Инвестиционная компания SCM выходит из медийного бизнеса. Об этом говорится в заявлении ее владельца Рината Ахметова. Причина – закон об олигархах. Все лицензии планируют передать государству. Коллаж Анна Наконечная /УНИАН
Категория
Компании
Дата

Гордость или убытки. Что заставило Рината Ахметова отказаться от всего медиабизнеса

4 хв читання

Инвестиционная компания SCM выходит из медийного бизнеса. Об этом говорится в заявлении ее владельца Рината Ахметова. Причина – закон об олигархах. Все лицензии планируют передать государству. Коллаж Анна Наконечная Фото УНИАН

«Медиа Группа Украина» Рината Ахметова отдает государству лицензии на все медиа. Это остановит ее медийный бизнес. В чем причина, что будет с тысячами сотрудников, сколько денег потеряет Ахметов и как это отразится на телевизионном рынке Украины.

Вечером 11 июля на сайте SCM Рината Ахметова появилось сенсационное заявление. «На этой неделе «Медиа Группа Украина» (МГУ. – Forbes) откажется в пользу государства от всех эфирных и спутниковых телевизионных лицензий наших каналов и от лицензий наших печатных медиа в Украине. Мы также прекратим деятельность онлайн-медиа МГУ». То, что это настоящие заявление и намерения, Forbes подтвердила директор по коммуникациям System Capital Management Наталья Емченко.

Официальная причина отказа от лицензий – вступление в действие так называемого антиолигархического закона. Владение медиа – один из критериев, по которому бизнесмены могут войти в реестр олигархов. «Как крупнейший частный инвестор в экономику Украины я неоднократно говорил, что не был, не являюсь и не буду олигархом», – цитирует Ахметова пресс-служба SCM.

«Возврат лицензии – это отказ от деятельности, – объясняет медиаэксперт Александр Глущенко. – Вещатель должен прекратить свою деятельность».

Емченко уточнила, что группа отдает государству лицензии на все медиа без исключения. «Мы не играем в игры, в законе написано «медиа» без уточнений, поэтому в бизнесе SCM никаких лицензий на медиа не будет», – говорит топ-менеджер SCM.

По ее словам, группа пришлет документы для сдачи лицензий в Нацсовет по телевидению и радиовещанию в ближайшее время.

«Если такой запрос к нам придет, мы, конечно, отменим лицензии, – сказала в комментарии Forbes Ольга Герасимьюк, глава Нацсовета по телевидению и радиовещанию. – Следующее действие – передача их на конкурс. Я не думаю, что сейчас есть претенденты на эти лицензии. Если да, то они будут просто лежать».

Анатомия медиахолдинга Ахметова

Анатомия медиахолдинга Ахметова

(нажимность "читать больше")

  • «Медиа Группа Украина» (МГУ) состоит из 10 эфирных и спутниковых телевизионных каналов («Украина», «Украина 24», «Футбол 1/2/3», НЛО TV, «Индиго TV»), интернет-ресурсов «Сегодня» и Vogue (сайт и печатный журнал).
  • До войны Forbes оценивал МГУ в $200 млн. Выручка медиагруппы в 2021 году – 467 млн грн, консолидированный убыток – 936 млн грн.
  • Телеканал «Украина» за последние пять лет (2017–2022) был самым популярным каналом в стране с наиболее широкой аудиторией (возраст: 4+, вся Украина, данные: ІТК), но занимал 4-е место по коммерческой аудитории (возраст: 18–54), города 50 000+). На телеканале выходило популярное политическое ток-шоу «Свобода слова Савика Шустера».
  • Новостной канал «Украина 24» начал полноценное вещание в 2020 году. В 2021 году он стал самым популярным новостным телеканалом страны (возраст: 4+, вся Украина, данные: ІТК).
  • Сайт Segodnya.ua в июне 2021 года имел почти 4,8 млн уникальных читателей (данные Gemius audience). По данным аналитической платформы SimilarWeb, в июне 2022 года на сайте было 56,8 млн посещений (речь не об уникальных читателях).

Активы и люди

Емченко отмечает, что группа передает только лицензии, ни о каких корпоративных правах речи не идет. «Теперь это просто набор разрозненных активов. Что и как с ними делать – предложит менеджмент МГУ», – говорит Емченко. По ее словам, топ-менеджмент и сотрудники узнали о сдаче лицензий из пресс-релиза и новостей. Три сотрудника МГУ и Vogue подтвердили, что для них это полная неожиданность. Все растеряны, говорит источник, близкий к Vogue.

В МГУ работает около 4000 человек, что с ними будет – неизвестно. «План сокращений разработает менеджмент МГУ. Могу сказать только, что людей не обидят», – говорит Емченко.

Неожиданной новость стала не только для сотрудников медиа SCM. Собеседник из руководства «Слуги народа» говорит, что ничего не слышал об этом, хотя несколько дней назад была встреча с представителями SCM, на которой обсуждали «цивилизованное сотрудничество».

«Мы ни с кем из власти ничего не обсуждали и тем более не согласовывали», – уверяет Емченко.

Прекрасный выход?

Кроме жеста протеста и нежелания попадать в реестр олигархов, участники телевизионного рынка в том, что произошло, видят экономические причины.

«Телевидение Ахметова было глубоко дотационным, даже когда рынок рекламы функционировал, а сейчас нет ни рекламы, ни влияния, поскольку все в «Едином марафоне», поэтому это красивый выход из убыточного актива», – предполагает экс-руководитель одного из общенациональных телеканалов.

«Медиабизнес SCM может обходиться Ринату Ахметову минимум в $100–150 млн в год. После сокращения бюджетов сумма может быть снижена до $70–80 млн», – говорит директор по корпоративным коммуникациям Group DF Олег Арестархов (работал в Segodnya Multimedia Ахметова). – Но в условиях, когда ключевой бизнес SCM – «Метинвест» – сильно пострадал, такие затраты весомы. Возможно, это явилось одной из причин этого решения».

Будущее «Украина»

Четких планов, что делать с активами, нет, план разработает и предложит менеджмент, утверждает Емченко.

«В МГУ самая большая и наиболее коммерчески структурированная библиотека авторских прав. Могут со временем продать или сами на ней зарабатывать, – говорит бывший глава телеканала. – Возможно, подождут завершения войны и прихода в Украину условной Аль-Джазиры или поляков и продадут телевизионный бизнес под ключ. Но без лицензий это стоит недорого».

Даже если Ахметову удастся распродать остатки телевизионных активов, общие инвестиции в украинские медиа будут весьма убыточны для группы. В заявлении SCM приводится цифра $1,5 млрд, которые группа суммарно инвестировала в медиа.

Второму игроку приготовиться?

Ныне МГУ имеет пятичасовой слот в общенациональном телемарафоне. Перекрыть его не проблема за счет других участников марафона. «А вот если другие владельцы телегрупп последуют примеру Ахметова, то эфир может посыпаться и у государства будет немалая проблема», – говорит экс-руководитель общенационального канала.

Forbes расспросил о возможных сменах владельцев гендиректора 1+1 media Ярослава Пахольчука. «На уровне менеджмента о таких намерениях не знаем», – ответил он. Арестархов из Group DF тоже говорит, что ему о планах по InterMediaGroup ничего неизвестно.

Материалы по теме

Вы нашли ошибку или неточность?

Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.

Предыдущий слайд
Следующий слайд
В новом журнале Forbes Ukraine: список NEXT 250 перспективных компаний малого и среднего бизнеса

Заказывайте с бесплатной курьерской доставкой по Украине