Ян Гордиенко (YanGo), блогер и основатель SnapMe Studio. /Александр Чекменев
Категория
Инновации
Дата

Ян Гордиенко стал звездой YouTube с контрактами на сотни тысяч долларов, но забросил любимую площадку. Зачем блогер подался в бизнес

6 хв читання

Ян Гордиенко (YanGo), блогер и основатель SnapMe Studio. Фото Александр Чекменев

Подростку из Краматорска первые $80 от «партнерки» казались целым состоянием. Теперь его гонорары исчисляются тысячами долларов. Чего он ждет от собственного бизнеса?

Для комфортной жизни достаточно $15 000 в месяц, говорит Ян Гордиенко (YanGo), 22. Эти деньги №9 в списке самых популярных инфлюэнсеров украинского Forbes зарабатывает за несколько постов в соцсетях. За его творчеством следят 10 млн подписчиков в YouTube, Instagram и TikTok. База аудитории есть. Взрывной рост – позади.

YouTube-канал со скетчами и пранками годами был главным источником дохода, но больше не вдохновляет. Летом 2021-го Гордиенко запустил «настоящий» бизнес – фотопарк SnapMe Studio для коллег по цеху. Спасет ли это от выгорания?

YouTube вместо университета

Подростком Ян Гордиенко фанател от звезд русскоязычного YouTube Саши Спилберг и Ромы Желудя. «Для меня эти ребята были похожи на кумиров», – говорит он. 

Родители увлечение не поддерживали, а 2014-м у семьи появились другие заботы. Весной родители вывезли Яна и его младшего брата Тихона из оккупированного родного Краматорска на Западную Украину.

Украинские войска освободили город в июне, семья вскоре вернулась домой. Но жизнь на новом месте, где его никто не знает, 15-летний Гордиенко воспринял как шанс – решился снимать короткие ролики-вайны.

Приложение Vine с зацикленными шестисекундными видео как раз было на пике популярности. Фаундеры Дом Хофманн, Колин Кролл и Рус Юсупов в 2012-м продали свой стартап Twitter за $30 млн еще до официального запуска. Vine родил новое поколение инфлюэнсеров, но на волне не задержался – не выдержал конкуренции со Snapchat и Instagram. Проект закрыли в 2016 году.

Гордиенко забросил сервис намного раньше – в СНГ популярнее был YouTube. Канал он завел в октябре 2014 года. За два месяца набралось 30 000 подписчиков, через полтора года – миллион.

Как это получилось? Удавалось интуитивно понимать рынок и ловить тренды, объясняет блогер. Смешные лайфстайловые ролики аудитория оценила. Когда пришло время выбирать между университетом и YouTube, учеба отошла на второй план – карьера блогера шла в гору. Дилемма была в другом: остаться в Украине или податься в Россию. Населения там больше, офисы Puma, Nike и других крупных рекламодателей находятся в Москве, аргументирует Гордиенко. «Развитие было настолько сумасшедшее, настолько крутое, что не было варианта лучше, чем Москва», – рассказывает он.

Гонорары и выгорание

Первые деньги от партнерской программы YouTube начали приходить практически сразу после запуска канала. Сегодня, чтобы участвовать в «партнерке», ютуберу нужно минимум 1000 подписчиков и 4000 часов просмотра видео.

«$80, это уже было ух!» – смеется Гордиенко. Отчисления росли вместе с аудиторией. Следом подтянулись спонсоры – за рекламу сервера игры GTA: San Andreas заплатили больше $1000. Крупнейшая интеграция в карьере принесла $95 000 –заказчика блогер не раскрывает.

«Я только последний год стал вести какой-то учет, – разводит руками Гордиенко. – Раньше деньги просто испарялись». За шесть лет лишь в YouTube у него собралось 4,7 млн подписчиков. «Стоимость контракта с таким инфлюенсером может стартовать от $5000 и доходить до нескольких десятков тысяч», – оценивает руководитель по развитию бизнеса медиаплатформы AIR Media-Tech Вера Сливинская.

