Сборы «налога на Google» превзошли ожидания – свыше 4 млрд грн за девять месяцев. Кто платит больше всех и какие компании еще не охвачены? /Коллаж Анна Наконечная
Категория
Инновации
Дата

Украинцы заплатили государству 4,1 млрд грн за пользование сервисами Google, Apple и Meta. Какие компании еще не охватил «налог на Google»

Сборы «налога на Google» превзошли ожидания – свыше 4 млрд грн за девять месяцев. Кто платит больше всех и какие компании еще не охвачены? Фото Коллаж Анна Наконечная

Согласно плану, введенный в начале 2022-го «налог на Google» должен был пополнить госбюджет на 3 млрд грн в год. Итог первых трех кварталов – 4,1 млрд грн, почти три четверти обеспечили клиенты пяти компаний. Кто они и почему поступления могут возрасти еще больше?

Як мотивувати команду не збавляти темп у надскладних умовах? Дізнайтесь 25 квітня на форумі «Надлюди» від Forbes. Купуйте квиток за посиланням!

В июне 2021-го Верховная Рада приняла законопроект №4184, который сразу окрестили «налогом на Google». Главное новшество – обязать иностранных техногигантов платить 20% налога на добавленную стоимость (НДС), как и другой зарегистрированный в Украине бизнес. Международным IT-компаниям не нужна украинская «прописка», чтобы продавать цифровые услуги – фильмы, игры, облачные хранилища, софт или онлайн-рекламу. Поэтому и уплата НДС до января 2022-го их не беспокоила.

Авторы закона прогнозировали, что «налог на Google» принесет 3 млрд грн в год. Но только за три квартала насобиралось 4,1 млрд грн, или $116 млн валютной выручки. «Это чуть меньше, чем мы получаем от водки», – утверждает инициатор и автор, глава финансового комитета ВР Даниил Гетманцев. Почему результаты превзошли ожидания?

Откуда взялся «налог на Google»?

С 1 января 2022 года иностранные IT-компании – нерезиденты должны платить НДС в Украине, если общая стоимость предоставленных услуг превышает 1 млн грн. Для них был разработан кабинет на сайте Государственной налоговой службы, где можно зарегистрироваться и коммуницировать с налоговиками. Платят налог в долларах или евро. С начала 2022 года учетные записи создали 80 компаний.

Авторы нового налога брали за основу опыт России и Беларуси с похожим на то время бизнес-климатом. В России такой закон был принят в 2017 году. В первый год он пополнил бюджет страны-агрессора на 9,4 млрд руб. В дальнейшем суммы только росли: 12 млрд руб. за 2018-й и столько же только в I квартале 2019-го, говорится в пояснительной записке к украинскому закону. В общей сложности на налоговый учет в РФ стало более 1500 компаний, однако 70% уплаченных денег приходилось на крупнейших игроков.

Результаты 2022-го, очевидно, будут неутешительными. С 24 февраля российский рынок покинули не менее 179 IT-компаний, свидетельствуют данные портала LeaveRussia. Среди них и крупнейшие плательщики: Google прекратил продажи рекламы, Netflix и Spotify – контента.

Откуда деньги

В Украине 68% «налога на Google» генерирует пятерка IT-компаний. «В топе услуг – видеоконтент, услуги по пользованию социальными сетями, игровой контент и платформы по продаже товаров», – перечисляет Гетманцев.

В тройке лидеров – американские Google, Apple и Meta. «Теперь становится понятнее, сколько на самом деле тратят украинцы в зарубежных сервисах», – говорит CEO маркетингового агентства Webpromo Юрий Копышинский. Его агентство – сертифицированный партнер Google и Meta, предоставляющих услуги таргетированной рекламы.

В 2021 году украинский рынок интернет-рекламы стоил 18,2 млрд грн, по расчетам Всеукраинской рекламной коалиции. На девятом месяце полномасштабной войны – дошел до 60–70% довоенных объемов, подсчитывает Копышинский. Самыми тяжелыми были февраль и март, активность начала возобновляться только в апреле.

