Пожарные пытаются потушить огонь после того, как российские управляемые ракеты поразили нефтебазу во Львове 27 марта 2022 года. /Getty Images
Категория
Картина дня
Дата

Российские войска массово бомбят нефтебазы. Что делает Украина, чтобы у фермеров, военных и населения было топливо

4 хв читання

Пожарные пытаются потушить огонь после того, как российские управляемые ракеты поразили нефтебазу во Львове 27 марта 2022 года. Фото Getty Images

Россия наносит ракетные удары по крупным украинским нефтебазам, наращивая урон критической инфраструктуре. Оккупанты пытаются отрезать от поставок топлива украинскую армию, готовящихся к посевной аграриев, а также спровоцировать дефицит на АЗС. Как государство и бизнес противостоят агрессору на топливном рынке

Практичний МBA від Forbes на реальних кейсах, щоб прокачати навички управління на прикладі Володимира Кудрицького, ексголови правління «Укренерго». 

Премʼєра другого сезону YouTube проєкту «Директорія» вже на каналі Forbes Ukraine!

«Мы думали, что коронакризис – огромный вызов для наших АЗС, – говорит маркетинг-директор сети автозаправок «БРСМ-Нафта» Александр Мельничук. – Теперь понимаем, что это как простуда в сравнении с происходящим».

С начала войны «БРСМ-Нафта» Андрея Бибы потеряла 22 АЗК – почти 10% сети. Компания не контролирует крупное газовое нефтехранилище объемом 8000 м куб. на границе с Россией в селе Гатище Харьковской области. Мельничук оценивает убыток от разрушения пяти АЗС вследствие российских обстрелов примерно в $5 млн. Он не берется подсчитать общие убытки, полученные за время после полномасштабного вторжения армии РФ. 

Потеря активов – только часть проблем, с которыми столкнулись украинские нефтяники. Основная головная боль – нехватка нефтепродуктов и сложности с их доставкой. «Работаем не более чем на 25% от возможностей, – говорит Мельничук. – Запасы топлива исчерпываются». Похожая ситуация, по его словам, и у других операторов. Крупнейшие розничные сети, такие как WOG, Окко, KLO и Socar, отказались комментировать для Forbes эту тему. Компании не хотят привлекать к себе внимание из-за возможных атак.

Европа вместо России

Причина дефицита – прекращение поставок из России и Беларуси. В 2021 году эти страны, по данным консалтинговой компании «А-95», поставляли 62% дизтоплива и 50% бензина на украинский рынок. Еще по 10% импортировали из Литвы и по морю. «Суммарно это 100% импорта, – говорит Мельничук, – теперь его – ноль».  

Сократили поле для маневра в поиске альтернативы удары российских ракет по топливной инфраструктуре. Только в 20-х числах марта под обстрел попало несколько крупных нефтебаз во Львове, Киевской, Волынской и Ровенской областях.

«Единственный источник теперь – Европа», – говорит гендиректор «А-95» Сергей Куюн. Последние заметные поставки оттуда были в 2016 году, потому инфраструктура не готова к резкой смене. В Европе и Украине разная ширина колеи. Доставленные по железной дороге нефтепродукты нужно будет переливать в другие цистерны или менять вагонные тележки – это дополнительное время и затраты. 

«Многие переходы поросли травой, – говорит Куюн. – Но уже пошли первые поставки, можно говорить, что ржавчина сходит с рельс». Инфраструктура на западных границах в состоянии перевалить нужные Украине объемы, а «Укрзализныца» (УЗ) доставить по железной дороге в точки назначения, говорит глава правления УЗ Александр Камышин, 37. 

Getty Images

Пожарные пытаются потушить огонь, после того, как российские управляемые ракеты поразили нефтебазу во Львове 27 марта 2022 года Фото Getty Images

Сколько надо заместить? Украина потребляет около 4,5 млн тонн нефтепродуктов в год. Из-за войны спрос сократился примерно на 50%, подсчитал Куюн.

