Самые богатые украинцы, которые в предыдущие годы заработали миллионное состояние благодаря влиянию на СМИ и политиков, вовсю пытаются не попасть в реестр олигархов. Есть ли у них для этого реальные возможности
Как реестр ограничивает олигархов
В ближайшее время в Украине должен заработать реестр олигархов. Это вызвало волнение среди самых богатых украинцев – включение в реестр значительно усложняет бизнес-возможности.
К примеру, они не смогут тайком лоббировать свои интересы. Теперь олигархам будет сложнее встречаться с политиками и чиновниками, чтобы договариваться по поводу выгодных решений – такие встречи государственные служащие должны декларировать. За утаивание – увольнение. Немногие чиновники захотят встречаться с олигархами, чтобы потом получать обвинения в лоббировании.
Еще один негатив от попадания в реестр – запрет на участие в крупной приватизации. Хотя государство продало большую часть своего имущества, богатые бизнесмены все еще надеются купить ценные остатки, например облэнерго или железную дорогу.
Может пострадать бизнес олигархов и за границей. После попадания в реестр они подпадут под дополнительный финансовый мониторинг иностранных банков и финансовых учреждений. Учитывая, что у них миллионные активы за границей, движение капиталов окажется под пристальным вниманием и дополнительными проверками их происхождения. Банки не захотят связываться с олигархами, которые могут испытывать проблемы с законом на родине.
Поэтому они включили на полную мощь свои юридические ресурсы, чтобы не попасть в реестр.
Есть ли у олигархов возможность не попасть в реестр
Сам реестр будет наполняться на основании принятого в 2021 году Закона «О предотвращении угроз национальной безопасности, связанных с чрезмерным влиянием лиц, которые имеют значительный экономический и политический вес в общественной жизни (олигархи)».
Он четко определяет критерии, при наличии которых лицо подпадает под определение «олигарха». Их четыре:
- участие в политической жизни;
- значительное влияние на СМИ;
- наличие в собственности компании, являющейся субъектом природной или приобретенной монополии;
- стоимость активов примерно 2,5 млрд грн.
Большинство из потенциальных олигархов начали юридическую работу во избежание попадания в реестр из-за доказательства отсутствия юридических связей с политиками и СМИ.
Сейчас они стараются как можно быстрее выйти из руководства партий, перерегистрировать права собственности на медиаресурсы, разделить и отчуждать корпоративные права на СМИ. Однако это вряд ли поможет – нормы закона гибкие и позволяют широко трактовать эти четыре критерия.
К примеру, каким образом украинские правоохранители смогут установить, что олигарх «оказывает значительное влияние на медиа»?
Под это определение подпадает не только прямое владение медиаресурсом, которое можно доказать через государственные реестры Минюста, но и опосредованное, например, олигарх является бенефициаром или осуществляет контроль над владельцем СМИ.
Законодатели заложили в антиолигархический закон термин не «конечный бенефициарный владелец», а именно «бенефициар». В отличие от первого определения (информация, которую официально вносят в публичный Реестр юрлиц), второе – более широкое понятие, это вообще любая форма опосредованного владения активом. Оно может осуществляться через родственников, партнеров, наемных работников или вообще никак не связанных лиц. Потому это эффективный инструмент для того, чтобы правоохранители смогли доказать фактическое влияние олигарха на СМИ.
Примерно такая же ситуация с определением контролера средства массовой информации. Согласно антиолигархическому закону, контролер – это лицо, которое может самостоятельно или через других лиц оказывать решающее влияние на управление или деятельность СМИ, независимо от своего юридического статуса в отношении права собственности.
Что это означает де-факто? Как бы олигархи ни скрывали свои юридические связи собственности с медиа, закон дает механизмы применения своих норм к ним.
Однако есть сомнения, что украинские правоохранители смогут использовать этот инструмент, поскольку привыкли работать, опираясь на официальные реестры. А если данных нет в таких источниках, то они не смогут доказать связь?
Одним из инициаторов представления лица в реестр олигархов может быть Служба безопасности Украины. У этого правоохранительного органа есть необходимые аналитические, оперативные негласные возможности, чтобы установить прямые и опосредованные связи олигарха с его активами. В спецслужбе уже подготовлены аналитические отчеты по каждой крупной финансово-промышленной группе, где указаны ее связи с медиа и политиками.
Правоохранителям будет нетрудно на основании этих отчетов подготовить представление в СНБОУ с предложением включить то или иное лицо в реестр олигархов. Тем более что такое решение – это прежде всего политическое решение, а не судебное.
Аналогичные инструменты есть у Кабмина, который также имеет право инициировать внесение лица в реестр, поскольку может использовать возможности МВД для получения информации.
Даже если олигарх избавился от влияния на медиа, это не мешает СНБОУ включить его в реестр олигархов. Основанием для внесения в этот перечень является подпадание под три из четырех критериев. И даже если человек избавится от реального влияния на медиа, остается еще такой широкий критерий, как участие в политической жизни.
В этом случае не важно, сейчас или в прошлом лицо участвовало в политической жизни. Закон четко говорит, что даже если когда-либо лицо «финансировало» деятельность той или иной политической партии, то оно подпадает под этот критерий. В антиолигархический закон этот глагол вписан в прошедшем времени, чтобы олигарх не ушел от ответственности.
Поэтому рассчитывать на то, что можно избежать попадания в реестр исключительно из-за юридического сокрытия связей с активами, не стоит. Не только дух этого закона, но и буква дает все инструменты для деолигархизации.
Возможен ли конфликт интересов у должностных лиц, которые будут готовить предложения по включению лиц в реестр олигархов?
Он не должен быть существенной проблемой, потому что по закону субъектов, которые будут предлагать включить кого-то в реестр олигархов, несколько – Кабмин, СБУ, НБУ, АМКУ, а также любой член СНБО. Надавить или повлиять на всех будет сложно. Более того, характер включения будет системным.
Если же у кого-то из членов СНБОУ есть конфликт интересов по вопросам включения того или иного лица в реестр олигархов, он должен заявить об этом конфликте и воздержаться от голосования.
Правда, значительная часть олигархов рассчитывает на отрицательное заключение Венецианской комиссии по антиолигархическому закону, которая может признать неправовым такой подход. Однако пока закон действует, его нужно выполнять. Более того, этого требуют украинское общество и европейские партнеры.
Вы нашли ошибку или неточность?
Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.