Алексей Данилов и Владимир Зеленский. Коллаж Александра Карасева /Офис Президента Украины
Категория
Богатейшие
Дата

Ахметов, Коломойский и Пинчук могут не попасть в реестр олигархов. Но СНБО ищет олигархический след даже среди региональных бизнесменов. Когда может появиться сам реестр

Алексей Данилов и Владимир Зеленский. Коллаж Александра Карасева Фото Офис Президента Украины

СНБО насчитал 86 потенциальных олигархов, которые могут попасть в соответствующий реестр. Окончательный список может появиться уже в ближайшие недели, но составить его не так просто. Что происходит с самым амбициозным довоенным проектом президента Владимира Зеленского и кто из украинских бизнесменов может получить статус олигарха.

⚡️Даруємо 700 грн знижки на річну підписку на сайт Forbes. Діє з промокодом 700 всього чотири дні. Оформлюйте зараз за цим посиланням

20 июля секретарь Совета национальной безопасности и обороны (СНБО) Алексей Данилов сообщил, что в реестр олигархов, формированием которого как раз занимается СНБО, могут попасть 86 человек.

Как объяснил собеседник среди должностных лиц Рады, попросивший не упоминать его имени в этой статье, эта цифра охватывает «кандидатов» в реестр, которые подпадают хотя бы под один критерий соответствующего закона. «СНБО продолжает собирать информацию о лицах, фигурирующих в лонг-листе», – сказал он.

В привязке к реестру олигархов пока не прозвучало ни одной конкретной фамилии. Финальный перечень олигархов может появиться в ближайшие недели, говорит на правах анонимности должностное лицо, близко знакомое с планами СНБО. Впрочем, собеседник в руководстве фракции «Слуга народа», также пожелавший остаться неназванным, скептически относится к таким дедлайнам. «Сейчас нет уверенности, что реестр появится даже в январе», – говорит он.

С чем может быть связано затягивание появления реестра олигархов? Одна из возможных причин – отсутствие основательной доказательной базы. Согласно закону, олигарх должен соответствовать трем из четырех критериев: влияние на медиа, монопольное положение в любой индустрии, участие в политической жизни и активы во владении в эквиваленте 2,2 млрд грн.

«Война существенно изменила бизнес-империи олигархов, а государство получило больше полномочий по природным монополиям и ограничивает влияние собственника на них, поэтому доказать монопольное положение на рынке будет сложно», – говорит бывшая государственная уполномоченная Антимонопольного комитета Украины (АМКУ) Агия Загребельская.

Сама процедура доказывания монопольного положения достаточно сложна: в ней задействованы государственные органы, причастные к монополиям, потенциальные конкуренты и потребители, добавляет она. «От одного субъекта может поступать целая коробка документов. Процесс признания монополиста может занимать как минимум шесть месяцев», – говорит Загребельская.

Другая потенциальная проблема – только осенью Украина получит заключение Венецианской комиссии по закону об олигархах, заявил министр юстиции Денис Малюська в интервью «РБК-Украина». Он ожидает увидеть набор рекомендаций, которые «можно и стоит учитывать», и не исключает, что закон придется менять.

Как в итоге может выглядеть реестр олигархов, если он все же появится?

Большой бизнес – под вопросом

Богатейшие украинцы заранее начали подготовку к созданию реестра олигархов. «Юристы крупных бизнес-групп начали консультации по закону еще в начале июля, – говорит на правах анонимности собеседник, один из юристов, консультирующих офис президента. – Наиболее активные были у Рината Ахметова, они тщательно изучали закон».

До войны у Ахметова были все шансы попасть в реестр олигархов, но сейчас эта вероятность близка к нулю. 6 июля его бизнес-партнер Вадим Новинский сложил мандат народного депутата, а 14 июля Ахметов передал государству лицензии на все свои телеканалы и печатные СМИ. По словам министра юстиции Дениса Малюськи, именно эти два шага обезопасили бизнесмена от попадания в реестр.

Политическое влияние Ахметова не ограничивается только Новинским, говорит первый заместитель председателя комитета по антикоррупционной политике Верховной Рады Ярослав Юрчишин (фракция «Голос»). «Это спасет только в том случае, если Банковая посмотрит на ситуацию сквозь пальцы, – говорит Юрчишин. В парламенте около семи депутатов, связанных напрямую с Ахметовым, утверждает нардеп.

С другим критерием – монопольным положением на рынке – тоже не все однозначно. Если до войны у бизнесмена по отдельным направлениям металлургии были четкие признаки монопольного положения, то сейчас ситуация изменилась, и это еще нужно доказать, говорит Загребельская.

Под вопросом и бизнесмены Игорь Коломойский и Виктор Пинчук, у которых есть медиаактивы и средства, но их монопольное положение на рынке или политическое влияние также будет сложно доказать.

Коломойский имеет долю в природных монополиях, но эти активы оформлены на подставных лиц, говорит Загребельская. «Государству нужно будет подтвердить причастность Коломойского к этим активам, – говорит Загребельская. – До сих пор это не удавалось сделать, поэтому это будет определенный вызов для СНБО».

С Пинчуком ситуация похожа. На сегодняшний день нет решения АМКУ, что он занимает монопольное положение на рынке, говорит Загребельская.

Фокус – на регионы

«Очевидно, что этот закон не рассчитан на стрельбу по воробьям, он рассчитан на крупную рыбу», – говорил в конце января в интервью Forbes Малюська.

Концептуально с ним согласен и Юрчишин из «Голоса». Закон, принятый Верховной Радой, больше касается национального, а не регионального влияния, отмечает он.

Однако концепция с момента принятия закона несколько изменилась: в реестр олигархов могут войти не только представители крупного бизнеса, но и региональные элиты. «Очень детально анализируются региональные влияния олигархов на рады, СМИ, ОТО, – говорит на правах анонимности собеседник, приближенный к СНБО. – На каждого формируется досье, где указываются в том числе механизмы, через которые они маскируют свои активы».

О региональных бизнесменах в будущем списке олигархов говорит и Юрчишин. «Официально пока никаких фамилий не называют, но переговоры ведут со многими представителями регионального бизнеса», – отмечает он.

Такое смещение фокуса указывает на желание влиять на ситуацию в областях и делать отдельных лиц более договороспособными, считает Юрчишин. «Если читать закон прямо, то вряд ли они подходят под критерии, но если подойти к нему творчески, напугать кого-то точно можно», – говорит нардеп.

Материалы по теме

Вы нашли ошибку или неточность?

Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.

Исправить
Предыдущий слайд
Следующий слайд
Новый выпуск Forbes Ukraine

Заказывайте с бесплатной курьерской доставкой по Украине