«Медиа Группа Украина» Рината Ахметова отдает государству лицензии на все медиа. Это остановит ее медийный бизнес. В чем причина, что будет с тысячами сотрудников, сколько денег потеряет Ахметов и как это отразится на телевизионном рынке Украины.
Форум «Енергія бізнесу» у Києві вже 9 жовтня
Бізнес будує нову енергореальність, забезпечуючи незалежність в умовах блекаутів. 9 жовтня на форумі «Енергія бізнесу» обговоримо технології та інвестиції, що змінюють правила гри на енергоринку. Дізнайтеся, як адаптувати бізнес до майбутніх енергетичних викликів, за посиланням.
Вечером 11 июля на сайте SCM Рината Ахметова появилось сенсационное заявление. «На этой неделе «Медиа Группа Украина» (МГУ. – Forbes) откажется в пользу государства от всех эфирных и спутниковых телевизионных лицензий наших каналов и от лицензий наших печатных медиа в Украине. Мы также прекратим деятельность онлайн-медиа МГУ». То, что это настоящие заявление и намерения, Forbes подтвердила директор по коммуникациям System Capital Management Наталья Емченко.
Официальная причина отказа от лицензий – вступление в действие так называемого антиолигархического закона. Владение медиа – один из критериев, по которому бизнесмены могут войти в реестр олигархов. «Как крупнейший частный инвестор в экономику Украины я неоднократно говорил, что не был, не являюсь и не буду олигархом», – цитирует Ахметова пресс-служба SCM.
«Возврат лицензии – это отказ от деятельности, – объясняет медиаэксперт Александр Глущенко. – Вещатель должен прекратить свою деятельность».
Емченко уточнила, что группа отдает государству лицензии на все медиа без исключения. «Мы не играем в игры, в законе написано «медиа» без уточнений, поэтому в бизнесе SCM никаких лицензий на медиа не будет», – говорит топ-менеджер SCM.
По ее словам, группа пришлет документы для сдачи лицензий в Нацсовет по телевидению и радиовещанию в ближайшее время.
«Если такой запрос к нам придет, мы, конечно, отменим лицензии, – сказала в комментарии Forbes Ольга Герасимьюк, глава Нацсовета по телевидению и радиовещанию. – Следующее действие – передача их на конкурс. Я не думаю, что сейчас есть претенденты на эти лицензии. Если да, то они будут просто лежать».
Анатомия медиахолдинга Ахметова
(нажимность "читать больше")
- «Медиа Группа Украина» (МГУ) состоит из 10 эфирных и спутниковых телевизионных каналов («Украина», «Украина 24», «Футбол 1/2/3», НЛО TV, «Индиго TV»), интернет-ресурсов «Сегодня» и Vogue (сайт и печатный журнал).
- До войны Forbes оценивал МГУ в $200 млн. Выручка медиагруппы в 2021 году – 467 млн грн, консолидированный убыток – 936 млн грн.
- Телеканал «Украина» за последние пять лет (2017–2022) был самым популярным каналом в стране с наиболее широкой аудиторией (возраст: 4+, вся Украина, данные: ІТК), но занимал 4-е место по коммерческой аудитории (возраст: 18–54), города 50 000+). На телеканале выходило популярное политическое ток-шоу «Свобода слова Савика Шустера».
- Новостной канал «Украина 24» начал полноценное вещание в 2020 году. В 2021 году он стал самым популярным новостным телеканалом страны (возраст: 4+, вся Украина, данные: ІТК).
- Сайт Segodnya.ua в июне 2021 года имел почти 4,8 млн уникальных читателей (данные Gemius audience). По данным аналитической платформы SimilarWeb, в июне 2022 года на сайте было 56,8 млн посещений (речь не об уникальных читателях).
Активы и люди
Емченко отмечает, что группа передает только лицензии, ни о каких корпоративных правах речи не идет. «Теперь это просто набор разрозненных активов. Что и как с ними делать – предложит менеджмент МГУ», – говорит Емченко. По ее словам, топ-менеджмент и сотрудники узнали о сдаче лицензий из пресс-релиза и новостей. Три сотрудника МГУ и Vogue подтвердили, что для них это полная неожиданность. Все растеряны, говорит источник, близкий к Vogue.
В МГУ работает около 4000 человек, что с ними будет – неизвестно. «План сокращений разработает менеджмент МГУ. Могу сказать только, что людей не обидят», – говорит Емченко.
Неожиданной новость стала не только для сотрудников медиа SCM. Собеседник из руководства «Слуги народа» говорит, что ничего не слышал об этом, хотя несколько дней назад была встреча с представителями SCM, на которой обсуждали «цивилизованное сотрудничество».
«Мы ни с кем из власти ничего не обсуждали и тем более не согласовывали», – уверяет Емченко.
Прекрасный выход?
Кроме жеста протеста и нежелания попадать в реестр олигархов, участники телевизионного рынка в том, что произошло, видят экономические причины.
«Телевидение Ахметова было глубоко дотационным, даже когда рынок рекламы функционировал, а сейчас нет ни рекламы, ни влияния, поскольку все в «Едином марафоне», поэтому это красивый выход из убыточного актива», – предполагает экс-руководитель одного из общенациональных телеканалов.
«Медиабизнес SCM может обходиться Ринату Ахметову минимум в $100–150 млн в год. После сокращения бюджетов сумма может быть снижена до $70–80 млн», – говорит директор по корпоративным коммуникациям Group DF Олег Арестархов (работал в Segodnya Multimedia Ахметова). – Но в условиях, когда ключевой бизнес SCM – «Метинвест» – сильно пострадал, такие затраты весомы. Возможно, это явилось одной из причин этого решения».
Будущее «Украина»
Четких планов, что делать с активами, нет, план разработает и предложит менеджмент, утверждает Емченко.
«В МГУ самая большая и наиболее коммерчески структурированная библиотека авторских прав. Могут со временем продать или сами на ней зарабатывать, – говорит бывший глава телеканала. – Возможно, подождут завершения войны и прихода в Украину условной Аль-Джазиры или поляков и продадут телевизионный бизнес под ключ. Но без лицензий это стоит недорого».
Даже если Ахметову удастся распродать остатки телевизионных активов, общие инвестиции в украинские медиа будут весьма убыточны для группы. В заявлении SCM приводится цифра $1,5 млрд, которые группа суммарно инвестировала в медиа.
Второму игроку приготовиться?
Ныне МГУ имеет пятичасовой слот в общенациональном телемарафоне. Перекрыть его не проблема за счет других участников марафона. «А вот если другие владельцы телегрупп последуют примеру Ахметова, то эфир может посыпаться и у государства будет немалая проблема», – говорит экс-руководитель общенационального канала.
Forbes расспросил о возможных сменах владельцев гендиректора 1+1 media Ярослава Пахольчука. «На уровне менеджмента о таких намерениях не знаем», – ответил он. Арестархов из Group DF тоже говорит, что ему о планах по InterMediaGroup ничего неизвестно.
Вы нашли ошибку или неточность?
Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.