» и эксглаве украинского офиса Microsoft принадлежит 50% компании, свидетельствуют данные YouControl. Сумму инвестиции он не разглашает, как и большинство деталей партнерства. Военные стартапы во время войны предпочитают привлекать к себе как можно меньше внимания.

До полномасштабного российского вторжения беспилотники AeroDrone окропляли украинские поля средствами защиты растений и микроудобрениями. В декабре 2022 года Минобороны разрешило эксплуатацию двух новых моделей стартапа в ВСУ.

Что стоит за первой публичной инвестицией в украинский MilTech-стартап?

«Засекреченный» AeroDrone

Основатель AeroDrone – выпускник Национального авиационного университета Юрий Педерий. С 2000-го он шесть лет проработал в «Киевстаре». Затем – почти на десятилетие перебрался в Microsoft. В 2011-м Педерий сменил киевский офис техногиганта на мюнхенский.

Педерий не дал комментарии для этой статьи.

Тяга к небу досталась от отца, конструктора КБ «Антонов», после выхода на пенсию занявшегося изготовлением дронов, писал в колонке для издания MC.Today Педерий. «Беспилотники годами оставались моим хобби, которое не имело отношения к бизнесу», – отмечает он. Строить безопасные для людей БпЛА, по его словам, побудила смерть друга-пилота, разбившегося в авиакатастрофе аграрного опрыскивателя АН-2 в 2017-м.

В марте 2016-го Педерий уволился из Microsoft и уже через несколько месяцев выступал на конференции перед студентами альма-матер как директор компании AeroDrone.

Основная «аграрная» разработка AeroDrone – беспилотник DR-60 стоимостью $75 000 для опрыскивания полей удобрениями и средствами защиты растений. Он способен приподнять до 60 кг веса. Удавалось ли найти на него покупателей?

В 2019 году стартап «отправил несколько единиц в США и Канаду», рассказывал Педерий в интервью TechUkraine. «Ведутся ощутимые переговоры с клиентами из Бразилии, Индии и Австралии», – говорил он в 2020 году.

Дмитрий Шимкив купил 50% производителя дронов AeroDrone. Это первая публичная инвестиция в украинский MillitaryTech стартап /Фото 1

Основная «аграрная» разработка AeroDrone – беспилотник DR-60

Дмитрий Шимкив купил 50% производителя дронов AeroDrone. Это первая публичная инвестиция в украинский MillitaryTech стартап /Фото 2

Основная «аграрная» разработка AeroDrone – беспилотник DR-60

Предыдущий слайд
Следующий слайд

В разработку продукта Педерий на старте вложил собственных $200 000. Еще $50 000 получил в 2020 году от Украинского фонда стартапов (USF). Этот грант планировалось потратить на запуск серийного производства – четыре-шесть летательных аппаратов в месяц. Для сравнения, в феврале 2022-го португальский стартап Tekever получил на масштабирование от арабских инвесторов $23 млн. У него также двойной фокус – «гражданские» БпЛА и военные дроны для разведки.

Похоже, что до войны у стартапов дела обстояли не очень хорошо. В украинских реестрах есть два юрлица с похожими «авиационными» названиями, которые на 50% принадлежат Педерию. Первая – основана в 2007 году ООО «Аэродрон-Сервис». В 2020 году она имела 5500 грн выручки и более 430 000 грн обязательств, свидетельствуют данные YouControl.

Вторая компания – ООО «Аэродрон», половину которой и купил Шимкив – зарегистрирована в 2019-м. Уставный капитал – 5000 грн, чистый убыток за 2020 год – 100 грн. К тому времени оборот компании за все годы существования был всего $200 000, говорит собеседник Forbes на условиях анонимности. Шимкив финансовые показатели и вероятной оценки нового приобретения не комментирует.

Очевидно, у Педерия был еще один инвестор – основатель американского фонда Agro Fund и компания Aero Fleet One Марка Эрьявца (Mark M Erjavec). На него ссылался американский портал Uasmagazine. Общее фото с Педерием есть на сайте Ерьявца, однако на сообщение от репортера Forbes в Linkedin он не ответил.

Планы нового инвестора на AeroDrone

С чем теперь пытается взлететь AeroDrone? После вторжения стартап ускоренным темпом принялся осваивать военную авиацию. В настоящее время готовы две модели БпЛА. D80-Discovery может поднимать до 80 кг груза, летать со скоростью 120 км/ч, а выполнять полетные задания на автопилоте.

Другой аппарат – E-300 Enterprise – дрон с полезной нагрузкой до 300 кг. Первоначально он рассматривался как самолет-курьер для доставки посылок со скоростью 150 км/ч, пишет профильный портал Милитарный.

«Технологии, которые разрабатывает Юрий – это большие возможности для развития как гражданской авиации, так и военной», – говорит Шимкив.

В декабре 2022-го оба беспилотника AeroDrone допустили к эксплуатации в ВСУ. Это разрешение может быть ценным активом, в следующем году Минобороны (МО) планирует потратить на дроны 20 млрд грн, рассказывал глава министерства Алексей Резников.

Требований к дронам для армии немало. Изделие должно соответствовать критериям устойчивости к РЭБ, иметь характеристики безопасности экипажа, ремонтироваться в полевых условиях и т.д., перечисляет соучредитель компании DeViRo Денис Чередниченко. Его стартап производит беспилотники «Аист» с 2014-го.

Как украинские дроны получили «зеленый свет» на использование в ВСУ

В сентябре 2022 года Кабмин принял знаковое для украинского military-tech постановление. Чтобы не проходить процедуру постановки на вооружение, стартап получает разрешение на эксплуатацию в ВСУ. Вместо одного года это занимает три недели, говорит заместитель министра обороны Владимир Гаврилов. С ноября, когда активно заработало постановление, к эксплуатации в ВСУ допущено 13 дронов. Заявок было больше 50.

В 2014 году почти 100% поставок в ВСУ производили государственные предприятия, говорит Гаврилов. В 2016-2018 годах – около 60% поставляли частные компании. Сейчас это 40%. «Почти все новые разработки заходят из частного сектора», – говорит он.

Соглашение с AeroDrone – не первая инвестиция в компанию с витиеватой историей в «портфеле» Шимкива. В прошлом году он занимался покупкой медтех-стартапа Helsi со стороны «Киевстара». Кто основатели и инвесторы Helsi стало известно только после сделки.

Как Шимкив видит свою роль в AeroDrone? «Вопрос масштабирования бизнеса является большим вызовом для многих, – говорит он. – Нужен опыт и понимание, как превратить технологию в бизнес». Вопрос с серийным производством решен, уверяет он. Аграрные дроны стартапа собираются сертифицировать в Европе и США. Планами по развитию военного направления Шимкив по понятным причинам не делится.

  • - в статью внесены незначительные корректировки после публикации.
Материалы по теме

Вы нашли ошибку или неточность?

Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.

Исправить
Предыдущий слайд
Следующий слайд
Новый выпуск Forbes Ukraine

Заказывайте с бесплатной курьерской доставкой по Украине