Игорь Коломойский, Виктор Пинчук, Ринат Ахметов, Дмитрий Фирташ, Петр Порошенко. Коллаж Анна Наконечная /Getty Images/Shutterstock
Категория
Деньги
Дата

Ахметов отдает все медиа, чтобы не попасть в реестр олигархов. Чем грозит антиолигархический закон богатейшим украинцам

4 хв читання

Игорь Коломойский, Виктор Пинчук, Ринат Ахметов, Дмитрий Фирташ, Петр Порошенко. Коллаж Анна Наконечная Фото Getty Images/Shutterstock

11 июля стало известно, что «Медиа Группа Украина» Рината Ахметова отдает государству лицензии на все медиа. Официальная причина – вступление в действие антиолигархического закона. Закон устанавливает новые правила жизни для олигархов, однако позволяет выборочное отношение к тому, кого назначить олигархом. Как он будет работать?

Практичний МBA від Forbes на реальних кейсах, щоб прокачати навички управління на прикладі Володимира Кудрицького, ексголови правління «Укренерго». 

Премʼєра другого сезону YouTube проєкту «Директорія» вже на каналі Forbes Ukraine!

«Антиолигархический» закон №1780 (далее – Закон №1780), принятый 23 сентября 2021 года, фактически начал работать 7 мая 2022-го.

Он ввел понятие «олигарх» и анонсировал введение так называемого реестра олигархов.

Согласно закону, олигарх – это физическое лицо, имеющее значительный экономический и политический вес в общественной жизни и отвечающее по меньшей мере трем из четырех признаков:

  • участвует в политической жизни;
  • оказывает большое влияние на средства массовой информации;
  • конечный собственник предприятия, являющегося субъектом естественных монополий, или занимает монопольное (доминирующее) положение на рынке и в течение года поддерживает или усиливает это положение;
  • подтвержденная стоимость активов лица (и субъектов хозяйствования, бенефициаром которых оно является) превышает 1 млн прожиточных минимумов, установленных для трудоспособных лиц на 1 января соответствующего года. В 2022 году это 2,39 млрд грн.

Такие критерии для выявления «олигарха» сломали стереотип, что олигарх – лицо, у которого очень много денег.

Однако понятие «олигарх», введенное законодателем, подвергалось критике за неточность, что может привести к ошибочному признанию олигархами лиц, далеких от политики, и будет способствовать попаданию в реестр средних и крупных бизнесменов, сокрытию состояния и появлению номинальных собственников имущества. В этой связи активно критиковался и сам Закон №1780.

29 июня 2022 года президент своим указом (далее – решение №459/2022) запустил процесс регистрации олигархов.

Реестр олигархов будет вестись в электронной форме на государственном языке. В реестр не будут вносить сведения, содержащие государственную тайну и служебную информацию. Однако сведения об олигархах, которые вносятся в реестр, не могут быть признаны конфиденциальными.

Реестр будет содержать данные об олигархе, перечень юридических лиц, конечным бенефициарным владельцем которых он является, контакты олигарха, список политиков, к работе которых он причастен.

Выборочный подход

Выявление олигархов и их регистрация – задача СНБО по представлению ее членов, Кабмина, НБУ, СБУ и Антимонопольного комитета. Решение о соответствии «кандидата» в олигархи критериям и его включении в реестр принимается исключительно СНБО. Ни решение №459/2022, ни закон №1780 не предусматривают обязанности СНБО выявлять и регистрировать всех украинских олигархов, рассматривать представление о признании личности олигархом и не устанавливают никаких сроков для этого.

Это позволяет применять выборочный подход к выявлению олигархов в зависимости от различных факторов, не исключая желания самого СНБО и указаний сверху.

Открытым остается вопрос конфликта интересов членов СНБО в рассмотрении вопроса о признании одного из них олигархом. В СНБО по должности входят президент, глава Верховной Рады, министры, глава СБУ, генпрокурор, глава НБУ. У некоторых из них может быть состояние и влияние на медиа. Выходит, орган, отвечающий за «разоблачение» олигархов, потенциально может состоять из тех же олигархов. Будут ли такие лица добросовестно вносить себя в реестр олигархов?

Санкции против олигархов

После признания лица олигархом и включения в реестр ему запрещается:

  • вносить вклады в поддержку политических партий;
  • быть покупателем, бенефициарным владельцем покупателя в ходе приватизации объектов крупной приватизации – государственных предприятий, балансовая стоимость которых превышает 250 млн грн;
  • финансировать любую политическую агитацию, проведение митингов или демонстраций с политическими требованиями.

После включения олигарха в реестр он фактически приравнивается к государственному служащему. Закон возлагает на олигарха обязанность подавать декларацию лица, уполномоченного на выполнение функций государства или местного самоуправления – декларации о доходах, подаваемых госслужащими.

Такая норма обязывает олигархов задекларировать все, чтобы не быть привлеченным к уголовной ответственности за декларирование недостоверной информации.

Что ограничивается на самом деле

На сегодня законодательство Украины позволяет финансировать политические партии олигархам до включения их в реестр. Однако новый закон частично оставляет без внимания деятельность подконтрольных олигарху юридических лиц.

Формально запреты на вклады в поддержку политических партий и финансирование митингов на них не будут распространяться. Это означает, что два из трех запретов не столько запреты, сколько ограничения, которые можно обойти.

Обязанность подавать декларацию об имущественном положении и доходах тоже достаточно формальна, поскольку не влияет на жизнь олигарха и требует его внимания лишь раз в году. Только юристам немного расширили круг возможных клиентов.

Единственное, что будет реально ограничиваться на практике, – право быть покупателем объектов крупной приватизации. А учитывая выборочный подход к «обнаружению» олигархов, СНБО фактически сможет отсеивать неугодных покупателей крупных государственных предприятий.

Контакты под контролем

Хотя Закон №1780 и решение №459/2022, на первый взгляд, касаются только олигархов, они не оставили без внимания лиц, входящих в круг их общения.

В случае контакта публичного служащего с олигархом или его представителем служащий обязан подать декларацию о контактах. В документах четко определено, что значит «контакт», а также введен список исключений. Под контактом с олигархом или его представителем понимается встреча и беседа, в том числе онлайн, общение по телефону или через средства электронной связи, любого содержания.

Декларацию о контактах не следует подавать, если контакт состоялся во время публичной встречи служащего с олигархом или его представителем:

  • в официальных мероприятиях в режиме прямой трансляции по радио, телевидению или через интернет;
  • в судебном заседании;
  • на официальных мероприятиях (совещаниях), инициированных органами государственной власти, при условии, что информация о мероприятии с полным перечнем участников и темой обсуждения размещена на официальном сайте органа власти.

Прежде чем вступить в контакт, олигарх и его представитель обязаны сообщить публичному служащему о факте включения олигарха в реестр. Однако закон не устанавливает ответственности за непредупреждение. Это означает, что наличие контакта с олигархом – проблема контактирующего с ним.

Декларация подается не позднее следующего дня после контакта с олигархом или его представителем, для этого необходимо заполнить электронную форму на сайте СНБО. В декларации следует указать подробную информацию о контакте: о лице, которое ее предоставляет, об олигархе, дате и месте встречи или разговора, его кратком содержании.

Материалы по теме
Контрибьюторы сотрудничают с Forbes на внештатной основе. Их тексты отражают личную точку зрения. У вас другое мнение? Пишите нашей редакторе Татьяне Павлушенко – [email protected]

Вы нашли ошибку или неточность?

Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.

Предыдущий слайд
Следующий слайд