Искусственный интеллект в популярных инструментах для редактирования фото и видео Adobe помогает создавать максимально убедительные фейки. Гендиректор компании Шантану Нарайен уверен: пора положить этому конец.
Представьте, что спикер нижней палаты американского парламента Нэнси Пелоси выложила видео, в котором оскорбляет избирателей. Теперь представьте, что это видео – дипфейк, настолько совершенный, что картинка выглядит абсолютно реалистично. Как бы это повлияло на результаты выборов?
Именно с такой проблемой столкнулся Adobe, производитель самых популярных в мире программ для редактирования фото и видео. В своих флагманских продуктах – Photoshop и Premiere Pro – компания использует искусственный интеллект и методы глубокого машинного обучения. Слово «фотошопить» стало нарицательным и отдает негативом. Гендиректор Adobe Шантану Нарайен, 59, прекрасно об этом знает.
«Сейчас самое важное в интернете – проверка подлинности контента, – говорит Нарайен в интервью Forbes. – Если мы создаем контент для всего мира, то должны гарантировать его подлинность».
Три года назад Adobe запустила проект под названием Content Authenticity Initiative. Вначале к нему присоединилась горстка партнеров из прессы и IT-индустрии, а теперь в нем участвуют свыше 700 компаний. Они проводят международные мероприятия для популяризации «проверки происхождения» фото и видео. Разработчики и потребители создают «цифровой след», по которому можно проследить, кто создал видео или изображение и какие изменения в него внес.
Дипфейки – не единственная головная боль Нарайена. В 2021-м выручка Adobe равнялась $15,8 млрд, но финансовые показатели Adobe за два квартала 2022-го не дотянули до оценок Уолл-стрит. Виноваты растущие процентные ставки, перебои в логистических цепочках и эмбарго на ведение бизнеса в России и Беларуси. В ноябре прошлого года котировки Adobe достигли пика – $688 за акцию, но сегодня одна бумага стоит $366, на 47% дешевле. Индекс Nasdaq с ноября упал на 26%. «Adobe еще растет, но значительно медленнее, чем раньше», – говорит аналитик William OʼNeil & Co Корнелио Эш.
Уже много лет большая часть выручки Adobe приходится на пакеты популярных продуктов, за которые отвечает подразделение Digital Media. В прошлом году Photoshop, выпущенный в 1990-м, Illustrator (1987), Premiere Pro (2003) и Acrobat (1993) принесли фирме 73% дохода. Несмотря на успешный переход к облачным технологиям, темпы роста продаж этих продуктов замедлились. Ежегодная выручка подразделения всегда росла в среднем примерно на 20%, но в последнем квартале рост замедлился до 15,5%, говорит Эш.
В 2012-м компания создала подразделение Digital Experience. Оно оказывает компаниям услуги по анализу «цифрового следа» клиентов – отслеживает их поведение в интернете. Например, фиксирует время, проведенное на веб-странице, и просмотренные продукты.
«Нет ничего хуже, чем взаимодействовать с клиентом и понимать, что ты о нем ничего не знаешь», – говорит Нарайен. Именно этого сервис Digital Experience не должен допустить. Сейчас это самое быстрорастущее подразделение Adobe, которое в прошлом году заработало $4 млрд – на 24% больше, чем в 2020-м. Но растет и конкуренция с Salesforce и Google.
Не отстают и соперники поменьше, например, австралийская платформа графического дизайна Canva и американская Docusign. «Adobe немного запоздало отреагировала на появление сервиса Canva, который не ориентировался на профессиональных дизайнеров», – говорит аналитик компании Gartner Крис Росс.
Благодаря дешевизне (годовая подписка стоит от $120) и простоте использования, Canva быстро превратилась для Adobe в реальную угрозу. Кто захочет платить $600 в год за подписку на Creative Suite и тратить часы на изучение Illustrator только для того, чтобы нарисовать ресторанное меню или пригласительную открытку на свадьбу? В сентябре Canva, которой не исполнилось и десяти лет, оценили в $40 млрд. Forbes оценивает состояние гендиректора сервиса Мелани Перкинс, 35, в $6,5 млрд.
Adobe бьет в ответ. В декабре компания запустила новый сервис Creative Cloud Express. Он дешевле Canva и предназначен для начинающих, от студентов до инфлюенсеров из социальных сетей. Компания не собирается самодовольно почивать на лаврах. Она стремится совершенствовать все свои продукты с помощью искусственного интеллекта и методов глубокого машинного обучения. Внутри Adobe эти попытки называют AI First. Цель – сделать так, чтобы трудоемкие операции в Photoshop занимали минуты, а не часы. «Искусственный интеллект поможет одним нажатием на кнопку сделать небо на фотографии, например, не голубым, а серым, – говорит директор Adobe по повышению лояльности клиентов Дана Рао. – Потом потребуются мелкие правки, но это уже гораздо проще».
В 2016-м компания выпустила Adobe Sensei – набор инструментов, который дает возможность удалять из видео нежелательные объекты, выравнивать тон кожи, менять выражение лица и тональность голоса.
Конечно, эти инструменты могут сделать вымысел похожим на реальность. Рао вспоминает, как три года назад разговаривал с директором по разработке продуктов Скоттом Белски: «Мы смотрели на все наши инновации в сфере искусственного интеллекта, и у нас одновременно возникла мысль: очень скоро ИИ станет настолько мощным, что вы не сможете отличить реальность от вымысла, от искусственной реальности».
Проект по проверке подлинности контента – только первый шаг. Рао возглавляет группу, которая проводит строгую этическую экспертизу всех новых функций и продуктов Adobe. Иногда группа блокирует результаты труда инженерных групп Adobe. «Внедряя искусственный интеллект в инструменты для обработки изображений, мы должны думать о том, на каких изображениях или наборах данных его обучали. Результат не должен оскорблять чувства людей, которые его используют».
Наклеивать на контент «ярлыки достоверности» – не лучший вариант, считает основатель Монреальского института этики искусственного интеллекта Абхишек Гупта. Аудитория, которая получает фальшивый контент, часто отчаянно хочет верить в его подлинность, несмотря на все признаки фейка. «Фейки рассчитаны на людей, которые мгновенно делятся ими друг с другом и не хотят проверять, подлинный контент или нет», – говорит Гупта.
Потребители сами обязаны искать правду, считает Нарайен. С помощью удобных инструментов они должны проверять подлинность видео, которые они просматривают, публикуют и ретвитят. «Убедиться в подлинности контента – это ответственность. Такая же, как и любая другая ответственность, которую несет потребитель», – говорит он.
Вы нашли ошибку или неточность?
Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.