Севастополь стал центром контрабандного трафика зерна с временно оккупированных украинских территорий, выяснила Financial Times. В арсенале российских мародеров – перевалка в море у российских портов, отключение судовых транспондеров и подделка документов. Forbes перевел и выбрал главное из расследования FT.
⚡️ Хто, на вашу думку, заслуговує на звання «Підприємець року 2024»? Дізнайтесь більше про кожного з кандидатів та проголосуйте за посиланням. Ваш голос визначить переможця номінації «Вибір аудиторії».
В июне российский балкер «Федор» прошел пролив Босфор и причалил в порту Бандырма, к югу от Стамбула. На борту – 9000 т зерна для турецкого покупателя, компании Yayla Agro. По документам груз прибыл из небольшого российского порта на Черном море. Российский продовольственный экспорт не попал под санкции, а значит, с юридической точки зрения груз чист.
Но на самом деле рейс «Федора» – часть схемы по обходу санкций и, возможно, контрабанды краденого украинского зерна. Financial Times выяснила, что «Федор» принял на борт груз в Севастополе, аннексированном Россией в 2014-м. Фотографии на украинском сайте «Миротворец», сделанные в Севастополе, показывают, что «Федор» был в севастопольском порту 12 июня.
Это подтверждают и спутниковые снимки Planet Labs. На них видно, что судно пришвартовано к зерновому терминалу Aval и загружается. Владелец терминала – дочерняя компания российской государственной Объединенной судостроительной корпорации, попавшей под прямые санкции США.
Санкции – не помеха
Несколько недель назад украинские власти заявили, что крымские порты, в том числе Севастополь, используются для экспорта зерна, украденого в юго-восточных районах Украины после их оккупации российскими войсками.
В июне российские государственные СМИ признали, что из оккупированного Мелитополя зерно отправляется в Крым для последующего экспорта. Есть признаки того, что объем контрабанды из Крыма растет. Украинские активисты, которые отслеживают работу порта, говорят, что по сравнению с предыдущими годами в мае и июне 2022-го объем перевозок зерна из Севастополя значительно вырос.
Проанализировав спутниковые фото и грузовые документы, FT выяснила, что только в мае из зернового терминала в Севастополе вывезено 140 000 т зерна. Это 6% всего месячного российского экспорта – значительный объем с учетом того, что терминал находится под санкциями.
Пункты назначения – Сирия и Турция
Из восьми судов, попавших на фото в Севастополе, одно отследить не удалось. Четыре отправились в Сирию с грузом 90 000 т зерна. Другие три (43 000 т) прибыли в Турцию.
По документам эти три судна загрузились в российском порту Кавказ у восточного побережья Крыма. Перевалка грузов на якорной стоянке в этом порту играет большую роль в обходе санкций. По словам одного из российских экспортеров, пожелавшего остаться анонимным, порт Кавказ уже несколько лет используют для легализации зерна, которое вывозят через Крым. Перегрузив его с судна на судно и указав в качестве порта отправления порт Кавказ, можно скрыть истинное происхождение груза.
Сложно доказать
Западные чиновники и отраслевые эксперты говорят, что практически невозможно узнать, содержит ли экспортная партия зерно, украденное у украинских аграриев: его легко смешать с зерном легальных поставщиков. По словам одного европейского чиновника, если экспортная компания берет украинское зерно, «затем смешивает его с российским и экспортирует из российских портов, то отследить это очень сложно».
Ссылаясь на отсутствие доказательств, турецкие власти неохотно останавливают суда, которые перевозят зерно, предположительно украденное у Украины. Башак Алди из стамбульской юридической фирмы AKT говорит, что на суда, которые идут из Крыма, можно наложить административные штрафы. Но это делается только в том случае, если судно следует непосредственно из крымских портов без промежуточной остановки.
Из других простых способов обхода санкций, которые российские экспортеры используют в Черном море, – отключение автоматизированной системы идентификации судна (транспондера) и подделка документов.
Россия объявила, что начинает открывать другие оккупированные черноморские порты, в том числе Бердянск и Мариуполь. Ее обвиняют в том, что она использует методы незаконной торговли зерном для контрабанды стали, захваченной российскими войсками.
Ворованное – в цене
Война продолжается, а с ней растут возможности для контрабанды зерна и других награбленных в Украине товаров через Черное море. Только зерна, по словам украинских чиновников, украдено 500 000 т. Пример – грузовое судно Lady Augusta, которое застряло в оккупированном Мариуполе. Перед началом войны судно пришло в мариупольский порт забрать 6500 т пшеницы. Теперь на него претендуют пророссийские сепаратисты.
Татьяна Алавердова, коммерческий директор HarvEast, чье зерно должно было забрать судно, говорит, что с февраля на оккупированных территориях компания потеряла контроль над 52 000 т зерна. «Мы слышали, что часть наших запасов исчезла. Но в каких объемах, не знаем», – говорит она.
Кроме того, украинских фермеров на оккупированных территориях заставляют продавать урожай за бесценок. Об этом рассказала аналитик компании Fastmarkets Agricensus Мария Беликова. В июне пшеницу, которая, по словам покупателей, в центральных областях Украины стоила $192 за тонну, в оккупированных районах заставляли продавать примерно за $90–100. В Европе цена на пшеницу чуть недотягивает до $370. Это означает, что контрабанда зерна может принести оккупантам огромные барыши.
Вы нашли ошибку или неточность?
Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.