Игорь Коломойский, Виктор Пинчук, Ринат Ахметов, Дмитрий Фирташ, Петр Порошенко. Коллаж Анна Наконечная /Getty Images/Shutterstock
Категория
Деньги
Дата

Ахметов отдает все медиа, чтобы не попасть в реестр олигархов. Чем грозит антиолигархический закон богатейшим украинцам

Игорь Коломойский, Виктор Пинчук, Ринат Ахметов, Дмитрий Фирташ, Петр Порошенко. Коллаж Анна Наконечная Фото Getty Images/Shutterstock

11 июля стало известно, что «Медиа Группа Украина» Рината Ахметова отдает государству лицензии на все медиа. Официальная причина – вступление в действие антиолигархического закона. Закон устанавливает новые правила жизни для олигархов, однако позволяет выборочное отношение к тому, кого назначить олигархом. Как он будет работать?

Як мотивувати команду не збавляти темп у надскладних умовах? Дізнайтесь 25 квітня на форумі «Надлюди» від Forbes. Купуйте квиток за посиланням!

«Антиолигархический» закон №1780 (далее – Закон №1780), принятый 23 сентября 2021 года, фактически начал работать 7 мая 2022-го.

Он ввел понятие «олигарх» и анонсировал введение так называемого реестра олигархов.

Согласно закону, олигарх – это физическое лицо, имеющее значительный экономический и политический вес в общественной жизни и отвечающее по меньшей мере трем из четырех признаков:

  • участвует в политической жизни;
  • оказывает большое влияние на средства массовой информации;
  • конечный собственник предприятия, являющегося субъектом естественных монополий, или занимает монопольное (доминирующее) положение на рынке и в течение года поддерживает или усиливает это положение;
  • подтвержденная стоимость активов лица (и субъектов хозяйствования, бенефициаром которых оно является) превышает 1 млн прожиточных минимумов, установленных для трудоспособных лиц на 1 января соответствующего года. В 2022 году это 2,39 млрд грн.

Такие критерии для выявления «олигарха» сломали стереотип, что олигарх – лицо, у которого очень много денег.

Однако понятие «олигарх», введенное законодателем, подвергалось критике за неточность, что может привести к ошибочному признанию олигархами лиц, далеких от политики, и будет способствовать попаданию в реестр средних и крупных бизнесменов, сокрытию состояния и появлению номинальных собственников имущества. В этой связи активно критиковался и сам Закон №1780.

29 июня 2022 года президент своим указом (далее – решение №459/2022) запустил процесс регистрации олигархов.

Реестр олигархов будет вестись в электронной форме на государственном языке. В реестр не будут вносить сведения, содержащие государственную тайну и служебную информацию. Однако сведения об олигархах, которые вносятся в реестр, не могут быть признаны конфиденциальными.

Реестр будет содержать данные об олигархе, перечень юридических лиц, конечным бенефициарным владельцем которых он является, контакты олигарха, список политиков, к работе которых он причастен.

Выборочный подход

Выявление олигархов и их регистрация – задача СНБО по представлению ее членов, Кабмина, НБУ, СБУ и Антимонопольного комитета. Решение о соответствии «кандидата» в олигархи критериям и его включении в реестр принимается исключительно СНБО. Ни решение №459/2022, ни закон №1780 не предусматривают обязанности СНБО выявлять и регистрировать всех украинских олигархов, рассматривать представление о признании личности олигархом и не устанавливают никаких сроков для этого.

Это позволяет применять выборочный подход к выявлению олигархов в зависимости от различных факторов, не исключая желания самого СНБО и указаний сверху.

Открытым остается вопрос конфликта интересов членов СНБО в рассмотрении вопроса о признании одного из них олигархом. В СНБО по должности входят президент, глава Верховной Рады, министры, глава СБУ, генпрокурор, глава НБУ. У некоторых из них может быть состояние и влияние на медиа. Выходит, орган, отвечающий за «разоблачение» олигархов, потенциально может состоять из тех же олигархов. Будут ли такие лица добросовестно вносить себя в реестр олигархов?

Санкции против олигархов

После признания лица олигархом и включения в реестр ему запрещается:

  • вносить вклады в поддержку политических партий;
  • быть покупателем, бенефициарным владельцем покупателя в ходе приватизации объектов крупной приватизации – государственных предприятий, балансовая стоимость которых превышает 250 млн грн;
  • финансировать любую политическую агитацию, проведение митингов или демонстраций с политическими требованиями.

После включения олигарха в реестр он фактически приравнивается к государственному служащему. Закон возлагает на олигарха обязанность подавать декларацию лица, уполномоченного на выполнение функций государства или местного самоуправления – декларации о доходах, подаваемых госслужащими.

Такая норма обязывает олигархов задекларировать все, чтобы не быть привлеченным к уголовной ответственности за декларирование недостоверной информации.

Что ограничивается на самом деле

На сегодня законодательство Украины позволяет финансировать политические партии олигархам до включения их в реестр. Однако новый закон частично оставляет без внимания деятельность подконтрольных олигарху юридических лиц.

Формально запреты на вклады в поддержку политических партий и финансирование митингов на них не будут распространяться. Это означает, что два из трех запретов не столько запреты, сколько ограничения, которые можно обойти.

Обязанность подавать декларацию об имущественном положении и доходах тоже достаточно формальна, поскольку не влияет на жизнь олигарха и требует его внимания лишь раз в году. Только юристам немного расширили круг возможных клиентов.

Единственное, что будет реально ограничиваться на практике, – право быть покупателем объектов крупной приватизации. А учитывая выборочный подход к «обнаружению» олигархов, СНБО фактически сможет отсеивать неугодных покупателей крупных государственных предприятий.

Контакты под контролем

Хотя Закон №1780 и решение №459/2022, на первый взгляд, касаются только олигархов, они не оставили без внимания лиц, входящих в круг их общения.

В случае контакта публичного служащего с олигархом или его представителем служащий обязан подать декларацию о контактах. В документах четко определено, что значит «контакт», а также введен список исключений. Под контактом с олигархом или его представителем понимается встреча и беседа, в том числе онлайн, общение по телефону или через средства электронной связи, любого содержания.

Декларацию о контактах не следует подавать, если контакт состоялся во время публичной встречи служащего с олигархом или его представителем:

  • в официальных мероприятиях в режиме прямой трансляции по радио, телевидению или через интернет;
  • в судебном заседании;
  • на официальных мероприятиях (совещаниях), инициированных органами государственной власти, при условии, что информация о мероприятии с полным перечнем участников и темой обсуждения размещена на официальном сайте органа власти.

Прежде чем вступить в контакт, олигарх и его представитель обязаны сообщить публичному служащему о факте включения олигарха в реестр. Однако закон не устанавливает ответственности за непредупреждение. Это означает, что наличие контакта с олигархом – проблема контактирующего с ним.

Декларация подается не позднее следующего дня после контакта с олигархом или его представителем, для этого необходимо заполнить электронную форму на сайте СНБО. В декларации следует указать подробную информацию о контакте: о лице, которое ее предоставляет, об олигархе, дате и месте встречи или разговора, его кратком содержании.

Материалы по теме
Контрибьюторы сотрудничают с Forbes на внештатной основе. Их тексты отражают личную точку зрения. У вас другое мнение? Пишите нашей редакторе Татьяне Павлушенко – [email protected]

Вы нашли ошибку или неточность?

Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.

Исправить
Предыдущий слайд
Следующий слайд
Новый выпуск Forbes Ukraine

Заказывайте с бесплатной курьерской доставкой по Украине