Гендиректор Adobe Шантану Нарайен, 59. Фото TIM TADDER FOR FORBES
Категория
Инновации
Дата

Нашествие дипфейков. Как производитель Photoshop борется с проблемой, которую сам породил

Гендиректор Adobe Шантану Нарайен, 59. Фото TIM TADDER FOR FORBES

Искусственный интеллект в популярных инструментах для редактирования фото и видео Adobe помогает создавать максимально убедительные фейки. Гендиректор компании Шантану Нарайен уверен: пора положить этому конец.

Як мотивувати команду не збавляти темп у надскладних умовах? Дізнайтесь 25 квітня на форумі «Надлюди» від Forbes. Купуйте квиток за посиланням!

Представьте, что спикер нижней палаты американского парламента Нэнси Пелоси выложила видео, в котором оскорбляет избирателей. Теперь представьте, что это видео – дипфейк, настолько совершенный, что картинка выглядит абсолютно реалистично. Как бы это повлияло на результаты выборов?

Именно с такой проблемой столкнулся Adobe, производитель самых популярных в мире программ для редактирования фото и видео. В своих флагманских продуктах – Photoshop и Premiere Pro – компания использует искусственный интеллект и методы глубокого машинного обучения. Слово «фотошопить» стало нарицательным и отдает негативом. Гендиректор Adobe Шантану Нарайен, 59, прекрасно об этом знает.

«Сейчас самое важное в интернете – проверка подлинности контента, – говорит Нарайен в интервью Forbes. – Если мы создаем контент для всего мира, то должны гарантировать его подлинность».

Три года назад Adobe запустила проект под названием Content Authenticity Initiative. Вначале к нему присоединилась горстка партнеров из прессы и IT-индустрии, а теперь в нем участвуют свыше 700 компаний. Они проводят международные мероприятия для популяризации «проверки происхождения» фото и видео. Разработчики и потребители создают «цифровой след», по которому можно проследить, кто создал видео или изображение и какие изменения в него внес.

Нашествие дипфейков. Как производитель Photoshop борется с проблемой, которую сам породил /Фото 1

Гендиректор Adobe Шантану Нарайен, 59. Фото TIM TADDER FOR FORBES

Дипфейки – не единственная головная боль Нарайена. В 2021-м выручка Adobe равнялась $15,8 млрд, но финансовые показатели Adobe за два квартала 2022-го не дотянули до оценок Уолл-стрит. Виноваты растущие процентные ставки, перебои в логистических цепочках и эмбарго на ведение бизнеса в России и Беларуси. В ноябре прошлого года котировки Adobe достигли пика – $688 за акцию, но сегодня одна бумага стоит $366, на 47% дешевле. Индекс Nasdaq с ноября упал на 26%. «Adobe еще растет, но значительно медленнее, чем раньше», – говорит аналитик William OʼNeil & Co Корнелио Эш.

Уже много лет большая часть выручки Adobe приходится на пакеты популярных продуктов, за которые отвечает подразделение Digital Media. В прошлом году Photoshop, выпущенный в 1990-м, Illustrator (1987), Premiere Pro (2003) и Acrobat (1993) принесли фирме 73% дохода. Несмотря на успешный переход к облачным технологиям, темпы роста продаж этих продуктов замедлились. Ежегодная выручка подразделения всегда росла в среднем примерно на 20%, но в последнем квартале рост замедлился до 15,5%, говорит Эш.

В 2012-м компания создала подразделение Digital Experience. Оно оказывает компаниям услуги по анализу «цифрового следа» клиентов – отслеживает их поведение в интернете. Например, фиксирует время, проведенное на веб-странице, и просмотренные продукты.

«Нет ничего хуже, чем взаимодействовать с клиентом и понимать, что ты о нем ничего не знаешь», – говорит Нарайен. Именно этого сервис Digital Experience не должен допустить. Сейчас это самое быстрорастущее подразделение Adobe, которое в прошлом году заработало $4 млрд – на 24% больше, чем в 2020-м. Но растет и конкуренция с Salesforce и Google.

Не отстают и соперники поменьше, например, австралийская платформа графического дизайна Canva и американская Docusign. «Adobe немного запоздало отреагировала на появление сервиса Canva, который не ориентировался на профессиональных дизайнеров», – говорит аналитик компании Gartner Крис Росс.

Благодаря дешевизне (годовая подписка стоит от $120) и простоте использования, Canva быстро превратилась для Adobe в реальную угрозу. Кто захочет платить $600 в год за подписку на Creative Suite и тратить часы на изучение Illustrator только для того, чтобы нарисовать ресторанное меню или пригласительную открытку на свадьбу? В сентябре Canva, которой не исполнилось и десяти лет, оценили в $40 млрд. Forbes оценивает состояние гендиректора сервиса Мелани Перкинс, 35, в $6,5 млрд.

Adobe бьет в ответ. В декабре компания запустила новый сервис Creative Cloud Express. Он дешевле Canva и предназначен для начинающих, от студентов до инфлюенсеров из социальных сетей. Компания не собирается самодовольно почивать на лаврах. Она стремится совершенствовать все свои продукты с помощью искусственного интеллекта и методов глубокого машинного обучения. Внутри Adobe эти попытки называют AI First. Цель – сделать так, чтобы трудоемкие операции в Photoshop занимали минуты, а не часы. «Искусственный интеллект поможет одним нажатием на кнопку сделать небо на фотографии, например, не голубым, а серым, – говорит директор Adobe по повышению лояльности клиентов Дана Рао. – Потом потребуются мелкие правки, но это уже гораздо проще».

В 2016-м компания выпустила Adobe Sensei – набор инструментов, который дает возможность удалять из видео нежелательные объекты, выравнивать тон кожи, менять выражение лица и тональность голоса.

Конечно, эти инструменты могут сделать вымысел похожим на реальность. Рао вспоминает, как три года назад разговаривал с директором по разработке продуктов Скоттом Белски: «Мы смотрели на все наши инновации в сфере искусственного интеллекта, и у нас одновременно возникла мысль: очень скоро ИИ станет настолько мощным, что вы не сможете отличить реальность от вымысла, от искусственной реальности».

Проект по проверке подлинности контента – только первый шаг. Рао возглавляет группу, которая проводит строгую этическую экспертизу всех новых функций и продуктов Adobe. Иногда группа блокирует результаты труда инженерных групп Adobe. «Внедряя искусственный интеллект в инструменты для обработки изображений, мы должны думать о том, на каких изображениях или наборах данных его обучали. Результат не должен оскорблять чувства людей, которые его используют».

Наклеивать на контент «ярлыки достоверности» – не лучший вариант, считает основатель Монреальского института этики искусственного интеллекта Абхишек Гупта. Аудитория, которая получает фальшивый контент, часто отчаянно хочет верить в его подлинность, несмотря на все признаки фейка. «Фейки рассчитаны на людей, которые мгновенно делятся ими друг с другом и не хотят проверять, подлинный контент или нет», – говорит Гупта.

Потребители сами обязаны искать правду, считает Нарайен. С помощью удобных инструментов они должны проверять подлинность видео, которые они просматривают, публикуют и ретвитят. «Убедиться в подлинности контента – это ответственность. Такая же, как и любая другая ответственность, которую несет потребитель», – говорит он.

Материалы по теме

Вы нашли ошибку или неточность?

Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.

Исправить
Предыдущий слайд
Следующий слайд
Новый выпуск Forbes Ukraine

Заказывайте с бесплатной курьерской доставкой по Украине