27 июня 2017 года. В мире бушует вирус NotPetya. Предприятия промышленно‑строительной группы «Ковальська» вернулись в эпоху до интернета: бумаги, звонки, файлы на локальных компьютерах. «NotPetya уничтожил всю систему управления»,– вспоминает гендиректор компании Сергей Пилипенко, 39. Ядро данных сохранилось случайно – вовремя отключили сервера.
Amazon інвестує мільярди доларів у ШІ, роботів та машинне навчання. Якими принципами й правилами керується компанія?
Дізнайтеся вже 22 листопада на Forbes Tech 2024. Купуйте квиток за посиланням!
Выжженное поле – лучший фундамент для новой IT‑системы, решили в компании. Три года «Ковальська» диджитализирует процессы. На карантине это дало свои плоды.
«Ковальська» – крупнейший в Украине производитель бетона. Группа также выпускает железобетонные конструкции, тротуарную плитку и строительные смеси. В ее составе 12 производств и 4500 сотрудников, оборот в 2019 году превысил 9 млрд грн.
Где в строительстве место инновациям?
«Наша задача – создать цифрового двойника компании, чтобы следить за операционной деятельностью и управлять ею», – объясняет Пилипенко. С начала 2020 года компания объединяет управление предприятиями в одной ERP‑системе, написанной вместе с IT‑Enterprise. У партнера большой опыт работы со строителями. «Расходы на обеспечение строительства снизились на 5–7%»,– говорит про работу с системами IT‑Enterprise глава отдела безопасности и информационных технологий «Киевгорстроя» Денис Марк.
Модули для контроля производства, складов и логистики помогают компании сокращать расходы и планировать поставки. Последнее оказалось критически важным во время пандемии. В апреле спрос на основную строительную продукцию, бетон и железобетонные конструкции обрушился на 35%.
В прошлом году «Ковальська» инвестировала в развитие 853 млн грн. Покупка двух заводов обошлась в 400 млн грн. В 2020 году капитальные инвестиции сократятся примерно вдвое. Но не на IT: только контракт с IT‑Enterprise ежегодно обходится примерно в $1 млн. За автоматизацию бизнеса отвечает команда из 30 человек, пять – обеспечивают защиту информации. Все данные «Ковальська» хранит в облаке.
Контролировать все помогает система цифрового бюджетирования. «Мы видим доходы и расходы всех подразделений в онлайн‑режиме. Это очень важно для крупного бизнеса, когда невозможно физически проследить за всеми процессами», – объясняет Пилипенко.
Раньше «Ковальська» покупала материалы у поставщиков напрямую. С февраля по июнь 2020 года группа провела около 300 открытых торгов на площадке SmartTender в системе ProZorro. В среднем в торгах участвовало по пять подрядчиков, рассказывает администратор закупочных политик и процедур компании «Ковальська» Сергей Чорновил. Экономия составила 22%. «Оптимизация закупок позволит нам в будущем сэкономить до 10% оборота»,– говорит Пилипенко.
Еще одна его цель — строить больше. Девелоперское подразделение «Ковальська Нерухомість» с 2002 года ввело в строй 26 домов. Преимущество перед конкурентами – вертикальная интеграция, 80% ключевых строительных материалов поставляют собственные производства.
«Ковальська» не прекращала строить даже в пандемию. Клиенты оценили. «Продажи восстановились в мае, а июнь‑июль мы провели с опережением плана. Отложенный спрос»,– говорит Пилипенко.
Кризис ударил по доходам граждан, и восстановление не будет быстрым. Что делать? Снижать расходы на строительство. Главный инструмент компании – информационное моделирование зданий, основанное на данных. Благодаря ему у застройщика еще до начала работ есть полная 3D‑визуализация объекта: проект, архитектура, сметные показатели. «Мы знаем точную стоимость возведения дома, объем необходимых материалов и даже человеко‑часов»,– объясняет Пилипенко. Это позволяет снизить отклонение от расчетной стоимости до 5%.
Вторая инновация – переход на сборные железобетонные конструкции. Проще говоря, «Ковальська» займется строительством панельных домов. К этому подталкивает спрос на недорогое жилье и новые строительные нормы, ограничивающие плотность и этажность застройки в небольших городах. «Пригороды Киева перейдут на шести‑девятиэтажную застройку,– прогнозирует Пилипенко. – Возводить их из монолита крайне неэффективно».
В 2020 году компания потратит 90 млн грн на переоборудование мощностей под выпуск «панелек». Задача – возводить дома за один сезон с себестоимостью около $500 за квадратный метр.
Первую волну пандемии «Ковальська» прошла сравнительно легко: оптимизировала штат на 10%, временно останавливала два завода. А пока рынок отходит от карантина, есть время продолжить цифровую трансформацию – в планах полностью перейти на электронный документооборот.
Опубликовано в третьем номере журнала Forbes (сентябрь 2020)
Вы нашли ошибку или неточность?
Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.