Серийный предприниматель Егор Анчишкин продал свой первый успешный стартап Google за $30–45 млн. Создал, масштабировал и привлек инвестора в первый сервис доставки в Украину Zakaz.ua. Что дальше? Стартап для автоматизации складов в Америке, который уже оценивают в $20 млн. Получится ли у Анчишкина построить с третьей попытки миллиардную компанию
Forbes Ukraine выпустил новый номер журнала. Приобрести его с бесплатной доставкой можно по этой ссылке. В журнале: первый список лучших работодателей для ветеранов, список перспективных молодых украинцев «30 до 30», 40 компаний, которые вышли на иностранные рынки во время войны, истории Марии Берлинской, Всеволода Кожемяко и почти два десятка текстов.

Новый номер журнала Forbes
Forbes Ukraine выпустили новый номер журнала. Приобрести его с бесплатной доставкой можно по этой ссылке. В журнале: список 250 малых и средних компаний, лидерство генерала Залужного, падение миллиардера Жеваго, подробная история Dnipro-M и почти два десятка текстов.
В мае 2023 года украинский серийный предприниматель Егор Анчишкин, 42, после длительного перерыва снова появился в заголовках деловых СМИ. Предприниматель рассказал, что в течение трех лет развивает в США стартап Instock, уже привлекший $4,6 млн инвестиций, последний раунд – $3 млн в конце прошлого года.
Инвесторы оценили Instock – разработчика роботов для складской логистики – почти в $20 млн, утверждает фаундер. В забеге украинских IT-предпринимателей Анчишкин, похоже, первый, кто добежал до звания создателя трех сравнительно удачных стартапов. Хотя экзит из первых двух – Viewdle и Zakaz. ua – не сделал предпринимателя участником списка Forbes.
Как прокачали предпринимателя две предыдущие попытки создать единорога и каковы шансы на большой успех у третьего проекта?
Технология, которую купил Google
Почти 10 лет назад Анчишкин со сцены технологической конференции IDCEE рассказывал о первом в своей жизни да и на украинском рынке в целом экзите такого масштаба.
В 2012-м он вместе с партнерами продал стартап Viewdle компании Motorola Mobility – подразделению Google. Американская корпорация заплатила за разработанную в Украине технологию распознавания лиц на фото и видео фантастические в то время $35 млн. Это было примерно 150 годовых наших выручек, говорит кофаундер и первый инвестор Viewdle Юрий Фрайман.
Тогда сделка казалась невероятным успехом, сегодня Анчишкин комментирует более сдержанно. «Кто-то заработал вдвое больше вложенного (сумма инвестиций в стартап на момент экзита была $12,5 млн. – Forbes), но десятикратных доходов не было ни у кого», – говорит предприниматель.
Уже в 2014 году Viewdle пополнил виртуальное кладбище поглощенных Google стартапов. Но тогда Анчишкин был с головой погружен в новый проект. Еще за два года до экзита он начал развивать службу доставки продуктов из супермаркетов Zakaz.ua.
Instacart, которому не повезло
«Я люблю строить долговременную ценность, на больших промежутках времени, с большим риском и большим персональным влиянием», – говорит Анчишкин. В 2010 году источником такой ценности виделся Zakaz.ua. На поверхности идея стартапа выглядела просто: пользователь делает заказ на сайте, курьеры собирают его в партнерском супермаркете и доставляют по адресу.
«У него был потенциал стать Instacart (в 2021-м оценили в $39 млрд. – Forbes)», – уверен Фрайман. Zakaz.uа действительно заработал в Киеве в 2010-м, почти за два года до того, как основатель Instacart Апурва Мета создал свое приложение «на коленке» и попал в Y Combinator. Пандемия COVID повысила ультимативно спрос на доставку и капитализацию соответствующих сервисов.
В июне 2023-го состояние Меты оценивается в $1 млрд, свидетельствует трекер Forbes Real Time. «Миллионером я не стал, миллиардером – тем более», – говорит Александр Ольшанский, один из отцов-основателей украинского интернет-бизнеса и первый инвестор Zakaz.ua. Он говорит, что проинвестировал в Zakaz.ua, сделав ставку на предпринимательский талант Анчишкина. Кроме Ольшанского, на старте в проект вложились Евгения Дубинская, Денис Долгополый и Бас Годска.
Чего не хватило, чтобы Zakaz.ua стал единорогом? «Ко всему нужно еще иметь счастье и удачу», – философски говорит Фрайман.
Есть и более прагматичные причины, первая – ресурсы. Анчишкин создавал Zakaz.ua с прицелом на глобальную экспансию, а запускать сервис на маленьком украинском рынке решил сознательно – ради семьи. «Не представлял нормальной супружеской жизни, когда я езжу по Америке», – объясняет предприниматель.
Онлайн-доставка – капиталоемкое дело, которое сложно масштабировать на ангельские инвестиции. Instacart, чтобы стать единорогом, понадобилось $2,9 млрд от Andreessen Horowitz, TGM, Sequoia и других фондов. Zakaz.ua был в шаге от значительных венчурных денег.
В марте 2014 года в Борисполе приземлился частный самолет потенциального крупного инвестора Zakaz. uа, рассказывает Ольшанский. И добавляет, что именно в этот день россияне начали аннексию Крыма. Российское вторжение резко охладило интерес западных венчурных инвесторов к украинским активам.
Деньги Анчишкин все же нашел – мажоритарным акционером Zakaz.ua стал запущенный в 2012-м фонд Степана Черновецкого Chernovetskyi Investment Group (CIG).
