Через западную границу в Украину начали завозить много дизеля и бензина, но в розничной продаже топлива все меньше. Участники рынка винят госрегулирование, в правительстве считают, что причина – в марже топливиков. Грозит ли Украине тотальный дефицит топлива?
Amazon інвестує мільярди доларів у ШІ, роботів та машинне навчання. Якими принципами й правилами керується компанія?
Дізнайтеся вже 22 листопада на Forbes Tech 2024. Купуйте квиток за посиланням!
С десятых чисел апреля на многих АЗС в Украине нет в открытой продаже 95-го бензина, дизеля и автогаза, притом что работает примерно треть из 7500 украинских АЗС и на большинстве действует ограничение о продаже не более 20 литров. В то же время импортерам удалось наладить почти довоенные объемы поставок топлива в Украину из Европы. Почему сети АЗС не спешат продавать бензин?
«Последние сутки в Украину заезжает не менее 10 000 тонн топлива, – говорит первый замминистра экономразвития Денис Кудин. – Этого объема вполне достаточно для удовлетворения спроса».
Для сравнения: в апреле 2021 года через сети АЗС продавали примерно 13 000 тонн в сутки, по данным Госстата. Точно подсчитать, на сколько сейчас снизилось потребление из-за войны, сложно. Аналитик Upeco Александр Сиренко оценивает падение на 30%. 10 000 тонн должно хватать.
Но на многих АЗС топлива все равно нет в продаже. В чем проблема?
Когда опт дороже розницы
У участников рынка другая риторика. «Автогаза на АЗС уже нет, дизеля почти нет, а бензина не будет через 7–10 дней», – говорит владелец сети АЗС Prime Дмитрий Леушкин. Основная причина нехватки топлива на станциях – госрегулирование розничных цен, из-за которого цены на бензин и дизель на АЗС сейчас ниже оптовых, объясняет он.
По его словам, в опте дизель сейчас стоит 41 грн за литр, бензин – 34–35 грн за литр, а цены на заправках не должны превышать 37,65 грн/литр для дизтоплива и 33,87 грн/литр для бензина. «Сейчас у многих стоят нули на заправках, в розницу дизель не купить, только по безналичному расчету, а это уже как договоритесь: по 40–43 грн за литр», – говорит Леушкин. «Цены толкает вверх дефицит топлива в Украине. На востоке дизель в опте уже по 45 грн», – говорит аналитик топливного рынка, попросивший не называть его имя.
Операторы не хотят продавать бензин и дизель в рознице себе в убыток.
Топливо в стране есть, его просто не продают, соглашается Сиренко. «Часть операторов не продает топливо без наценки, к которой они привыкли», – говорит он. Forbes обратился за комментариями к крупным розничным сетям, таким как «ОККО» и «БРСМ-Нафта», они отказались от комментариев.
Как устроен рынок
До войны Украина импортировала 70% потребляемых в стране нефтепродуктов – это до 10 млн тонн бензинов, дизеля и автогаза. Поставки шли преимущественно из России, Беларуси и морем, сейчас эти каналы полностью заблокированы.
В 2021 году Украина импортировала 6,85 млн тонн дизельного топлива: 42% было поставлено из Беларуси, 30% – из России; импорт бензинов в Украину составил 1,28 млн тонн: 78% поставлено из Беларуси; импорт автогаза составил 1,6 млн тонн: 40% – из России, 30% – из Казахстана.
Теперь все топливо Украина вынуждена импортировать через западную границу. Ранее этот канал поставок не имел экономического смысла из-за более дорогой логистики. Чтобы компенсировать логистические издержки, Верховная Рада в середине марта отменила акциз на нефтепродукты и снизила НДС для топлива с 20% до 7%.
Наиболее сложная ситуация – в восточных и центральных регионах, куда топливо нужно везти бензовозами через всю страну, что еще сильнее увеличивает себестоимость, говорит Леушкин. Такая логистика добавляет около 1 грн к цене литра топлива, подсчитал Сиренко.
Стоп цена!
В марте 2022-го Кабмин изменил формулу определения розничной граничной цены бензина и дизеля, сделав поставки из Европы более рентабельными, что запустило импорт.
Почему формула опять не работает? Участники рынка говорят, что она не учитывает возросшие расходы на логистику. В Минэкономики полагают, что причина – в желании топливиков иметь высокую маржу.
«Нужно отменить госрегулирование или пересчитать формулу, учесть логистику или ранжировать цены по регионам», – говорит Леушкин. Один из вариантов – добавить в формулу расчета предельных цен расходы на внутреннюю логистику в $50–70 за тонну, говорит Сиренко. По его расчетам, это увеличило бы максимальную цену дизеля на АЗС в апреле до 40 грн за литр, а бензина – до 36 грн за литр и решило бы проблему.
Правительство пока не собирается отменять или менять госрегулирование цен на топливо, говорит замминистра Кудин. По его словам, ситуативный дефицит действительно мог возникнуть из-за сложной логистики и боевых действий, но системной проблемы Кабмин не видит.
«Мы понимаем желание сетей АЗС получить дополнительную маржу в связи с рисками, – говорит Кудин. – Но идея государственного регулирования в том, чтобы сбалансировать интересы частного бизнеса и общества».
Будет ли нарастать дефицит? Сиренко из UPECO считает, что ситуация не критическая. «У крупных операторов есть топливо, возможно, они ждут следующую декаду, когда Минэкономики обновит граничные цены», – полагает он.
Вы нашли ошибку или неточность?
Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.