Украинские бренды постепенно распробовали рекламу у блогеров. В 2020 году потратили на инфлюэнс-маркетинг почти 337 млн грн, подсчитали в IAB Ukraine. В 2021-м рынок вырастет на 50%, прогнозирует Всеукраинская рекламная коалиция.

Озвучивать расценки Гордиенко не стесняется. Сторис в Instagram обойдется бренду $1200-2500, видео – $6000-6500. За одноразовые проекты берется редко – выгоднее продавать пакет услуг с небольшой скидкой. Контракт может потянуть и на $5000, и на $11 000, говорит он. В последние полгода в его аккаунтах появляются посты с упоминанием Calvin Clein, Martini и российского Сбербанка.

YouTube приносит креаторам больше всего денег. В среднем американские блогеры зарабатывают на видеохостинге $4118 в месяц, в Instagram – $3853, подсчитали в маркетинговой компании NeoReach. Этот источник дохода Гордиенко едва не потерял. В 2018-м блогер переехал из Москвы в Киев и надолго забросил канал – снимал видео лишь изредка, для души.

YouTube простоя не прощает. Для развлекательных каналов, как у Гордиенко, Magic Five, ИванГая, Егорика нужно выпускать хотя бы 10-12 видео в месяц, говорит лейбл-директор белорусской партнерской сети MediaCube Дмитрий Радченко.

У Гордиенко на это не было сил – накрыло выгорание. «В какой-то момент в Москве я думал: все, меня ничего не спасет», – говорит он. Считал, что никто не сделает лучше меня, брался за неинтересные рекламные проекты только из-за денег, перечисляет ошибки он.

Некогда любимый YouTube уже не вдохновлял, актерская карьера – тоже. В 2016-м Гордиенко получил эпизодические роли в новогодней франшизе «Елки-5» и скандальном проекте «Взломать блогеров» продюсера Тимура Бекмамбетова. Последний едва собрал $120 000 в прокате и получил рейтинг IMDb 1,1 из 10.

Александр Чекменев

SnapMe работает по единому тарифу. За 200 грн в будни и 300 грн на выходных посетители могут снимать во всех локациях целый день. Фото Александр Чекменев

Во «Взломать блогеров» Гордиенко пошел ради 30-секундного появления на экране и спонсорского контракта. «Очень повезло, по факту я был в шажке от зашквара», – сознается он. На вопрос, согласится ли он на еще одно приглашение Бекмамбетова, блогер отвечает: «Никогда в жизни».

Осенью 2019 года Гордиенко в очередной раз пригласили в популярное тревел-шоу «Орел и Решка». Кастинг на ведущего и двухмесячные съемки восьми выпусков прошли успешно. Контракт был на 60 эпизодов, но из-за пандемии канал его разорвал. «Мы не успели взлететь, как нас прикрыли, – вздыхает блогер. – Просто мне очень не повезло с локдауном».

Со съемок Гордиенко вернулся в арендованную киевскую квартиру без четкого плана. Попробовал запустить небольшой бизнес HoldMyMask. В производство шнурков, на которых можно носить медицинскую маску на груди, вложил $5000. Продать удалось около 1500 штук. Пока искали новую стратегию продаж, в Украине закончился локдаун. Смысла активно развивать проект Гордиенко не видел.

В декабре 2020-го MediaCube предложил блогеру реанимировать YouTube-канал и поработать с их лейблом. Обычно медиасеть так продвигает начинающих авторов, говорит Радченко, миллионник-Гордиенко стал исключением. К тому времени просмотры на канале просели до 80 000 на видео. Гордиенко привык к другим цифрам. Самый успешный его ролик – пародию на клип группы «Грибы» – посмотрели 20 млн раз. 