Пока на западных границах обустраивается инфраструктура, операторы бронируют небольшие автомобильные партии в Польше, Венгрии, Румынии и других странах ЕС. «Стараемся купить объем на европейских заводах, но пока мало кто готов продавать, поскольку не были ориентированы на такой большой экспорт», – говорит Мельничук. Многие бояться доставлять в Украину, где продолжаются боевые действия. «Банально некому развозить, – добавляет Мельничук. – У нас около 70 бензо- и газовозов, и половина из них – без водителей».  

Ещё одна причина – рост цен на нефть. На фоне санкций и войны в Украине Европа начала активно отказываться от российской нефти – одного из крупнейших источников энергоносителей. В результате с начала полномасштабного наступления баррель нефти Brent подорожал на 40%, до $140, на пике в начале марта.

Трейдеры воспользовались ажиотажем и увеличивают страхование риски. «Видим рекордные цены с премиями до $400 на тонне, при том, что сам продукт стоит $1000», – говорит Куюн. Оптовая цена, по словам Мельничука, выросла как минимум на 30%.

В результате стоимость топлива на украинских АЗС в первой декаде марта перевалила за 40 грн/л, при этом розничные цены не покрывали себестоимость. «Возник риск, что топливо попросту исчезнет, просто перестанут привозить», – говорит Куюн.

Антикризисные меры

15 марта Верховная Рада поддержала инициативу Кабмина – отменен акциз на нефтепродукты, НДС снизили до 7%. Ещё изменили довоенную формулу госрегулирования, из-за которой доставка из Европы была нерентабельной. Это снизило цены на бензин и дизель примерно на 25%, или 4–7 грн/л – до 33–36 грн/л. Цены в таком коридоре сохранятся в течение ближайшей недели, подсчитал аналитик Upeco Александр Сиренко. 

Уже 19 марта по новым правилам поставок (со сниженным НДС и без акциза) в Украину заехала первая тысяча тонн нефтепродуктов, заявил премьер-министр Денис Шмыгаль.

«Путь одного бензовоза из Львова в Литву и обратно занимает пять дней, – говорит Куюн. – Дорого, долго, но другим и не могло быть начало переориентации топливного рынка с Востока на Запад».

Getty Images

Сгоревшая нефтебаза во Львове Фото Getty Images

«Будем и дальше покупать и доставлять топливо в ручном режиме, – говорит Мельничук. – Не будет как раньше, когда танкер разгрузили в порту и каждая сеть спокойно везет по 40–60 цистерн каждый месяц».  

Сиренко говорит, что предпосылок для паники нет. «Ажиотаж в мире держиться на отметке 110–120 $/бар, поэтому цены будут стабильными», – прогнозирует он. В последние дни некоторые операторы начали увеличивать лимиты отпуска топлива в один бак, которые были введены в первые дни войны. Некоторые сети сняли ограничения на заправку. «Это показатель отсутствия большого ажиотажа и стабилизации», – говорит Сиренко. 

Посевная по плану

С апреля начинаются массовые весенне-полевые работы. Дизтопливо в больших объемах потребуется не только автомобилистам и армии, но и аграриям. 

Есть ли риск срыва? Готовность аграриев для проведения полевых работ на уровне 40%, считает экс-глава госслужбы Украини по вопросам безопасности пищевых продуктов. «На старт посевной компании практически у всех есть топливо. Для полноценной посевной и защиты растений нужно дополнительное топливо», – говорит гендиректор аграрной компании «Гермес-Трейдинг» Юрий Скичко. 

«Аграрии закупают все необходимое для посевной заранее. Это касается и топлива, – говорит исполнительный директор УЗА Сергей Иващенко. – Сейчас усложнена логистика по доставке топлива в оккупированные районы страны, но в целом для продовольственной безопасности Украины это не критично».

Материалы по теме

Вы нашли ошибку или неточность?

Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.

Предыдущий слайд
Следующий слайд