«Яндекс» продает один из главных рупоров пропаганды другу Путина. Сколько это стоит и как устроено /Depositphotos
Категория
Инновации
Дата

«Яндекс» продает один из главных рупоров пропаганды другу Путина. Сколько это стоит и как устроено

3 хв читання

Depositphotos

28 апреля российский «Яндекс» договорился о сделке по продаже своих новостных сервисов – «Дзен» и «Новости» – холдингу VK (ранее Mail.ru Group). Что это говорит об экономике пропаганды

«Яндекс» твердо решил продать свои новостные активы еще в середине марта, пишут российские СМИ, из-за их токсичности. Компания еще не попала под санкции США и ЕС, но сообщала о риске дефолта и свернула инвестиции.

1 марта бывший руководитель «Яндекс.Новостей» Лев Гершензон назвал ее «ключевым элементом в сокрытии информации о войне» и призвал сотрудников уволиться. В ответ управляющий директор Яндекса Тигран Худаверян написал, что приоритет компании – это безопасность ее сотрудников и работа сервисов. «По этим причинам мы не можем вылезти на броневик», – сказал Худаверян.

16 марта его включили в санкционный список ЕС, а Худаверян ушел со своего поста и вышел из совета директоров. Главная компания Яндекса, как и его совместное предприятие с Uber, зарегистрировано в Нидерландах. Капитализация сейчас достигает $6,7 млрд против $30 млрд в ноябре 2021-го.

На что рассчитывает «Яндекс»

«Если «Яндекс» хочет продолжать быть крупной технологической компанией, ему нужно сфокусироваться на том, что ни при каких условиях не может быть политизировано», – цитирует издание The Bell нынешнего руководителя «Яндекс.Дзэна» Антона Фролова. Это блог-сервис, который посещают более 20 млн человек каждый день. Новые приоритеты для Яндекса – поиск, рекламный бизнес, облачные сервисы, такси и беспилотные технологии.

По словам бывшего директора по распространению технологий «Яндекса» и топ-менеджера Parimatch Григория Бакунова, впервые о закрытии «Новостей» задумались еще в 2013–2014 годах на фоне освещения вторжения в Украину. Решения тогда вроде бы не приняли из-за смерти одного из управляющих основателей Ильи Сегаловича. По данным самого Яндекса, их новостной агрегатор посещают более 10 млн человек в день. Формальное давление на него началось в 2016 году, после принятия закона «О новостных агрегаторах», который обязывал проверять информацию на правдивость и вводил штрафы. После этого с ленты исчезли все СМИ, не зарегистрированные Роскомнадзором. Сейчас в России запрещено называть вооруженную агрессию против Украины войной.

Соглашение с VK пока имеет больше вопросов, чем ответов, пишет российский Forbes. Холдинг, созданный на базе интернет-гиганта Mail.ru и соцсети VK, не располагает достаточным объемом трафика для новостного агрегатора.

Если убрать его с главной страницы поисковика, это приведет к падению посещаемости. Если этого не делать, то, несмотря на смену формального владельца, для пользователей ситуация может остаться неизменной: на главной странице так и останутся цензурированные новости, но как «общий проект с VK». Цена вопроса с учетом обвала стоимости «Яндекса» может составлять несколько сотен миллионов долларов, рассказал изданию бывший топ-менеджер. Возможен обмен – вместо денег продавец может забрать себе один из сервисов доставки еды в структуре VK.

При чем здесь друзья Путина

Холдинг VK с недавнего времени находится фактически под государственным контролем: в декабре 2021 года миллиардер Алишер Усманов продал контрольную часть страховой группе «Согаз», которой владеет Юрий Ковальчук. Этого олигарха, давно знакомого с Путиным, называют «генералом дезинформационной войны» и, по сообщениям ряда журналистов, сейчас Ковальчук – единственный, кто имеет прямой доступ и влияние на Путина.

После соглашения новым руководителем VK стал Владимир Кириенко, сын первого замглавы Администрации президента РФ. Вместе с отцом он фигурирует в международных санкционных списках. Компания тоже переживает не лучшие времена: в первом квартале 2022 года ее выручка выросла всего на 9%, это самый маленький показатель за многие годы. В то же время чистый убыток вырос в семь раз, до 7,3 млрд рублей, или около $100 млн по текущему курсу.

Ранее Яндекс уже распродавал свои активы. Так, компания продала свой сервис «Яндекс.Деньги» государственному Сбербанку. Среди незакрытых вопросов остается доля Uber в агрегаторе «Яндекс.Такси». Еще с марта американский стартап ищет способы продать актив, но пока не сообщал о соглашении, ранее оцениваемом примерно в $1 млрд.

Сам «Яндекс» давно находится на крючке у российских властей. К примеру, компания имеет механизм «золотой акции», предупреждающий продажи ключевых активов. Он находится на балансе «Сбербанка», пишет издание «Проект». В 2020 году компания провела еще одну реструктуризацию и отдала контроль в фонд, зарегистрированный в калининградском офшоре.

Материалы по теме

Вы нашли ошибку или неточность?

Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.

Предыдущий слайд
Следующий слайд