«Представьте, что будет, если мы завтра выпустим марку с Путиным». Руководитель «Укрпочты» Игорь Смелянский об ажиотаже вокруг марки «русский военный корабль» /из личного архива
Категория
Картина дня
Дата

«Представьте, что будет, если мы завтра выпустим марку с Путиным». Руководитель «Укрпочты» Игорь Смелянский об ажиотаже вокруг марки «русский военный корабль»

8 хв читання

из личного архива

22 апреля внимание всех филателистов мира было приковано к «Укрпочте». Именно на этот день компания запланировала открытие своего нового интернет-магазина, где она пообещала продать еще 100 000 уже известной на весь мир марки с «русскім воєнним корабльом». Но планам не было суждено сбыться. Почему «Укрпочта» приостановила продажу этой марки и что может быть изображено на следующей, рассказал Forbes генеральный директор «Укрпочты» Игорь Смелянский.

Почему «Укрпочта» не смогла открыть свободную продажу марки в пятницу, 22 апреля, как Вы перед этим обещали?

К сожалению, 22 апреля мы столкнулись, наверное, с самой мощной DDoS-атакой за все время работы компании. Понятно, с чьей стороны.

И с чьей?

Мое предположение надо еще конечно доказать, но я думаю кое-какой стране не понравилась наша марка. Двух совпадений не бывает. В день запуска уже была одна DDoS-атака, но нам ее удалось относительно успешно отбить. Сегодня была еще большая. Мы до сих пор разгребаем ее последствия. Постепенно поднимаем системы. Очень надеемся, что выйдем из нее сильнее, поставим новые заслоны.

Есть информация, сколько было посетителей на пике посещаемости?

В первую минуту после анонса нового сайта было больше 20 000 посетителей. После этого началась атака. Думаю, что из-за нее не удалось увеличить это число.

Есть доказательства, что это была именно DDoS-атака или сайт лег из-за того, что много людней решили купить марку?

Атаковали не только сайт интернет-магазина. Атаковали все системы «Укрпочты». У нас были даже сложности с выплатой зарплаты сотрудникам «Укрпочты». Интернет-магазин – это только лицо. Поэтому я думаю, что мы столкнулись все же с DDoS-атакой.

Кто делал новый интернет-магазин для «Укрпочты»?

Мы самостоятельно его создали за несколько месяцев. Мы начали эту работу еще до войны. Сейчас пришлось ускориться. Не все получается, но стараемся.

Не считаете решение создать интернет-магазин собственными силами ошибкой? Возможно, стоило посотрудничать с той же Минцифрой или объявить тендер на создание магазина, чтобы привлечь для этого специализированные компании?

Интернет-магазин — это лицо «Укрпочты». Очень важно понимать, что стоит за ним. Поэтому мы не передали это сторонней компании. Кроме того, марки – это очень специфический продукт. Это не колбаса. Марки имеют номинал, валюту, они переоцениваются и так далее. Поэтому решили сделать сами. Я не считаю, что это было ошибкой. Но нам не хватило чуть-чуть времени, чтобы доделать его.

facebook Укрпочты

Автор рисунка – художник Борис Грох, который до 2014 года жил в Крыму, а после оккупации переехал во Львов. Фото facebook Укрпочты

Почему «Укрпочта» не была готова к DDoS-атаке? Или она была к ней готова?

Учитывая, сколько таких атак мы отбивали до войны и время войны, я не считаю, что мы не были готовы к DDoS-атаке. Но есть атаки, к которым, действительно, очень сложно приготовиться. Последние цифры, которые я видел, это 50 GB/s. Это достаточно серьезные цифры. Значит, в следующий раз будем лучше готовиться к таким атакам. Хотя мы и так готовимся, но находят возможности.

У нас сейчас много идей насчет того, как улучшить защиту наших систем в целом и интернет-магазина в частности. Мы до этого много креативили. Думаю, будем еще больше креативить после этого. Понимаем, что чем более популярной становится компания, чем более популярным становится наш продукт, тем более серьезными могут быть атаки. Представьте, что будет с нашим интернет-магазином, если мы завтра выпустим марку с Путиным? В таком случае нам надо быть готовым к любой атаке. В этот день будет колоссальная атака на систему «Укрпочты».

Насколько справедливым вы считаете отмену заказов на марку в старом интернет-магазине?

