Немецкий маркетплейс Eduki (до 2021 года назывался Lehrermarktplatz), который предлагает учителям покупать разработки друг друга, запускается в Украине. На немецкоязычном рынке маркетплейсом пользуется более 700 000 учителей. В Украине Eduki планирует завоевать 75% рынка, или 330 000 пользователей
Amazon інвестує мільярди доларів у ШІ, роботів та машинне навчання. Якими принципами й правилами керується компанія?
Дізнайтеся вже 22 листопада на Forbes Tech 2024. Купуйте квиток за посиланням!
Как появился проект
Lehrermarktplatz запустился в 2016 году в Берлине. Главный идеолог и CEO проекта – Макс Маендлер, 46, – политолог по образованию. Он вырос в семье учителей. Вместе с ним в команде соучредителей немцы Виола Старк, 41, и Доминик Дресель, 36, а также украинец Алексей Колупаев, 39. Главный продукт Lehrermarktplatz – платформа, где учителя могут продавать свои материалы для уроков: планы, конспекты, задания, игры и тому подобное.
За пять лет стартап вышел на рынки немецкоязычных Швейцарии и Австрии, и привлек €3,5 млн инвестиций. В 2021 году компания запустилась в испаноязычных странах – Испании, Мексике и странах Латинской Америки. Также готовится к запуску и во франкоязычных. «Для нас рынки – это языки, а не страны», – говорит Маендлер. Как в его планах появилась Украина?
Почему Eduki запускается в Украине
У Eduki – крепкие украинские корни. Кроме технического директора Алексея Колупаева, еще около 15 разработчиков компании – украинцы. К концу 2021 года компания планирует удвоить здесь штат, но не будет открывать офис – стартап работает в удаленном режиме. А какие перспективы для их продукта?
«Для Eduki с финансовой точки зрения украинский рынок не самый лучший, – говорит Илья Филиппов, основатель платформы онлайн-курсов EdEra, которая стала партнером Eduki в Украине. – Это очень идеологическая история». Маендлер говорит, что на запуск потратили несколько сотен тысяч евро. В Россию и Беларусь выходить не планируют.
Кроме EdEra, партнером запуска также стала школа английского Green Country. «На EdEra около 400 000 учителей, – говорит Филиппов. – Нам интересно, чтобы они были активны». Благодаря этой базе, компания в сентябре хочет собрать первые 1000 материалов для маркетплейса.
Пока отбор на соблюдение авторского права прошли 200 разработок. Работы проверяют партнеры, а в будущем этим будет заниматься команда учителей и экспертов.
Какие препятствия нужно преодолеть Eduki
Захотят ли украинские учителя покупать учебные разработки коллег? Прежде всего Eduki будет конкурировать с бесплатными платформами «На урок» и «Всеосвіта». Препятствием может стать и платежеспособность украинцев. Средняя зарплата учителей в июле 2021-го, по данным Госстата, составляла 11 895 грн. Прямой финансовой мотивации покупать дополнительные материалы у них нет, говорит соучредитель платформы для репетиторства BUKI Вадим Синжерецкий. «Если он купит сегодня больше материалов, то не будет завтра больше зарабатывать», – комментирует он.
«Пять лет назад такая же ситуация была в Германии», – с оптимизмом говорит Маендлер. Украинские педагоги пока готовы платить за сертификаты и дипломы. «На урок» и «Всеосвіта» зарабатывают, в частности, на курсах повышения квалификации. Их выручка в 2020 году – 4,9 и 5,5 млн грн соответственно.
Конкурентное преимущество Eduki – качество учебных материалов, уверены в стартапе. Основательница школы английского языка Q Learning Academy Алена Бровко подтверждает, что качество материалов в интернете низкое: авторы методичек, как правило, не имеют опыта преподавания. «Они переписывают одно и то же, порой даже с ошибками, – добавляет она. – Такого, как Авраменко в украинском языке, в английском не найдешь». В Q Learning Academy методические материалы разрабатывали самостоятельно – продать один урок готовы минимум за $100.
Может ли зарабатывать маркетплейс для учителей в Украине
На немецком сайте Eduki цены на планы уроков – от €1 до €70–80. В Украине чек будет начинаться примерно с 10 грн, говорит Филиппов. «Чтобы с таким чеком зарабатывать, маркетплейсу нужно генерировать огромное количество транзакций», – добавляет Синжерецкий.
Комиссия Eduki – 30% от каждой продажи. «При такой комиссии учителям проще будет продавать свои материалы через группы в Facebook», – считает соучредитель «На урок» Дмитрий Перепелица. В одном из крупнейших таких сообществ «Вчительська скарбничка» – 118 500 участников. Ассортимент на аматорском маркетплейсе широк: от наклеек и кроссвордов до презентаций и видео. Цены – от 10 до 300 грн, и никаких комиссий.
Централизовать торговлю планирует и «Всеосвіта». Конкурент Eduki протестировал, готовы ли учителя платить за более качественный контент. В августе 2021-го платформа добавила первые восемь платных материалов, разработанных штатными дизайнерами: скетчбук, тетрадь, органайзер, алфавит и т. д. по цене 20–140 грн. Их загрузили 500 раз. В октябре-ноябре «Всеосвіта» позволит размещать платный контент всем 1,5 млн пользователям. Цену они, как и на Eduki, будут устанавливать самостоятельно. «Могу констатировать, что учителя готовы платить за качественный авторский контент», – говорит соучредитель платформы «Всеосвіта» Иван Литвиненко.
В Украине 440 000 учителей, по данным Госстата. Eduki намерена захватить 75% рынка. Маендлер надеется, что маркетплейс даст дополнительную прибыль украинским учителям. «Похожие на Eduki модели будут интересны учителям-предпринимателям и новаторам, которые склонны совершенствовать имеющиеся учебные программы», – прогнозирует управляющий партнер инвестфонда UVOventures Виталий Кедик.
«Многие учителя работают обособленно. Мы хотим, чтобы они больше работали вместе», – подводит итог Маендлер.
Вы нашли ошибку или неточность?
Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.