Согласно плану, введенный в начале 2022-го «налог на Google» должен был пополнить госбюджет на 3 млрд грн в год. Итог первых трех кварталов – 4,1 млрд грн, почти три четверти обеспечили клиенты пяти компаний. Кто они и почему поступления могут возрасти еще больше?
Новий номер Forbes Ukraine: 202 найбільші приватні компанії та 303 ефективних СЕО. Замовляйте та отримуйте два журнали за ціною одного!
В июне 2021-го Верховная Рада приняла законопроект №4184, который сразу окрестили «налогом на Google». Главное новшество – обязать иностранных техногигантов платить 20% налога на добавленную стоимость (НДС), как и другой зарегистрированный в Украине бизнес. Международным IT-компаниям не нужна украинская «прописка», чтобы продавать цифровые услуги – фильмы, игры, облачные хранилища, софт или онлайн-рекламу. Поэтому и уплата НДС до января 2022-го их не беспокоила.
Авторы закона прогнозировали, что «налог на Google» принесет 3 млрд грн в год. Но только за три квартала насобиралось 4,1 млрд грн, или $116 млн валютной выручки. «Это чуть меньше, чем мы получаем от водки», – утверждает инициатор и автор, глава финансового комитета ВР Даниил Гетманцев. Почему результаты превзошли ожидания?
Откуда взялся «налог на Google»?
С 1 января 2022 года иностранные IT-компании – нерезиденты должны платить НДС в Украине, если общая стоимость предоставленных услуг превышает 1 млн грн. Для них был разработан кабинет на сайте Государственной налоговой службы, где можно зарегистрироваться и коммуницировать с налоговиками. Платят налог в долларах или евро. С начала 2022 года учетные записи создали 80 компаний.
Авторы нового налога брали за основу опыт России и Беларуси с похожим на то время бизнес-климатом. В России такой закон был принят в 2017 году. В первый год он пополнил бюджет страны-агрессора на 9,4 млрд руб. В дальнейшем суммы только росли: 12 млрд руб. за 2018-й и столько же только в I квартале 2019-го, говорится в пояснительной записке к украинскому закону. В общей сложности на налоговый учет в РФ стало более 1500 компаний, однако 70% уплаченных денег приходилось на крупнейших игроков.
Результаты 2022-го, очевидно, будут неутешительными. С 24 февраля российский рынок покинули не менее 179 IT-компаний, свидетельствуют данные портала LeaveRussia. Среди них и крупнейшие плательщики: Google прекратил продажи рекламы, Netflix и Spotify – контента.
Откуда деньги
В Украине 68% «налога на Google» генерирует пятерка IT-компаний. «В топе услуг – видеоконтент, услуги по пользованию социальными сетями, игровой контент и платформы по продаже товаров», – перечисляет Гетманцев.
В тройке лидеров – американские Google, Apple и Meta. «Теперь становится понятнее, сколько на самом деле тратят украинцы в зарубежных сервисах», – говорит CEO маркетингового агентства Webpromo Юрий Копышинский. Его агентство – сертифицированный партнер Google и Meta, предоставляющих услуги таргетированной рекламы.
В 2021 году украинский рынок интернет-рекламы стоил 18,2 млрд грн, по расчетам Всеукраинской рекламной коалиции. На девятом месяце полномасштабной войны – дошел до 60–70% довоенных объемов, подсчитывает Копышинский. Самыми тяжелыми были февраль и март, активность начала возобновляться только в апреле.
Во время введения НДС для техногигантов больше всего нареканий было на то, что он ударит по карманам украинцев. Поскольку новый налог будет просто закладываться в стоимость услуг для конечного пользователя. Пока что это нивелируется военным спадом на рекламном рынке.
«Если взять стоимость в долларах, то расходы на рекламу в Google и сервисах Meta снизились втрое», – говорит Копышинский. Причина – конкуренция уменьшилась и выигрывать рекламные аукционы в Facebook стало проще. Сами корпорации не жалеют грантов для украинского бизнеса – в начале ноября Meta выделила $1,5 млн на купоны по $1000. Их малые и средние предприниматели могут потратить на рекламу в Facebook и Instagram.
Ценовая политика разнится. Стриминговый сервис Netflix – №7 в списке крупнейших плательщиков «налога на Google» – не повышал цены для Украины. Как и годом ранее, базовый тариф – €4,99, премиум – €9,99. Платформа с откровенным контентом OnlyFans, которую придумал украинец Леонид Радвинский, напротив, повысила цены. Сейчас сервис уплатил в украинский бюджет $890 000 НДС и занимает 14-е место в списке, по данным Гетманцева.
Последний в пятерке – американский разработчик видеоигр и цифровой дистрибуции Valve. Автор культовых Counter-Strike и Dota оказался среди крупнейших плательщиков НДС благодаря своему онлайн-магазину игр Steam, говорит глава Федерации киберспорта Иван Данишевский.
Самые популярные украинские разработки на Steam – Sherlock Holmes Chapter One от студии Frogwares за 699 грн, Metro Exodus от 4A Games за 506 грн и бесплатная игра Shatterline от Frag Lab. За регистрацию каждого нового продукта на платформе разработчик платит $100 сбора. Эту сумму возвращают, если скорректированный валовой доход от продаж достигает как минимум $1000.
Платят не все
Список плательщиков «налога на Google» еще не окончательный. С 2023 года налоговая начнет отслеживать компании, которые так и не зарегистрировались плательщиками НДС. «К сожалению, представители сервисов такси не зарегистрированы», – намекает на вероятных новичков Гетманцев, не уточняя брендов.
Украинский рынок сервисов такси делят три компании. Наибольшие доли – по 36% заказов – у украинского Uklon и эстонского Bolt, свидетельствует аналитика публичного дашборда monobank. Немного отстает американский Uber с 21% пассажиров. Компания дольше всех из конкурентов находилась в военном коллапсе – в Киев сервис вернулся в середине апреля, в Харьков – лишь в конце сентября.
«Компания Bolt не достигла порога, установленного законом в 2022 году», – ответили в пресс-службе сервиса. Эстонский единорог готовится начать платить НДС с января 2023 года. «Uber платит все соответствующие налоги во всех странах, где компания работает», — ответила пресс-служба компании на запрос Forbes.
Уклоняющимся от налога компаниям придется заплатить штраф в 30 минимальных зарплат – сейчас это 201 000 грн. На вопрос, платят ли налог все соцсети, Гетманцев не ответил. Кроме Facebook и Instagram из экосистемы Meta, уплату НДС Forbes подтвердил мессенджер Viber.
Статус TikTok, которым на июль пользовалось 12 млн украинцев, неизвестен. Продавать рекламу в Украине соцсеть начала весной 2021-го, но прекратила из-за войны. С конца февраля 2022 года реклама в TikTok с таргетингом на Украину отключена.
Вы нашли ошибку или неточность?
Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.