Польша поможет Украине быстрее продавать товары по всему миру. Как это будет работать /Фото Shutterstock
Категория
Картина дня
Дата

Польша поможет Украине быстрее продавать товары по всему миру. Как это будет работать

Shutterstock

«Укрзализныця» и польская PKP Cargo работают над запуском «единого окна» для экспорта грузов по железной дороге. Какие возможности для бизнеса?

В субботу, 23 апреля, в Кракове премьер-министр Украины Денис Шмыгаль и премьер-министр Польши Матеуш Моравецкий подписали меморандум о создании совместного логистического предприятия. Его задача – кардинально увеличить экспорт украинских грузов по железной дороге в ЕС и на мировые рынки. «Удобные логистические решения для украинского бизнеса позволят быстро доставить необходимые товары в любую точку мира», – сказал Денис Шмыгаль.

Инициатива создания предприятия исходила от «Укрзализныци», которая ищет новые маршруты для доставки товаров на мировые рынки. Раньше более 70% всего экспорта шло через морские порты. Теперь большая часть этого объема переориентируется на экспорт через пограничные погранпереходы.

«Укрзализныця» – основной перевозчик. Узкое горлышко – низкая пропускная способность. В марте железная дорога экспортировала 3 млн тонн грузов – в 2,9 раза меньше, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.

«Потенциал пропускной способности задействован только на 56%», – говорит замдиректора департамента коммерческой работы «Укрзализныци» Валерий Ткачев. По словам менеджера брокерской компании Maxigrain Елены Неробы, украинские вагоны не могут ездить по европейским путям из-за разницы в ширине колеи, и грузоотправителям нужно менять зерновозы. Но европейцы пока не могут предоставить достаточное количество зерновозов, чтобы ускорить пропускную способность на железнодорожной границе. 

«СП ускорит доставку, в том числе сыпучих грузов и контейнеров, европейским потребителям или в европейские порты», – говорит замдиректора департамента инвестиционной деятельности УЗ Владимир Шемаев.

Как? В первую очередь, за счет упрощения процедур.

СП выступит в роли экспедитора или оператора, который предложит клиентам единый тариф на перевозку из Украины в Польшу. После этого этот оператор будет самостоятельно проводить расчеты с грузоперевозками и компаниями, которые организуют рейсы.

Например, сейчас для экспортной отправки в польский порт Гданьск зернотрейдеру надо заключить договора с УЗ, польским перевозчиком и компанией, которая будет проводить маневровые работы с вагонами в польском порту. В будущем понадобится только один договор на транспортно-экспедиторские услуги с этим СП. «Расчеты будут с одним юрлицом в удобной клиентам валюте. Фактически, это будет «единое окно», – говорит Шемаев.

Сейчас УЗ самостоятельно доставляет груз до границы, а от границы его везут другие компании, например, PKP Cargo. Новая логистическая компания может перевести на себя большинство экспортных грузопотоков, которые ранее шли через польские погранпереходы, говорит президент ассоциации «Украинский логистический альянс» Эдвин Берзиньш. По его данным, в 2021 году через них было отправлено почти 9 млн тонн грузов.

Пока не определено, какие активы будут у этого оператора. Потенциально СП может работать как экспедитор без активов (asset light). Но, возможно, эта компания будет оперировать парком вагонов, например, зерновозами и платформами для перевозки контейнеров, говорит Шемаев.

Важно, чтобы у нового СП не было приоритета, например, в доступе к железнодорожной инфраструктуре, предостерегает Берзиньш. «В условиях военного времени на это еще можно закрыть глаза, поскольку каждая инициатива, которая способствует экспорту украинских грузов, помогает украинской экономике», – говорит он. Но в будущем, после войны, для всех операторов, в том числе этого СП, должны быть равные условия игры. «В ЕС не приветствуются монополии. Грузы должна будет везти та компания, которая предложит клиенту лучшие условия», – считает Эдвин Берзиньш.

Новая компания, по его словам, построит прямой коридор перевозки грузов из Украины в польские порты. Если проект состоится, то в будущем СП сможет выступить транзитером грузов и в другие страны ЕС, ведь в Евросоюзе свободный рынок железнодорожных перевозок.

Материалы по теме