Менее чем через год украинский производитель аграрных БпЛА AeroDrone разработал две военные модели, получил разрешение на эксплуатацию в ВСУ и нашел опытного инвестора. Удастся ли стартапу в военной авиации больше, чем в агро
Amazon інвестує мільярди доларів у ШІ, роботів та машинне навчання. Якими принципами й правилами керується компанія?
Дізнайтеся вже 22 листопада на Forbes Tech 2024. Купуйте квиток за посиланням!
«Максимально зашел», – скупо говорит Дмитрий Шимкив о своей инвестиции у производителя дронов AeroDrone. С сентября 2022 года члену наблюдательного совета мобильного оператора «Киевстар» и эксглаве украинского офиса Microsoft принадлежит 50% компании, свидетельствуют данные YouControl. Сумму инвестиции он не разглашает, как и большинство деталей партнерства. Военные стартапы во время войны предпочитают привлекать к себе как можно меньше внимания.
До полномасштабного российского вторжения беспилотники AeroDrone окропляли украинские поля средствами защиты растений и микроудобрениями. В декабре 2022 года Минобороны разрешило эксплуатацию двух новых моделей стартапа в ВСУ.
Что стоит за первой публичной инвестицией в украинский MilTech-стартап?
«Засекреченный» AeroDrone
Основатель AeroDrone – выпускник Национального авиационного университета Юрий Педерий. С 2000-го он шесть лет проработал в «Киевстаре». Затем – почти на десятилетие перебрался в Microsoft. В 2011-м Педерий сменил киевский офис техногиганта на мюнхенский.
Педерий не дал комментарии для этой статьи.
Тяга к небу досталась от отца, конструктора КБ «Антонов», после выхода на пенсию занявшегося изготовлением дронов, писал в колонке для издания MC.Today Педерий. «Беспилотники годами оставались моим хобби, которое не имело отношения к бизнесу», – отмечает он. Строить безопасные для людей БпЛА, по его словам, побудила смерть друга-пилота, разбившегося в авиакатастрофе аграрного опрыскивателя АН-2 в 2017-м.
В марте 2016-го Педерий уволился из Microsoft и уже через несколько месяцев выступал на конференции перед студентами альма-матер как директор компании AeroDrone.
Основная «аграрная» разработка AeroDrone – беспилотник DR-60 стоимостью $75 000 для опрыскивания полей удобрениями и средствами защиты растений. Он способен приподнять до 60 кг веса. Удавалось ли найти на него покупателей?
В 2019 году стартап «отправил несколько единиц в США и Канаду», рассказывал Педерий в интервью TechUkraine. «Ведутся ощутимые переговоры с клиентами из Бразилии, Индии и Австралии», – говорил он в 2020 году.
В разработку продукта Педерий на старте вложил собственных $200 000. Еще $50 000 получил в 2020 году от Украинского фонда стартапов (USF). Этот грант планировалось потратить на запуск серийного производства – четыре-шесть летательных аппаратов в месяц. Для сравнения, в феврале 2022-го португальский стартап Tekever получил на масштабирование от арабских инвесторов $23 млн. У него также двойной фокус – «гражданские» БпЛА и военные дроны для разведки.
Похоже, что до войны у стартапов дела обстояли не очень хорошо. В украинских реестрах есть два юрлица с похожими «авиационными» названиями, которые на 50% принадлежат Педерию. Первая – основана в 2007 году ООО «Аэродрон-Сервис». В 2020 году она имела 5500 грн выручки и более 430 000 грн обязательств, свидетельствуют данные YouControl.
Вторая компания – ООО «Аэродрон», половину которой и купил Шимкив – зарегистрирована в 2019-м. Уставный капитал – 5000 грн, чистый убыток за 2020 год – 100 грн. К тому времени оборот компании за все годы существования был всего $200 000, говорит собеседник Forbes на условиях анонимности. Шимкив финансовые показатели и вероятной оценки нового приобретения не комментирует.
Очевидно, у Педерия был еще один инвестор – основатель американского фонда Agro Fund и компания Aero Fleet One Марка Эрьявца (Mark M Erjavec). На него ссылался американский портал Uasmagazine. Общее фото с Педерием есть на сайте Ерьявца, однако на сообщение от репортера Forbes в Linkedin он не ответил.
Планы нового инвестора на AeroDrone
С чем теперь пытается взлететь AeroDrone? После вторжения стартап ускоренным темпом принялся осваивать военную авиацию. В настоящее время готовы две модели БпЛА. D80-Discovery может поднимать до 80 кг груза, летать со скоростью 120 км/ч, а выполнять полетные задания на автопилоте.
Другой аппарат – E-300 Enterprise – дрон с полезной нагрузкой до 300 кг. Первоначально он рассматривался как самолет-курьер для доставки посылок со скоростью 150 км/ч, пишет профильный портал Милитарный.
«Технологии, которые разрабатывает Юрий – это большие возможности для развития как гражданской авиации, так и военной», – говорит Шимкив.
В декабре 2022-го оба беспилотника AeroDrone допустили к эксплуатации в ВСУ. Это разрешение может быть ценным активом, в следующем году Минобороны (МО) планирует потратить на дроны 20 млрд грн, рассказывал глава министерства Алексей Резников.
Требований к дронам для армии немало. Изделие должно соответствовать критериям устойчивости к РЭБ, иметь характеристики безопасности экипажа, ремонтироваться в полевых условиях и т.д., перечисляет соучредитель компании DeViRo Денис Чередниченко. Его стартап производит беспилотники «Аист» с 2014-го.
Как украинские дроны получили «зеленый свет» на использование в ВСУ
В сентябре 2022 года Кабмин принял знаковое для украинского military-tech постановление. Чтобы не проходить процедуру постановки на вооружение, стартап получает разрешение на эксплуатацию в ВСУ. Вместо одного года это занимает три недели, говорит заместитель министра обороны Владимир Гаврилов. С ноября, когда активно заработало постановление, к эксплуатации в ВСУ допущено 13 дронов. Заявок было больше 50.
В 2014 году почти 100% поставок в ВСУ производили государственные предприятия, говорит Гаврилов. В 2016-2018 годах – около 60% поставляли частные компании. Сейчас это 40%. «Почти все новые разработки заходят из частного сектора», – говорит он.
Соглашение с AeroDrone – не первая инвестиция в компанию с витиеватой историей в «портфеле» Шимкива. В прошлом году он занимался покупкой медтех-стартапа Helsi со стороны «Киевстара». Кто основатели и инвесторы Helsi стало известно только после сделки.
Как Шимкив видит свою роль в AeroDrone? «Вопрос масштабирования бизнеса является большим вызовом для многих, – говорит он. – Нужен опыт и понимание, как превратить технологию в бизнес». Вопрос с серийным производством решен, уверяет он. Аграрные дроны стартапа собираются сертифицировать в Европе и США. Планами по развитию военного направления Шимкив по понятным причинам не делится.
- - в статью внесены незначительные корректировки после публикации.
Вы нашли ошибку или неточность?
Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.