Западная Украина. /Анна Наконечная
Категория
Картина дня
Дата

Нули на стеллах. В Украину ввозят все больше топлива, но на АЗС его купить все сложнее. В чем подвох?  

Западная Украина. Фото Анна Наконечная

Через западную границу в Украину начали завозить много дизеля и бензина, но в розничной продаже топлива все меньше. Участники рынка винят госрегулирование, в правительстве считают, что причина – в марже топливиков. Грозит ли Украине тотальный дефицит топлива?       

Інвестувати? Почекати? Продавати? Війна змінює все, крім обов’язку лідера приймати виважені рішення. Вже 30 травня 40+ спікерів поділяться досвідом на Першій щорічній конференції про фінанси, інвестиції та економічне зростання. Купуйте квиток за посиланням.

С десятых чисел апреля на многих АЗС в Украине нет в открытой продаже 95-го бензина, дизеля и автогаза, притом что работает примерно треть из 7500 украинских АЗС и на большинстве действует ограничение о продаже не более 20 литров. В то же время импортерам удалось наладить почти довоенные объемы поставок топлива в Украину из Европы. Почему сети АЗС не спешат продавать бензин? 

«Последние сутки в Украину заезжает не менее 10 000 тонн топлива, – говорит первый замминистра экономразвития Денис Кудин. – Этого объема вполне достаточно для удовлетворения спроса». 

Для сравнения: в апреле 2021 года через сети АЗС продавали примерно 13 000 тонн в сутки, по данным Госстата. Точно подсчитать, на сколько сейчас снизилось потребление из-за войны, сложно. Аналитик Upeco Александр Сиренко оценивает падение на 30%. 10 000 тонн должно хватать.

Но на многих АЗС топлива все равно нет в продаже. В чем проблема?

Когда опт дороже розницы

У участников рынка другая риторика. «Автогаза на АЗС уже нет, дизеля почти нет, а бензина не будет через 7–10 дней», – говорит владелец сети АЗС Prime Дмитрий Леушкин. Основная причина нехватки топлива на станциях – госрегулирование розничных цен, из-за которого цены на бензин и дизель на АЗС сейчас ниже оптовых, объясняет он.

По его словам, в опте дизель сейчас стоит 41 грн за литр, бензин – 34–35 грн за литр, а цены на заправках не должны превышать 37,65 грн/литр для дизтоплива и 33,87 грн/литр для бензина. «Сейчас у многих стоят нули на заправках, в розницу дизель не купить, только по безналичному расчету, а это уже как договоритесь: по 40–43 грн за литр», – говорит Леушкин. «Цены толкает вверх дефицит топлива в Украине. На востоке дизель в опте уже по 45 грн», – говорит аналитик топливного рынка, попросивший не называть его имя.

Операторы не хотят продавать бензин и дизель в рознице себе в убыток.

Топливо в стране есть, его просто не продают, соглашается Сиренко. «Часть операторов не продает топливо без наценки, к которой они привыкли», – говорит он. Forbes обратился за комментариями к крупным розничным сетям, таким как «ОККО» и «БРСМ-Нафта», они отказались от комментариев.

Как устроен рынок

До войны Украина импортировала 70% потребляемых в стране нефтепродуктов – это до 10 млн тонн бензинов, дизеля и автогаза. Поставки шли преимущественно из России, Беларуси и морем, сейчас эти каналы полностью заблокированы. 

В 2021 году Украина импортировала 6,85 млн тонн дизельного топлива: 42% было поставлено из Беларуси, 30% – из России; импорт бензинов в Украину составил 1,28 млн тонн: 78% поставлено из Беларуси; импорт автогаза составил 1,6 млн тонн: 40% – из России, 30% – из Казахстана.

Теперь все топливо Украина вынуждена импортировать через западную границу. Ранее этот канал поставок не имел экономического смысла из-за более дорогой логистики. Чтобы компенсировать логистические издержки, Верховная Рада в середине марта отменила акциз на нефтепродукты и снизила НДС для топлива с 20% до 7%. 

Наиболее сложная ситуация – в восточных и центральных регионах, куда топливо нужно везти бензовозами через всю страну, что еще сильнее увеличивает себестоимость, говорит Леушкин. Такая логистика добавляет около 1 грн к цене литра топлива, подсчитал Сиренко. 

Стоп цена! 

В марте 2022-го Кабмин изменил формулу определения розничной граничной цены бензина и дизеля, сделав поставки из Европы более рентабельными, что запустило импорт

Почему формула опять не работает? Участники рынка говорят, что она не учитывает возросшие расходы на логистику. В Минэкономики полагают, что причина – в желании топливиков иметь высокую маржу. 

Getty Images

Пустая АЗС возле Львова. Фото Getty Images

«Нужно отменить госрегулирование или пересчитать формулу, учесть логистику или ранжировать цены по регионам», – говорит Леушкин. Один из вариантов – добавить в формулу расчета предельных цен расходы на внутреннюю логистику в $50–70 за тонну, говорит Сиренко. По его расчетам, это увеличило бы максимальную цену дизеля на АЗС в апреле до 40 грн за литр, а бензина – до 36 грн за литр и решило бы проблему.

Правительство пока не собирается отменять или менять госрегулирование цен на топливо, говорит замминистра Кудин. По его словам, ситуативный дефицит действительно мог возникнуть из-за сложной логистики и боевых действий, но системной проблемы Кабмин не видит. 

«Мы понимаем желание сетей АЗС получить дополнительную маржу в связи с рисками, – говорит Кудин. – Но идея государственного регулирования в том, чтобы сбалансировать интересы частного бизнеса и общества». 

Будет ли нарастать дефицит? Сиренко из UPECO считает, что ситуация не критическая. «У крупных операторов есть топливо, возможно, они ждут следующую декаду, когда Минэкономики обновит граничные цены», – полагает он.

Материалы по теме

Вы нашли ошибку или неточность?

Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.

Исправить
Предыдущий слайд
Следующий слайд
Новый выпуск Forbes Ukraine

Заказывайте с бесплатной курьерской доставкой по Украине