60 тысяч украинцев производят детали для BMW, Volkswagen и других автогигантов. Могут ли украинские заводы выполнять контракты под вой сирен
Категория
Картина дня
Дата

60 тысяч украинцев производят детали для BMW, Volkswagen и других автогигантов. Могут ли украинские заводы выполнять контракты под вой сирен

В последние годы в Украине появилось свыше двух десятков производителей автокомпонентов, но война может существенно сократить отрасль с годовым оборотом более $500 млн. Кто под угрозой остановки и насколько восстановились основные игроки?

Forbes запустил YouTube-проект «Країна героїв». Смотрите новый эпизод о ХЕРСОНЕ после оккупации

В Украине работают 22 мировых и региональных производителя в отрасли деталей для авто, на которых задействовано почти 60 000 работников. Основная специализация – мелкие детали, требующие большого объема ручной работы.

По оценкам AutoAnalysis, украинские заводы обеспечивали 20% европейских поставок кабельных сетей. Также они предлагают пошив автосидений, производство пластиковых переключателей и электроники.

Иностранных инвесторов привлекают дешевая рабочая сила и близость к границе со странами ЕС. Война нивелировала преимущества и подняла вопрос о целесообразности новых заказов. В состоянии ли украинские заводы выполнять контракты под вой тревожных сирен?

Для мировых автоконцернов это не гипотетический вопрос. Наиболее крупные из них уже несколько раз приостанавливали выпуск машин из-за прекращения поставок комплектующих из Украины. Вот несколько примеров. Volkswagen Group приостановил производство на заводах в Цвиккау, Дрездене и флагманских в Вольфсбурге и Братиславе. BMW сократило производство на предприятиях Германии, в Мюнхене и Дингольфинге, на заводе по производству двигателей в Австрии, а также на британском заводе Mini. То же самое сделал Daimler на заводе в Зиндельфингене. Porsche временно закрывал завод в Лейпциге.

Консалтинговая компания IHS Markit, которую цитирует WSJ, прогнозирует, что из-за войны в Украине мировые автоконцерны не смогут произвести в 2022 году от 1,5 до 3 млн автомобилей, или 2–4% мирового объема. По данным менеджера Украинского автомобильного кластера Ольги Трофимовой, европейские автопроизводители уже снизили производство на 20% и сейчас разрабатывают эвакуационные планы на случай потери украинских поставщиков.

Forbes спросил основных игроков рынка о том, как они справляются с наибольшим в своей истории кризисом и планируют ли оставаться в Украине.

60 тысяч украинцев производят детали для BMW, Volkswagen и других автогигантов. Могут ли украинские заводы выполнять контракты под вой сирен /Фото 1

Sebn UA

Выручка за три квартала 2021 года: €50 млн

Производит кабельную продукцию для Volkswagen Group с 2006 года на заводах в Тернополе, Черновцах, Черткове и Хмельницком. 24–25 февраля «дочка» немецко-японской Sumitomo Electric Bordnetze SE приостановила производство, но уже с понедельника, 28 февраля, возобновила на треть.

Сейчас, по словам операционного директора компании Александра Шлампа, два завода работают в две смены, остальные – в одну удлиненную. Предприятие производит 70% от довоенных объемов.

«Мы вернулись, чтобы показать клиенту, что готовы производить и отправлять продукцию», – говорит Шламп. Война в Украине – не единственная причина производственных сбоев VW Group. Автомобильная отрасль с прошлого года пытается решить проблему дефицита полупроводников. «Все это привело к разрушению глобальных цепочек снабжения», – говорит Шламп.

Сейчас у компании профицит персонала 10–15%. Тем, кто не задействован в производстве, выплачивается ⅔ оклада.

Шламп говорит, что на встрече с персоналом представители VW заверили, что не собираются уходить из Украины. В настоящее время компания не отменила ни одного совместного проекта. Может ли VW найти альтернативу украинской электрической проводке? «Может», – говорит Шламп. Для этого требуется несколько десятков миллионов евро и около двух лет.

Fujikura

Выручка в 2021 году: €40 млн

Кабельные жгуты с завода Fujikura Automotive Ukraine Lviv устанавливаются на VW Touran, Porsche Cayenne и Macan, Skoda Fabia и другие популярные модели Volkswagen Group.

Войну компания встретила с запасами сырья, которого должно было хватить на несколько недель работы. На предприятии установили резервный дизель-генератор, бэкап-интернет и сформировали запасы технической воды. Отсутствие укрытия на производстве отправило компанию в простой более чем на две недели. С 18 апреля завод возобновил производство на 100% и работает в три довоенных смены. В случае тревоги нанятые автобусы отвозят персонал до ближайшего укрытия, расположенного в 5–6 км от завода.

