Краденый урожай через украденый Крым. Как Россия вывозит украинское зерно с оккупированных территорий в Турцию и Сирию. Расследование FT /Shutterstock
Категория
Картина дня
Дата

Краденый урожай через украденый Крым. Как Россия вывозит украинское зерно с оккупированных территорий в Турцию и Сирию. Расследование FT

3 хв читання

Shutterstock

Севастополь стал центром контрабандного трафика зерна с временно оккупированных украинских территорий, выяснила Financial Times. В арсенале российских мародеров – перевалка в море у российских портов, отключение судовых транспондеров и подделка документов. Forbes перевел и выбрал главное из расследования FT. 

⚡️ Хто, на вашу думку, заслуговує на звання «Підприємець року 2024»? Дізнайтесь більше про кожного з кандидатів та проголосуйте за посиланням. Ваш голос визначить переможця номінації «Вибір аудиторії».

В июне российский балкер «Федор» прошел пролив Босфор и причалил в порту Бандырма, к югу от Стамбула. На борту – 9000 т зерна для турецкого покупателя, компании Yayla Agro. По документам груз прибыл из небольшого российского порта на Черном море. Российский продовольственный экспорт не попал под санкции, а значит, с юридической точки зрения груз чист. 

Но на самом деле рейс «Федора» – часть схемы по обходу санкций и, возможно, контрабанды краденого украинского зерна. Financial Times выяснила, что «Федор» принял на борт груз в Севастополе, аннексированном Россией в 2014-м. Фотографии на украинском сайте «Миротворец», сделанные в Севастополе, показывают, что «Федор» был в севастопольском порту 12 июня.

Это подтверждают и спутниковые снимки Planet Labs. На них видно, что судно пришвартовано к зерновому терминалу Aval и загружается. Владелец терминала – дочерняя компания российской государственной Объединенной судостроительной корпорации, попавшей под прямые санкции США.

Санкции – не помеха

Несколько недель назад украинские власти заявили, что крымские порты, в том числе Севастополь, используются для экспорта зерна, украденого в юго-восточных районах Украины после их оккупации российскими войсками.

В июне российские государственные СМИ признали, что из оккупированного Мелитополя зерно отправляется в Крым для последующего экспорта. Есть признаки того, что объем контрабанды из Крыма растет. Украинские активисты, которые отслеживают работу порта, говорят, что по сравнению с предыдущими годами в мае и июне 2022-го объем перевозок зерна из Севастополя значительно вырос.

Проанализировав спутниковые фото и грузовые документы, FT выяснила, что только в мае из зернового терминала в Севастополе вывезено 140 000 т зерна. Это 6% всего месячного российского экспорта – значительный объем с учетом того, что терминал находится под санкциями. 

Краденый урожай через украденый Крым. Как Россия вывозит украинское зерно с оккупированных территорий в Турцию и Сирию. Расследование FT /Фото 1

Спутниковый снимок балкера «Федор» у причальной стенки. На фото видно, как судно загружается в порту Севастополя. Фото со спутника Planat Labs/FT

Пункты назначения – Сирия и Турция

Из восьми судов, попавших на фото в Севастополе, одно отследить не удалось. Четыре отправились в Сирию с грузом 90 000 т зерна. Другие три (43 000 т) прибыли в Турцию. 

По документам эти три судна загрузились в российском порту Кавказ у восточного побережья Крыма. Перевалка грузов на якорной стоянке в этом порту играет большую роль в обходе санкций. По словам одного из российских экспортеров, пожелавшего остаться анонимным, порт Кавказ уже несколько лет используют для легализации зерна, которое вывозят через Крым. Перегрузив его с судна на судно и указав в качестве порта отправления порт Кавказ, можно скрыть истинное происхождение груза. 

Краденый урожай через украденый Крым. Как Россия вывозит украинское зерно с оккупированных территорий в Турцию и Сирию. Расследование FT /Фото 2

На фото видно, как судно загружается на зерновом терминале «Аваль», чей владелец попал под санкции. Фото со спутника Planat Labs/FT

Сложно доказать

Западные чиновники и отраслевые эксперты говорят, что практически невозможно узнать, содержит ли экспортная партия зерно, украденное у украинских аграриев: его легко смешать с зерном легальных поставщиков. По словам одного европейского чиновника, если экспортная компания берет украинское зерно, «затем смешивает его с российским и экспортирует из российских портов, то отследить это очень сложно».

Ссылаясь на отсутствие доказательств, турецкие власти неохотно останавливают суда, которые перевозят зерно, предположительно украденное у Украины. Башак Алди из стамбульской юридической фирмы AKT говорит, что на суда, которые идут из Крыма, можно наложить административные штрафы. Но это делается только в том случае, если судно следует непосредственно из крымских портов без промежуточной остановки.

Из других простых способов обхода санкций, которые российские экспортеры используют в Черном море, – отключение автоматизированной системы идентификации судна (транспондера) и подделка документов. 

Россия объявила, что начинает открывать другие оккупированные черноморские порты, в том числе Бердянск и Мариуполь. Ее обвиняют в том, что она использует методы незаконной торговли зерном для контрабанды стали, захваченной российскими войсками.

Ворованное – в цене

Война продолжается, а с ней растут возможности для контрабанды зерна и других награбленных в Украине товаров через Черное море. Только зерна, по словам украинских чиновников, украдено 500 000 т. Пример – грузовое судно Lady Augusta, которое застряло в оккупированном Мариуполе. Перед началом войны судно пришло в мариупольский порт забрать 6500 т пшеницы. Теперь на него претендуют пророссийские сепаратисты. 

Татьяна Алавердова, коммерческий директор HarvEast, чье зерно должно было забрать судно, говорит, что с февраля на оккупированных территориях компания потеряла контроль над 52 000 т зерна. «Мы слышали, что часть наших запасов исчезла. Но в каких объемах, не знаем», – говорит она. 

Кроме того, украинских фермеров на оккупированных территориях заставляют продавать урожай за бесценок. Об этом рассказала аналитик компании Fastmarkets Agricensus Мария Беликова. В июне пшеницу, которая, по словам покупателей, в центральных областях Украины стоила $192 за тонну, в оккупированных районах заставляли продавать примерно за $90–100. В Европе цена на пшеницу чуть недотягивает до $370. Это означает, что контрабанда зерна может принести оккупантам огромные барыши. 

Материалы по теме

Вы нашли ошибку или неточность?

Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.

Предыдущий слайд
Следующий слайд