К июню 2021-го с командой из восьми человек удалось выйти на 500 000 просмотров и расти на 60 000–70 000 подписчиков в месяц. Из выделенных $50 000 потратили $38 000, но Гордиенко опять потерял интерес – работа отнимала все силы. Увлечение экстремальным спортом тоже пришлось отложить. «Я учусь на пилота, но пропустил все занятия за полгода», – вздыхает он. Канал снова поставлен на паузу.

Материалы по теме

Новый бизнес vs новый карантин

Теперь у Гордиенко новое увлечение – контент-парк SnapMe Studio в «Планете Кино» на третьем этаже столичного ТРЦ River Mall. Партнеров – рестораторов Евгения Дулина, Ольгу Рыжик и Одарку Шевченко – основатель знал несколько лет. «Я много тусовался в их баре Hangover», – смеется Гордиенко.

Летом 2020-го фаундеры продали заведение и искали, чем заняться. Дулин загорелся идеей открыть фотостудию для блогеров, предложил ее Гордиенко. Детали обсудили по дороге из Борисполя в Киев, доли поделили поровну на четверых. На оборудование студии на 12 ячеек с разными интерьерами потратили до $90 000, подсчитывает Дулин.

Каждая комната обошлась в $1500, на остальные деньги обустроили пожарную систему и внесли большой аванс за аренду. На ней удалось сэкономить – помещение снимают не напрямую у River Mall, а у кинотеатра «Планета Кино», который договорился о пониженной ставке. По оценке Forbes, средняя цена в этом ТРЦ – $30 за квадратный метр.

«Супермаркеты и кинотеатры платят где-то посередине между «ничего» и самой высокой ставкой», – говорит совладелец сети Дмитрий Деркач, не разглашая точную сумму. В 2020-м году их с Андреем Шпигом компания, согласно открытой финансовой отчетности, получила почти 121 млн грн убытков. Компенсировать хотя бы малую часть расходов было кстати.

SnapMe работает по единому тарифу. За 200 грн в будни и 300 грн на выходных посетители могут снимать во всех локациях целый день. Аренда обычной фотостудии обойдется существенно дороже. В среднем по Киеву – 600-700 грн в час, говорит совладелец студий Loft31 и 193 Дмитрий Ромас.

Александр Чекменев

Теперь у Гордиенко новое увлечение – контент-парк SnapMe Studio в «Планете Кино» на третьем этаже столичного ТРЦ River Mall. Фото Александр Чекменев

Как будет зарабатывать SnapMe Studio? На потоке клиентов, уверен Дулин. Пока набирается до 400 человек в месяц. Аренду оплатили на полгода вперед. Если отбросить эти расходы, предприятие уже вышло в ноль, утверждает фаундер.

Основная аудитория SnapMe – блогеры, но оказалось, что бюджетная локация для съемок нужна и мелким предпринимателям. Основатели не исключают, что в дальнейшем услуг будет больше, а тарифы станут выше. Они собираются сдавать в аренду реквизит и новые модели iPhone, проводить платные лекции и мастер-классы популярных блогеров.

Новая вспышка COVID-19 может накрыть Украину уже в середине августа, прогнозирует Киевская школа экономики. Правительство и городские власти готовятся к локдауну. Что будет с фотостудией? Покупатель заплатил за Hangover больше $1 млн, говорит Дулин, кормить команду из пяти человек экс-владельцы смогут несколько лет.

В условиях неопределенности точных планов на масштабирование тоже нет, лишь задумки. Киевский SnapMe можно расширить почти вдвое. Дальше – открывать филиалы в одесской, львовской или харьковской «Планете Кино». Гордиенко проектом горит – в операционку он вникает мало, больше занимается продвижением. Что будет дальше? Идей для следующего бизнеса много, но нужно хорошо сделать что-то одно, говорит блогер.

Материалы по теме

Вы нашли ошибку или неточность?

Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.

Предыдущий слайд
Следующий слайд