Прежде чем стать самой дорогой автомобилестроительной компанией в мире, Tesla выглядела пигмеем в стране великанов. Без основ асимметричной конкуренции она бы не выжила. Даже сегодня окончательный успех Tesla далеко не определен.
Amazon інвестує мільярди доларів у ШІ, роботів та машинне навчання. Якими принципами й правилами керується компанія?
Дізнайтеся вже 22 листопада на Forbes Tech 2024. Купуйте квиток за посиланням!
То, чего компании удалось достичь, действительно достойно удивления. И, что важнее, достойно изучения, творческого подражания и улучшения. Так бы думал лучший студент Стива Джобса – Илон Маск. Он изучил модель Джобса и превзошел ее. Однако то, что он сделал с моделью Джобса, мы можем, со своей стороны, сделать и с моделью Маска. Как всегда, выбор за нами.
Масштаб проблем. Маск озвучил миссию Tesla почти 20 лет назад: экомобильность и автономная машина. Тогда это звучало как мечта или безумие. Сегодня компания Tesla уже на полпути.
Неудача. Неудачи Tesla не так заметны, как у SpaceX, однако они велики и их немало. Неуспех дизайна Model X, повторные катастрофы в производстве моделей S, X и 3. Маск окрестил это явление «адом производства». Но каждый кризис выявляет скрытые проблемы и заставляет искать срочные решения. Таким неспокойным образом Tesla резко улучшает производительность процессов на будущее. Способ, возможно, чрезмерно драматичный, но эффективный.
Наиболее очевидные неудачи – периодические падения цен на акции Tesla, часто на 30%. Они угрожают стабильности и затрудняют доступ к свежему капиталу. Однако Маска и Tesla эти кризисы не уничтожают, а вдохновляют на очередной прорыв.
2х‑скорость. Маск любит скорость. Сравните такт работы с остальными. За 15 лет они разработали серию прорывных продуктов: Roadster, Model S, Model X, батарея Powerwall, Model 3, Model Y, Cybertruck, новый Roadster, Tesla Semi truck.
Tesla также развила сеть производственных ячеек: первая фабрика во Фримонте, Гигафабрика 1 в Неваде, Гигафабрика 2 в Баффало, фабрика по сборке автомобилей в Тилбурге (Нидерланды), Гигафабрика 3 в Шанхае, Гигафабрика 4 в Берлине.
А что за кулисами? Ряд технологических скачков: программирование, батареи, алгоритмы, новые материалы… Все это делает возможным быстрое улучшение продукта и процессов.
10х‑бережливость. Структурно электроавто имеют серьезный недостаток – намного большую стоимость, чем у стандартных машин. Tesla организует систематическое многомерное наступление: 1) фабрика во Фримонте куплена не за сотни миллионов, а за $42 млн; 2) значительно меньше запчастей (10 000 против 30 000 в стандартной машине), стоимость сборки и ремонта резко падает; 3) прямая продажа без дилеров; 4) ноль расходов на рекламу.
Но самый существенный рычаг – цена батарей. Отчасти благодаря усилиям Гигафабрики в Неваде с 2010 года цена батарей упала в 10 раз – до $158/кВт. Маск понимает, что этого недостаточно. Работая с новым партнером, производителем батарей CATL, Tesla объявила, что новая модель батареи (без кобальта) снизит стоимость до $80/кВт для новой фабрики в Китае. Борьба с ценой не замедляется ни на минуту.
Доступ. Сеть партнеров Tesla динамично развивается и меняется. На старте главными партнерами были Toyota, Daimler AG и Panasonic. Из них остался только последний.
Зато есть приток новых: LG Chem и CATL (батареи), Glencore (кобальт) и лаборатория Джеффа Дана при университете Dalhousie в Галифаксе, Канада. Последняя – наименее известная, но интересная и, возможно, самая мощная. Команда из 25 ученых. Первый плод – объявление о производстве новой батареи (в сотрудничестве с CTL) на миллион миль, без кобальта, за $80/кВт. Это фундаментальный прорыв. Классическая асимметричность – микрокоманда дает мегарезультаты.
Алгоритмы. Они повсюду: в производственных рóботах, в производственных процессах, в контрольных системах машин, в развитии автономных способностей машин. Так же, как в SpaceX, они проникают в каждый аспект товара и производства до такой степени, что Tesla называют не автопроизводителем, а high‑tech программистом.
И это правильно. Прекрасная форма и эстетика iPhone притягательны, но самую большую стоимость дает программирование. Прекрасная форма и эстетика Tesla привлекают, но самую большую стоимость дают алгоритмы. Это серьезный вызов для традиционных производителей. Способ мышления, навыки, ловкость, ритм работы и темпы улучшений совсем иные.
Топ 1%. Наблюдая со стороны за резко ускорившейся эволюцией Tesla, честно говоря, ее трудно понять. Я подозреваю, что волшебный источник мышления, энергии и бесконечной серии прорывов – это те несколько тысяч талантов, которые присоединились к этой миссии «невыполнимой». Сама «невозможность» решения проблем их привлекает, как и непотопляемость Маска, и то, что он умеет уникально оценивать их работу.
Маск озвучил миссию Tesla почти 20 лет назад: экомобильность и автономная машина. Тогда это звучало как мечта или безумие
Этот глубокий запас таланта не только масштабный, но и крайне разнородный: программисты, ученые по данным, специалисты по новым материалам, батареям и робототехнике. Они себя взаимно стимулируют, возникает творческая внутренняя конкуренция – кто лучше решит невозможную задачу.
Компания Universum провела опрос: какие работодатели наиболее привлекательны для молодых инженеров? Несмотря на свой молоденький возраст, Tesla смогла получить второе место. А кто на первом? SpaceX. Можем быть уверены, что инженеры Tesla работают над тем, чтобы этот рейтинг изменить!
Рассказ. Признаем, Илон Маск любит драму, он любит напряжение, конфликт, кризис. Он – непревзойденный мастер театра. Вы будете о нем читать в новостях порой еженедельно. Но не будем забывать: театр без твердого основания в действительности – это соломенный пожар, который неизбежно выгорит.
Кислотный экзамен для Tesla – это $25 млрд оборота, без копейки на рекламу. А это стало возможным благодаря одной крошечной информации. С 2016‑го по 2019 год бренд Tesla, по опросу и аналитике Consumer Reports, стоит на первом месте среди автопроизводителей мира. Вам не нужно себя рекламировать, если это за вас делают ваши покупатели‑болельщики.
Успех Tesla – абсолютно необеспеченный. Со времен основания компании (2003) каждый год – кризисный. Проблемы производства, предельный финансовый прессинг, натиск новых конкурентов, трудности с партнерами – нет, они не прекратятся. Пожалуй, станут еще острее.
Давайте же наблюдать за приключениями Илона и тем, как он будет бороться с этими неизбежными кризисами и катастрофами. Наблюдать и учиться у него.
Опубликовано в четвертом номере журнала Forbes (октябрь 2020)
Вы нашли ошибку или неточность?
Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.