Во время введения НДС для техногигантов больше всего нареканий было на то, что он ударит по карманам украинцев. Поскольку новый налог будет просто закладываться в стоимость услуг для конечного пользователя. Пока что это нивелируется военным спадом на рекламном рынке.

«Если взять стоимость в долларах, то расходы на рекламу в Google и сервисах Meta снизились втрое», – говорит Копышинский. Причина – конкуренция уменьшилась и выигрывать рекламные аукционы в Facebook стало проще. Сами корпорации не жалеют грантов для украинского бизнеса – в начале ноября Meta выделила $1,5 млн на купоны по $1000. Их малые и средние предприниматели могут потратить на рекламу в Facebook и Instagram.

Ценовая политика разнится. Стриминговый сервис Netflix – №7 в списке крупнейших плательщиков «налога на Google» – не повышал цены для Украины. Как и годом ранее, базовый тариф – €4,99, премиум – €9,99. Платформа с откровенным контентом OnlyFans, которую придумал украинец Леонид Радвинский, напротив, повысила цены. Сейчас сервис уплатил в украинский бюджет $890 000 НДС и занимает 14-е место в списке, по данным Гетманцева.

Украинцы заплатили государству 4,1 млрд грн за пользование сервисами Google, Apple и Meta. Какие компании еще не охватил «налог на Google» /Фото 1

Последний в пятерке – американский разработчик видеоигр и цифровой дистрибуции Valve. Автор культовых Counter-Strike и Dota оказался среди крупнейших плательщиков НДС благодаря своему онлайн-магазину игр Steam, говорит глава Федерации киберспорта Иван Данишевский.

Самые популярные украинские разработки на Steam – Sherlock Holmes Chapter One от студии Frogwares за 699 грн, Metro Exodus от 4A Games за 506 грн и бесплатная игра Shatterline от Frag Lab. За регистрацию каждого нового продукта на платформе разработчик платит $100 сбора. Эту сумму возвращают, если скорректированный валовой доход от продаж достигает как минимум $1000.

Платят не все

Список плательщиков «налога на Google» еще не окончательный. С 2023 года налоговая начнет отслеживать компании, которые так и не зарегистрировались плательщиками НДС. «К сожалению, представители сервисов такси не зарегистрированы», – намекает на вероятных новичков Гетманцев, не уточняя брендов.

Украинский рынок сервисов такси делят три компании. Наибольшие доли – по 36% заказов – у украинского Uklon и эстонского Bolt, свидетельствует аналитика публичного дашборда monobank. Немного отстает американский Uber с 21% пассажиров. Компания дольше всех из конкурентов находилась в военном коллапсе – в Киев сервис вернулся в середине апреля, в Харьков – лишь в конце сентября.

«Компания Bolt не достигла порога, установленного законом в 2022 году», – ответили в пресс-службе сервиса. Эстонский единорог готовится начать платить НДС с января 2023 года. «Uber платит все соответствующие налоги во всех странах, где компания работает», — ответила пресс-служба компании на запрос Forbes.

Уклоняющимся от налога компаниям придется заплатить штраф в 30 минимальных зарплат – сейчас это 201 000 грн. На вопрос, платят ли налог все соцсети, Гетманцев не ответил. Кроме Facebook и Instagram из экосистемы Meta, уплату НДС Forbes подтвердил мессенджер Viber.

Статус TikTok, которым на июль пользовалось 12 млн украинцев, неизвестен. Продавать рекламу в Украине соцсеть начала весной 2021-го, но прекратила из-за войны. С конца февраля 2022 года реклама в TikTok с таргетингом на Украину отключена.

Материалы по теме

Вы нашли ошибку или неточность?

Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.

Исправить
Предыдущий слайд
Следующий слайд
Новый выпуск Forbes Ukraine

Заказывайте с бесплатной курьерской доставкой по Украине