Россия наносит ракетные удары по крупным украинским нефтебазам, наращивая урон критической инфраструктуре. Оккупанты пытаются отрезать от поставок топлива украинскую армию, готовящихся к посевной аграриев, а также спровоцировать дефицит на АЗС. Как государство и бизнес противостоят агрессору на топливном рынке
«Мы думали, что коронакризис – огромный вызов для наших АЗС, – говорит маркетинг-директор сети автозаправок «БРСМ-Нафта» Александр Мельничук. – Теперь понимаем, что это как простуда в сравнении с происходящим».
С начала войны «БРСМ-Нафта» Андрея Бибы потеряла 22 АЗК – почти 10% сети. Компания не контролирует крупное газовое нефтехранилище объемом 8000 м куб. на границе с Россией в селе Гатище Харьковской области. Мельничук оценивает убыток от разрушения пяти АЗС вследствие российских обстрелов примерно в $5 млн. Он не берется подсчитать общие убытки, полученные за время после полномасштабного вторжения армии РФ.
Потеря активов – только часть проблем, с которыми столкнулись украинские нефтяники. Основная головная боль – нехватка нефтепродуктов и сложности с их доставкой. «Работаем не более чем на 25% от возможностей, – говорит Мельничук. – Запасы топлива исчерпываются». Похожая ситуация, по его словам, и у других операторов. Крупнейшие розничные сети, такие как WOG, Окко, KLO и Socar, отказались комментировать для Forbes эту тему. Компании не хотят привлекать к себе внимание из-за возможных атак.
Европа вместо России
Причина дефицита – прекращение поставок из России и Беларуси. В 2021 году эти страны, по данным консалтинговой компании «А-95», поставляли 62% дизтоплива и 50% бензина на украинский рынок. Еще по 10% импортировали из Литвы и по морю. «Суммарно это 100% импорта, – говорит Мельничук, – теперь его – ноль».
Сократили поле для маневра в поиске альтернативы удары российских ракет по топливной инфраструктуре. Только в 20-х числах марта под обстрел попало несколько крупных нефтебаз во Львове, Киевской, Волынской и Ровенской областях.
«Единственный источник теперь – Европа», – говорит гендиректор «А-95» Сергей Куюн. Последние заметные поставки оттуда были в 2016 году, потому инфраструктура не готова к резкой смене. В Европе и Украине разная ширина колеи. Доставленные по железной дороге нефтепродукты нужно будет переливать в другие цистерны или менять вагонные тележки – это дополнительное время и затраты.
«Многие переходы поросли травой, – говорит Куюн. – Но уже пошли первые поставки, можно говорить, что ржавчина сходит с рельс». Инфраструктура на западных границах в состоянии перевалить нужные Украине объемы, а «Укрзализныца» (УЗ) доставить по железной дороге в точки назначения, говорит глава правления УЗ Александр Камышин, 37.
Сколько надо заместить? Украина потребляет около 4,5 млн тонн нефтепродуктов в год. Из-за войны спрос сократился примерно на 50%, подсчитал Куюн.
Пока на западных границах обустраивается инфраструктура, операторы бронируют небольшие автомобильные партии в Польше, Венгрии, Румынии и других странах ЕС. «Стараемся купить объем на европейских заводах, но пока мало кто готов продавать, поскольку не были ориентированы на такой большой экспорт», – говорит Мельничук. Многие бояться доставлять в Украину, где продолжаются боевые действия. «Банально некому развозить, – добавляет Мельничук. – У нас около 70 бензо- и газовозов, и половина из них – без водителей».
Ещё одна причина – рост цен на нефть. На фоне санкций и войны в Украине Европа начала активно отказываться от российской нефти – одного из крупнейших источников энергоносителей. В результате с начала полномасштабного наступления баррель нефти Brent подорожал на 40%, до $140, на пике в начале марта.
Трейдеры воспользовались ажиотажем и увеличивают страхование риски. «Видим рекордные цены с премиями до $400 на тонне, при том, что сам продукт стоит $1000», – говорит Куюн. Оптовая цена, по словам Мельничука, выросла как минимум на 30%.
В результате стоимость топлива на украинских АЗС в первой декаде марта перевалила за 40 грн/л, при этом розничные цены не покрывали себестоимость. «Возник риск, что топливо попросту исчезнет, просто перестанут привозить», – говорит Куюн.
Антикризисные меры
15 марта Верховная Рада поддержала инициативу Кабмина – отменен акциз на нефтепродукты, НДС снизили до 7%. Ещё изменили довоенную формулу госрегулирования, из-за которой доставка из Европы была нерентабельной. Это снизило цены на бензин и дизель примерно на 25%, или 4–7 грн/л – до 33–36 грн/л. Цены в таком коридоре сохранятся в течение ближайшей недели, подсчитал аналитик Upeco Александр Сиренко.
Уже 19 марта по новым правилам поставок (со сниженным НДС и без акциза) в Украину заехала первая тысяча тонн нефтепродуктов, заявил премьер-министр Денис Шмыгаль.
«Путь одного бензовоза из Львова в Литву и обратно занимает пять дней, – говорит Куюн. – Дорого, долго, но другим и не могло быть начало переориентации топливного рынка с Востока на Запад».
«Будем и дальше покупать и доставлять топливо в ручном режиме, – говорит Мельничук. – Не будет как раньше, когда танкер разгрузили в порту и каждая сеть спокойно везет по 40–60 цистерн каждый месяц».
Сиренко говорит, что предпосылок для паники нет. «Ажиотаж в мире держиться на отметке 110–120 $/бар, поэтому цены будут стабильными», – прогнозирует он. В последние дни некоторые операторы начали увеличивать лимиты отпуска топлива в один бак, которые были введены в первые дни войны. Некоторые сети сняли ограничения на заправку. «Это показатель отсутствия большого ажиотажа и стабилизации», – говорит Сиренко.
Посевная по плану
С апреля начинаются массовые весенне-полевые работы. Дизтопливо в больших объемах потребуется не только автомобилистам и армии, но и аграриям.
Есть ли риск срыва? Готовность аграриев для проведения полевых работ на уровне 40%, считает экс-глава госслужбы Украини по вопросам безопасности пищевых продуктов. «На старт посевной компании практически у всех есть топливо. Для полноценной посевной и защиты растений нужно дополнительное топливо», – говорит гендиректор аграрной компании «Гермес-Трейдинг» Юрий Скичко.
«Аграрии закупают все необходимое для посевной заранее. Это касается и топлива, – говорит исполнительный директор УЗА Сергей Иващенко. – Сейчас усложнена логистика по доставке топлива в оккупированные районы страны, но в целом для продовольственной безопасности Украины это не критично».
Вы нашли ошибку или неточность?
Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.