Категория
Инновации
Дата

Цифровой бетон. Зачем промышленно-строительная группа «Ковальська» создает виртуального двойника

3 хв читання

Сергей Пилипенко успешно диджитализирует одну из древнейших отраслей. /Александр Чекменев

Сергей Пилипенко успешно диджитализирует одну из древнейших отраслей. Фото Александр Чекменев

27 июня 2017 года. В мире бушует вирус NotPetya. Предприятия промышленно‑строительной группы «Ковальська» вернулись в эпоху до интернета: бумаги, звонки, файлы на локальных компьютерах. «NotPetya уничтожил всю систему управления»,– вспоминает гендиректор компании Сергей Пилипенко, 39. Ядро данных сохранилось случайно – вовремя отключили сервера.

За 12 років консалтингова компанія Franchise Group створила 600+ франшиз. Як масштабувати бізнес за допомогою франшизи в часи турбулентності? Отримайте інсайти і стратегії на Форумі підприємців від власниці та СЕО Franchise Group Мирослави Козачук. Купуйте квиток за посиланням.

Выжженное поле – лучший фундамент для новой IT‑системы, решили в компании. Три года «Ковальська» диджитализирует процессы. На карантине это дало свои плоды.

«Ковальська» – крупнейший в Украине производитель бетона. Группа также выпускает железобетонные конструкции, тротуарную плитку и строительные смеси. В ее составе 12 производств и 4500 сотрудников, оборот в 2019 году превысил 9 млрд грн.

Где в строительстве место инновациям?

«Наша задача – создать цифрового двойника компании, чтобы следить за операционной деятельностью и управлять ею», – объясняет Пилипенко. С начала 2020 года компания объединяет управление предприятиями в одной ERP‑системе, написанной вместе с IT‑Enterprise. У партнера большой опыт работы со строителями. «Расходы на обеспечение строительства снизились на 5–7%»,– говорит про работу с системами IT‑Enterprise глава отдела безопасности и информационных технологий «Киевгорстроя» Денис Марк.

Модули для контроля производства, складов и логистики помогают компании сокращать расходы и планировать поставки. Последнее оказалось критически важным во время пандемии. В апреле спрос на основную строительную продукцию, бетон и железобетонные конструкции обрушился на 35%.

В прошлом году «Ковальська» инвестировала в развитие 853 млн грн. Покупка двух заводов обошлась в 400 млн грн. В 2020 году капитальные инвестиции сократятся примерно вдвое. Но не на IT: только контракт с IT‑Enterprise ежегодно обходится примерно в $1 млн. За автоматизацию бизнеса отвечает команда из 30 человек, пять – обеспечивают защиту информации. Все данные «Ковальська» хранит в облаке.

Контролировать все помогает система цифрового бюджетирования. «Мы видим доходы и расходы всех подразделений в онлайн‑режиме. Это очень важно для крупного бизнеса, когда невозможно физически проследить за всеми процессами», – объясняет Пилипенко.

Раньше «Ковальська» покупала материалы у поставщиков напрямую. С февраля по июнь 2020 года группа провела около 300 открытых торгов на площадке SmartTender в системе ProZorro. В среднем в торгах участвовало по пять подрядчиков, рассказывает администратор закупочных политик и процедур компании «Ковальська» Сергей Чорновил. Экономия составила 22%. «Оптимизация закупок позволит нам в будущем сэкономить до 10% оборота»,– говорит Пилипенко.

Еще одна его цель — строить больше. Девелоперское подразделение «Ковальська Нерухомість» с 2002 года ввело в строй 26 домов. Преимущество перед конкурентами – вертикальная интеграция, 80% ключевых строительных материалов поставляют собственные производства.

Александр Чекменев

«Ковальська» – поставщик бетона №1 в стране. Основатели хотят за пять лет вывести ее в число крупнейших застройщиков. Должны помочь цифровизация и «панельки». Фото Александр Чекменев

«Ковальська» не прекращала строить даже в пандемию. Клиенты оценили. «Продажи восстановились в мае, а июнь‑июль мы провели с опережением плана. Отложенный спрос»,– говорит Пилипенко.

Кризис ударил по доходам граждан, и восстановление не будет быстрым. Что делать? Снижать расходы на строительство. Главный инструмент компании – информационное моделирование зданий, основанное на данных. Благодаря ему у застройщика еще до начала работ есть полная 3D‑визуализация объекта: проект, архитектура, сметные показатели. «Мы знаем точную стоимость возведения дома, объем необходимых материалов и даже человеко‑часов»,– объясняет Пилипенко. Это позволяет снизить отклонение от расчетной стоимости до 5%.

Вторая инновация – переход на сборные железобетонные конструкции. Проще говоря, «Ковальська» займется строительством панельных домов. К этому подталкивает спрос на недорогое жилье и новые строительные нормы, ограничивающие плотность и этажность застройки в небольших городах. «Пригороды Киева перейдут на шести‑девятиэтажную застройку,– прогнозирует Пилипенко. – Возводить их из монолита крайне неэффективно».

В 2020 году компания потратит 90 млн грн на переоборудование мощностей под выпуск «панелек». Задача – возводить дома за один сезон с себестоимостью около $500 за квадратный метр.

Первую волну пандемии «Ковальська» прошла сравнительно легко: оптимизировала штат на 10%, временно останавливала два завода. А пока рынок отходит от карантина, есть время продолжить цифровую трансформацию – в планах полностью перейти на электронный документооборот.

Опубликовано в третьем номере журнала Forbes (сентябрь 2020)

Материалы по теме

Вы нашли ошибку или неточность?

Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.

Исправить
Предыдущий слайд
Следующий слайд
Новый выпуск Forbes Ukraine

Заказывайте с бесплатной курьерской доставкой по Украине