«Очень эрудированный человек с широким кругозором, мыслящий стратегически и даже визионерски», – описывает Анчишкина управляющий партнер CIG Владимир Кривко. Он не раскрывает текущую сумму инвестиций, однако, по подсчетам Forbes, с 2014-го по 2021 год фонд влил в сервис минимум $10 млн.
CIG хотел расширять Zakaz.ua на Индию, Бразилию, постсоветские страны. Однако Анчишкин смотрел на самый большой рынок мира – США. В 2015 даже рискнул запустить сервис в Америке под брендом CartFresh. «Мы уже были позади рынка, но не слишком и могли догнать», – объясняет он.
Фишка Instock – модульность.
Чем больше заказов в час хочет собирать клиент, тем больше роботов ему нужно.
Помимо роботов, развозящих товары, стартап сам разработал складские стеллажи с контейнерами и управляющий техникой софт. Заказчик платит за подписку и арендует всю систему, которую можно разбирать и собирать в разных конфигурациях. Оплата зависит от площади и мощности.
Команда Instock
Противоречия с CIG достигли пика в 2017-м и вылились в сложный развод. «Компания разделилась на две, и потом мы обменялись акциями», – объясняет Анчишкин. Украинская часть осталась у Черновецкого, CartFresh – у основателя.
«Поддержка бизнеса в Штатах была настолько убыточна, что мы не могли сами тянуть эту ношу», – говорит Кривко, добавляя, что найти в США дополнительное финансирование стартапа не удалось. По иронии нелегкое расделение бизнеса с CIG еще больше усложнило задачу поднять деньги в США. Анчишкин продал CartFresh бостонскому стартапу Takeoff Technologies.
Zakaz.uа без Анчишкина неплохо развился во время пандемии, но после полномасштабного вторжения у него тяжелые времена. Глубоко дотационный филиал в Узбекистане компания быстро закрыла после 24 февраля, бизнес в Молдове и Украине – на операционном нуле. «Мы значительно изменили юнит-экономику, но еще далеки от успеха», – говорит Кривко.
Стоимость CartFresh Анчишкин не раскрывает, добавляя, что она была не слишком велика. «Я очень надеюсь, что украинская часть будет стоить гораздо больше», – говорит он.
Шанс узнать стоимость Zakaz.ua был в конце 2021-го, когда по рынку расползались слухи о вероятном поглощении стартапа испанским Glovo. Акционеры даже получили документы с цифрами, утверждает Анчишкин.
Однако соглашение так и не состоялось, а стороны отрицают факт его подготовки. «Нет, мы их не покупали и не планируем», – ответил Forbes соучредитель Glovo Саша Мишо весной 2023-го.
Попытка №3
Решительность – ключевая характеристика стартапера, считает легенда Кремниевой долины и основатель Y Combinator Пол Грэм. Однако очень часто даже люди, подходящие для запуска стартапов, преуспевают с третьей или четвертой попытки, отмечает Грэм.
Анчишкин не прочь собственным примером подтвердить эту мысль. После экзита из CartFresh он несколько лет работал на покупателя. Говорит, что набирался опыта в продуктовом департаменте Takeoff Technologies, который делает роботизированные системы для складов. Весной 2020-го уволился ради нового стартапа Instock, нацеленного на ту же нишу.
«Очень хотелось сделать свою робототехнику для той же задачи, но более правильно», – говорит Анчишкин. Сначала стартап финансировали технологические бизнес-ангелы, сам фаундер и его бизнес-партнеры – Виктор Сметанюк, Андрей Швыдкий, Михаил Сметанюк и Вера Тарбаева. Их совокупный вклад в Instock – около $1,6 млн. Еще $3 млн от американских фондов One Way Ventures, Lux Capital и Commerce VC и три десятка ангельских инвесторов стартап поднял в январе 2022-го.
До мая 2023 года Instock работал в стелз-режиме – разрабатывал технологию и бизнес-модель без выхода на публику. Сейчас у стартапа уже есть модульная система: роботы, которые развозят товары, стеллажи для хранения и софт, управляющий техникой.
Целевые клиенты – так называемые Third Party Logistics (3PL), складские операторы, собирающие заказы для Amazon и других интернет-ритейлеров. Заказчик платит за подписку и арендует всю систему, которую можно разбирать и собирать в разных конфигурациях. Оплата зависит от площади и мощности. Чем больше заказов в час желает собирать клиент, тем больше роботов ему нужно.
«Похоже, в Украине появился свой robotics-сектор», – говорит Влад Тисленко, партнер фонда SMRK, который в начале года вложил $1,5 млн в производителя складских роботов Deus Robotics. После заключения сделки стартап украинца Павла Пикулина оценили в $15 млн. Потенциал роста колоссальный. В последнем раунде Instock оценили почти в $20 млн, говорит Анчишкин. Takeoff Technologies, который он хочет превзойти, стоит в 25 раз дороже.
В чем суть бизнеса для серийного бизнесмена Анчишкина? «Предпринимательство – это возможность положительно повлиять на нашу цивилизацию, продвинуть ее немного вперед, – говорит он. – Насколько немного – это уже вопрос». Одной из лучших деловых книг он считает «Эгоистический ген» – бестселлер британского биолога Ричарда Докинза с 1976 года.
Основная идея – эволюцию двигают гены, а не их носители. В бизнесе это означает, что вам нужно отделить собственные эмоции от того, как действительно устроена реальность, переводит на предпринимательский язык Анчишкин. «Вам может не нравиться отказ клиентов, но это не значит, что они не правы», – добавляет он.

Вы нашли ошибку или неточность?
Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.