«Заказы остались на уровне прошлого года», – говорит и. о. гендиректора Андрей Мацыгинный. Часть комплектующих VW резервирует под safety stock – резерв на случай остановки поставок.

Параллельно компания разрабатывает альтернативный план, предусматривающий частичный или полный перенос производства в более безопасное место. «Эта опция активируется, если мы не сможем реализовать свои обещания, – говорит Мацыгинный. – Все будет зависеть от стабильности в нашем регионе». Пока что компания приостановила инвестиционные проекты и заморозила бюджетирование.

60 тысяч украинцев производят детали для BMW, Volkswagen и других автогигантов. Могут ли украинские заводы выполнять контракты под вой сирен /Фото 2

Prettl

Выручка в 2021 году: €40 млн

Один из лидеров по поставкам кабельной продукции, немецкая компания Prettl, работает в Украине с 1998 года и имеет два завода: в Каменец-Подольском и Житомире. Они обеспечивают 40% европейской выручки группы.

Компания поставляет комплектующие для поставщиков первого уровня, таких как Bosch или Continental, отгружающие готовую продукцию непосредственно автоконцернам.

Prettl не остановил производство после начала войны и работает на 82% от довоенных возможностей. Вернуться к 100% показателей выполнения плана мешает комендантский час. Компания отказалась от ночных смен, заменив их дополнительными по субботам. С начала войны Prettl выплачивает заработную плату рабочим каждые две недели и наличными.

«Сейчас мы нанимаем сотрудников на обоих заводах, – говорил в начале апреля в интервью немецкому изданию WirtschaftsWoche глава региона EMEA Гюнтер Унгерихт. Клиенты Prettl, по его словам, намерены накопить побольше запасов на своих складах, чтобы иметь возможность преодолеть несколько недель в случае чрезвычайной ситуации.

Prettl работает над тем, чтобы продублировать украинские производственные линии в других странах, таких как Венгрия, Марокко, Мексика и Китай. «Однако мы еще не вывезли ни одну производственную линию из Украины, – говорит Унгерихт. – Потому что не хотим отнимать у людей работу и, следственно, их будущее».

VD MAIS

Выручка в 2021 году: $52 млн

После нападения России киевский производитель электронных компонентов приостановил работу на неделю, но уже с начала марта ощутил увеличение заказов. «Заказчики хотят сформировать запас продукции, – говорит гендиректор фирмы Владимир Давиденко. – Нас тормозит глобальный дефицит электронных компонентов».

Компания производит электронные платы для автомобилей Volkswagen, Audi, Mercedes Benz, Renault, Ford, Skoda. На предприятии работает около 200 человек.

«На 2022 год мы закладывали 25% роста – за счет экспортных заказов и развития услуг по финальной сборке», – говорит Давиденко. VD MAIS инвестировала около $10 млн в строительство завода по производству электроники площадью 16 000 м² – он готов на 90%.

Из-за войны планы пересматриваются. «Пострадали наши крупные заказчики в зонах боевых действий, – говорит Давиденко. – Расширение продаж в ЕС замедляется». Компания перенесла сроки запуска нового завода на неопределенный срок и развернула альтернативную производственную площадку на западе Украины.

Megatex

Выручка в 2021 году: €44 млн

До войны два завода в городах Константиновка (Донецкая область) и Староконстантинов (Хмельницкая область) ежегодно производили около 1,5 млн аккумуляторов в год, которые поставляли европейским дистрибьюторам автомобильных частей, таким как польская Megatex Auto, французская Leroy Accessories Distribution, итальянская SAF. Соотношение экспорта и продаж на внутренний рынок составляло 70% на 30%.

В 2022 году компания планировала увеличить выручку на 15% и начать прямые поставки на конвейеры таких европейских автоконцернов, как Volkswagen и Renault. Вместо экспансии пришлось бежать от боевых действий. С 24 февраля компания перевозит аккумуляторное производство с персоналом в Хмельницкую область.

«Кроме колоссальной финансовой нагрузки на переезд и запуск производства на новом месте, мы фактически вынуждены заново отстраивать наши цепочки поставок в ЕС», – говорит директор по продажам Александр Дронов.

В настоящее время компания экспортирует 90% продукции. Число сотрудников уменьшилось вдвое – до 350 человек.

Материалы по теме
Новый выпуск Forbes Ukraine

Новый выпуск Forbes Ukraine

Заказывайте с бесплатной курьерской доставкой по Украине