OSINT-агентство Артема Старосека Molfar зарабатывает более $1 млн и предоставляет услуги бизнес-разведки. С начала полномасштабной войны в фокусе – военная аналитика. Сколько стоит аналитика на основе открытых данных в Украине
«Рынок вокруг открытых данных в Украине до полномасштабной войны оценивался в десятки миллиардов гривен», – говорит CEO и основатель аналитической платформы YouControl Сергей Мильман. Однако после февраля 2022 года государство закрыло 400 важных наборов данных. Из-за этого, по оценке YouControl, граждане и бизнес теряют ежедневно по меньшей мере 90 млн грн. Впрочем, похоже, что это проблема не для всех.
Большинство реестров открыто, а данные, которые были закрыты, все равно можно получить, говорит основатель украинского агентства по бизнес-разведке Артем Старосек. Он – выходец из Noosphere Ventures украинского предпринимателя Максима Полякова, где до 2018 года занимался проверкой объектов инвестирования фонда.
Основной бизнес Старосека – четырехлетнее агентство бизнес-разведки Molfar. В 90% случаях работа его аналитиков – поиск информации из открытых источников, или OSINT. Остальные 10% – извлечение непубличных данных. Среди коммерческих услуг – поиск информации об отдельном лице или компании, анализ рынка, конкурентная разведка и обучение OSINT.
На волонтерской основе Molfar занимается военной аналитикой. Только в 2022-м агентство провело 286 расследований военных преступлений РФ.
С февраля 2022-го спрос на услуги агентства вырос втрое, рассказывал Старосек в интервью «Детектору медиа» в феврале 2023-го. Новые клиенты пришли в основном из США, Европы и Израиля. «Грустно, но война нам в этом помогла», – говорит Старосек о приросте иностранных клиентов. Причина спроса – проверка делового партнера на предмет «российского следа», объясняет причину OSINT-спроса Мильман из YouControl.
Точные цифры выручки Molfar Старосек не называет. В то же время информации о Molfar в украинских реестрах немного. Юридическое лицо – Molfar Limited – зарегистрировано в Лондоне. По словам Старосека, он – единственный владелец агентства. Опираясь на средний чек и месячное количество клиентов, Forbes оценил выручку компании за девять месяцев 2023 года в пределах $1–1,5 млн.
Как Старосек научился зарабатывать на OSINT-разведке?
Кому в Украине нужен OSINT
Старосек – выпускник Днепропетровского металлургического института. «Я из Днепра, там все учились на металлургов», – говорит он. Бизнес-бэкграунд получил в Aspen Institute и в Киево-Могилянской бизнес-школе.
В 2019-м он основал Molfar вместе с коллегами Noosphere Ventures, куда попал в 2016-м. «У нас были клевые бонусы для топ-менеджеров. Я вышел с запасом денег, которого было достаточно, чтобы поддерживать команду из пяти-семи человек около года», – говорит Старосек. Сейчас в команде агентства 70 штатных сотрудников, еще 200 – волонтеры, вовлеченные в работу над военными расследованиями. На фанансирование этих проєктов Старосек получил €100 000 от международного фонда European Endowment Democracy (EED).
Для запуска потребовалось до $1 млн, говорит Старосек. Почему Molfar? «Мольфары брали травы, камни и помогали решать проблемы. Мы также решаем проблемы, только на основе открытых источников», – говорит Старосек.
Прибыльным агентство стало уже через год, в 2020-м, добавляет он. Первые два года своего существования Molfar производил исключительно коммерческие проверки компаний, людей, рынков и владельцев бизнесов.
В период с 2019–2020-го агентство начало сотрудничать с «Офисом трансформации» Максима Бахматова. Его организация работает над повышением эффективности государственных и коммунальных учреждений.
Сейчас 40% клиентов Molfar – IT-компании, заказывающие проверку потенциальных сотрудников и анализ рынка. Среди текущих заказчиков – компания по веб-разработке Auxility, Boosta Ярослава Баклана, разработчик приложений MacPaw и EOS Data Analytics, поставщик аналитики спутниковых изображений Полякова. Forbes обратился к MacPaw с просьбой оценить качество услуг Molfar, но не получил ответа на момент публикации.
Не все признаются в сотрудничестве со Старосеком публично. «Услуга разведки – сродни работе психотерапевта», – добавляет он.
Еще около 30% клиентов приходится на венчурные фонды, заказывающие проверку бэкграунда стартапов, в которые планируют инвестировать. Molfar сотрудничает с британским Whales Ventures и украинским D3 VC. Называть другие фонды Старосек отказался, ссылаясь на NDA.
Услугами агентства также пользуются предприниматели из рейтинга 20 самых богатых украинцев по версии Forbes, говорит Старосек. Комментировать имена этих клиентов он тоже отказался. «Мы решаем вопросы, касающиеся их личной жизни. Например, кто приходит в дом, кто соседи или люди, с которыми они встречаются», – добавляет он. Сколько платят за подобные сервисы?
Как выглядит Molfar в цифрах
Год основания: 2019
Основатели: Артем Старосек
Первоначальные инвестиции: до $1 млн
Команда: 70 человек
Всего клиентов: 334 по состоянию на октябрь 2023;
Средний чек: $3500 в 2022-м, $5000 в 2023-м;
Выручка: около $1–1,5 млн за девять месяцев 2023-го, по оценке Forbes;
Как зарабатывает Molfar
Всего у Molfar 334 клиента, ежемесячных уникальных клиентов – 25, говорит Старосек. Среди них – постоянники, которые обращаются в агентство около трех–пяти раз в месяц. А также клиенты, которым нужен OSINT не чаще двух раз в год, добавляет он.
В 2023 году средний чек агентства вырос почти в полтора раза – с $3500 до $5000. Самая популярная услуга – поиск информации о физических лицах.
На втором месте – обучение OSINT-разведке. Спрос вырос в пять раз, говорит Старосек. Базовый курс стоимостью $60 на 12 лекций обучает фактчекингу, поиску в реестрах, соцсетях, а также анонимному сбору информации. Продвинутый стоимостью $65 на восемь лекций – анализировать финансовые риски, источник происхождения активов и находить слабые места конкурентов, свидетельствуют данные платформы онлайн-обучения Udemy.
В планах Molfar – развитие гибридного бизнеса. В конце сентября 2023-го агентство приобрело IT-издание AIN Ильи Бошнякова. Он – бывший HR-директор в Noosphere Максим Поляков. До покупки AIN фаундер Molfar помогал Бошнякову с анализом медиарынка. Подобные услуги Molfar оказывал и изданию Vector. На этом кадровые конфигурации в издании не закончились. 3 октября новым главным редактором AIN стал Александр Стрельников – бывший Lead Editor в DOU. Ранее должность занимал Илья Кабачинский.
Это не первый случай, когда бывшие работники Полякова становятся владельцами СМИ. В 2023 году экс-руководительница PR-направления Noosphere Татьяна Снопко приобрела онлайн-медиа Delo.ua и сайт «Главком». Оба медиа работают на украинском рынке более 10 лет.
Утверждение о возможных связях AIN со своим бывшим работодателем Старосек отвергает: «Да, я работал у Максима (Полякова. – Ред.) до создания Molfar. Разве это значит, что компании, где я работаю сейчас, ему принадлежат?».
Сумма соглашения между AIN и Molfar является коммерческой тайной, но «цена рыночная», сказал Старосек в разговоре с Forbes. Будет ли он покупать в будущем другие бизнесы в экосистему Molfar – не исключает.
Дисклеймер: после публикации уточнен источник финансирования гранта.




Вы нашли ошибку или неточность?
Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.