Война отрезала Украину от моря, а металлургов и аграриев практически от всего экспорта. Как теперь вывозить товар за границу /Shutterstock
Категория
Картина дня
Дата

Война отрезала Украину от моря, а металлургов и аграриев практически от всего экспорта. Как теперь вывозить товар за границу

3 хв читання

Shutterstock

Морские порты – основной канал продаж за рубеж украинских товаров. Теперь все грузы идут железной дорогой. Выдержит ли она и что будет с экономикой страны, если нет

Как везти товар на экспорт

Фермеры и металлурги – основные экспортеры страны. Из $68 млрд экспорта Украины в прошлом году $41 млрд заработали именно они. И почти всё, что они продавали за границу, шло через морские порты – 160 млн тонн грузов в год.

Российские военные корабли заблокировали порты, оставив стране функционирующими железную дорогу и три порта на Дунае: Измаил, Рени и Усть-Дунайский. В обычное время по железной дороге шло всего 11% экспорта, а по этим портам – еще 10%.

«[Это] крохи пропускной способности», – говорит заместитель директора по коммерческой работе «Укрзализныци» Валерий Ткачев.

Основной путь на экспорт сейчас – через 11 железнодорожных пограничных пунктов на границах с Польшей, Словакией, Венгрией, Румынией и Молдовой. До войны только один из них, в Изове, работал на 100%, остальные – на 50–80%.

Фермеры уже отправили первые вагоны через эти пункты. Из-за перегрузок на некоторых местах вдоль границы они стоят в пробке на 10–14 суток вперед, говорит Ткачев.

Те, кому удалось перевезти свою продукцию, не скрывают эмоций. «Наконец-то мы заключили первые экспортные контракты после начала войны, – говорит менеджер по развитию брокерской компании Maxigrain Елена Нероба. – Первое зерно уже даже попало в Польшу».

Война отрезала Украину от моря, а металлургов и аграриев практически от всего экспорта. Как теперь вывозить товар за границу /Фото 1

Инфографика: Леонид Лукашенко

В месяц по железной дороге Украина может экспортировать около 0,5 млн тонн зерна и продуктов его переработки, это в 10 раз меньше, чем до войны, говорит замминистра агарной политики Тарас Высоцкий. Сейчас по ж/д перевозят до 20 000 тонн зерна в день. Для сравнения: через порты обычно проходило около 150 000 тонн.

«Эти коридоры [через пропускные пункты] пока еще сырые, конкретики по ним нет», – говорит директор «Волынь Агро» Евгений Дудко.

С такими темпами вывоз имеющейся продукции на складах под вопросом, говорит Нероба. Сейчас в Украине свободны к экспорту 6,5 млн тонн пшеницы и примерно 15 млн тонн кукурузы, и неизвестно, куда продавать будущий урожай. Осенью фермеры засеяли 6,5 млн га озимой пшеницы, на которой вырастет около 14 млн тонн зерна, говорит Нероба.

Сейчас на экспорте зерна Украина недозарабатывает $1,5 млрд в месяц, считает Высоцкий. К концу года из-за проблем с логистикой экспорт зерна может сократиться на 85%, до около $2,4 млрд, считает вице-президент Киевской школы экономики Олег Нивьевский. В пять раз упадет и экспорт масла.

Одна из крупнейших металлургических компаний «АрселорМиттал Кривой Рог» тоже частично возобновила экспорт железорудного концентрата и продукции из остатков на складах, на заводе и в порту, говорит директор компании по продажам в Украине и СНГ Евгений Чумаченко. «Пока морские порты не будут разблокированы, мы полагаемся на железную дорогу», – говорит он.

Но проблемы те же – низкая пропускная способность. По словам аналитика Concorde Capital Дмитрия Хорошуна, мощности ГОКов «Метинвеста» из-за проблем с экспортом работают на 30-40%. ГОКи Ferrexpo тоже сократили выработок, но насколько – не ясно. По его подсчетам, продажи металлургов могут упасть в три-шесть раз, до $3,6–7,2 млрд. 

Из прошлогодних $68 млрд Украина может недосчитаться $30-40 млрд валютной выручки за экспорт, говорит глава департамента по корпоративному анализу группы ICU Александр Мартыненко. Чтобы удержать экономику в таких условиях, по словам Нивьевского, Украине придется надеяться на «многомиллиардную помощь» Запада.

Нарастить объемы можно, главное – деньги

Чтобы немного исправить ситуацию, по словам Высоцкого, сейчас все работают над увеличением темпов. «Если мы останемся на нынешних показателях, то три года будем вывозить накопленную на складах продукцию», – говорит он.

Основная проблема логистики на железной дороге – нехватка перегрузочных пунктов, вагонов и локомотивов. Через три месяца «Укрзализныця» планирует увеличить количество переправок через границу почти в четыре раза – с 300 до 1100 вагонов в день, говорит Ткачев.

Железной дороге, в отличие от портов, также не хватает подъездных путей, складов и перевалочных пунктов, которые нужно строить почти с нуля. Для строительства УЗ будет просить помощи у самого бизнеса и международных партнеров. 

Построить инфраструктуру за три месяца можно, главное – финансирование, считает Высоцкий. У кого точно будут просить деньги и сколько нужно, пока не ясно. 

Параллельно Министерство инфраструктуры хочет расширить пропускную способность Дунайских портов вдвое; в идеале, они будут перевозить в два раза больше, говорит замминистра инфраструктуры Юрий Васьков.

Еще одна инициатива министерства: страховать иностранные вагоны и суда, чтобы они могли заходить на территорию Украины без рисков. «Мы будем компенсировать стоимость вагона или судна, если его повредят», – говорит Васьков. Цена одного зерновоза в Польше: около $120 000. 

Что сработает, а что нет, судить рано, говорит Высоцкий. «Чтобы полностью увидеть картину, должно пройти три-четыре месяца», – говорит он.

Материалы по теме

Вы нашли ошибку или неточность?

Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.

Предыдущий слайд
Следующий слайд