К сожалению, в реальной жизни и в оффлайн, и онлайн люди часто идут на разные ухищрения, чтобы нечестно купить марку. Что я только не видел на Майдане Незалежности возле Главпочтамта, когда там продавалась марка и там была большая очередь, чтобы ее купить. И карусели, и переодевание курток.

Кроме того, мы разослали тем клиентам, которые сделали заказы в старом интернет-магазине и которым мы отменили их заказы, ссылку на новый интернет-магазин за час до его публичного анонса. Мы разослали 18 000 емейлов. Но откуда в первую минуту появились более 20 000 пользователей? Потому что люди по секрету поделились этой ссылкой со своими друзьями. Ну вот как можно с этим бороться? Понятно, что можно делать сложные системы с двойной верификацией людей. Но мы понадеялись на сознательность людей.

Почему «Укрпочта» не хочет допечатать тираж марки?

Во-первых, есть правила выпуска марок – перед выпуском анонсируется его тираж. Во-вторых, я всем привожу пример. Почему Ferrari не делает дополнительные серии своих автомобилей? На Ferrari очередь в пять лет. Почему Hermes не выпускает дополнительное количество своих сумок?

Ferrari и Hermes выпускаются не в воюющих странах…

Давайте другой пример. Если вы выпустите один миллион книг в подарочном варианте и его раскупят, вы же не будете допечатывать еще миллион. В тако случае покупатели из первого миллиона будут считать себя обманутыми. Когда выпускаются подлобные книги, то создается ажиотаж.

facebook Укрпочты

Большая очередь на Майдане Незалежности возле Главпочтамта, когда там продавалась марка, чтобы ее купить. Фото facebook Укрпочты

Но в таком случаем обманутыми могут посчитать себя те, кто стоял в очереди возле Главпочтамта и наблюдали как другие люди покупали марку с помощью упомянутой вами карусели.

Хорошо. Давайте представим, что мы завтра допечатаем еще миллион этой марки. Что будет чувствовать те люди, кто стоял по семь часов в очереди возле Главпочтамта?

Чтобы погасить спрос на эту марку, мы в пятницу, 22 апреля, анонсировали дополнительный выпуск этой же марки, но ее нельзя будет использовать для оплаты пересылки.

Но это уже не классическая марка, а просто некий рисунок с русским кораблем.

Нет. Давайте будем последовательными. Если все сейчас кричат, что не надо обращать внимания на филателистические правила, что марку можно печатать как туалетную бумагу рулонами, то можно и напечатать марку, которой нельзя воспользоваться как средством оплаты пересылки. Тем более, что большинство утверждает, что оставит ее себе на память как часть истории. Так что тут мы нашли, я считаю, хороший компромисс – как не нарушить правила выпуска марок и пойти на встречу людям.

А что делать в этой ситуации тем же военным, которые воюют на передовой? У них нет времени сидеть на сайте интернет-магазина в попытках купить марку.

Мы отложили 50 000 марок для жителей временно оккупированных территорий. Они не будут продаваться, пока мы не освободим эти территории.

Сколько осталось непроданных марок?

До пятницы, 22 апреля, мы продали примерно 750 000 марок. 22 апреля мы выставили в интернет-магазин еще 100 000. На вечер 22 апреля продано 60 000 марок. Когда интернет-магазин заработает, люди смогут купить оставшиеся 40 000 марок.

facebook Укрпочты

Автор рисунка – художник Борис Грох, который до 2014 года жил в Крыму, а после оккупации переехал во Львов. Фото facebook Укрпочты

Вы же говорили, что разослали 18 000 емейлов. Как удалось продать 60 000 марок?

Смотрите, марки не продаются поштучно. Они продаются листами, в которых напечатаны по шесть марок. 22 апреля было сделано 9 000 заказов по одному листу, в котором шесть марок. Поэтому продано примерно 60 000 марок. Таким образом, мы можем продать еще 7 000 листов, то есть обслужить еще около 7 000 заказов в интернет-магазине.

Куда уйдут остальные 100 000 марок?

Часть уйдет на наши обязательства перед филателистами, у которых есть филателистические абоненты, по которым они получают все выпускаемые нами марки. Кроме того, часть марок уйдет в рамках наших обязательств во все почты мира по традиции Всемирного почтового союза. Еще часть уйдет в музейный фонд. И также часть будет использоваться для подарков официальным делегациям. Например, в четверг, 21 апреля, премьер-министр Денис Шмыгаль подарил марку президенту США Джо Байдену.

Помимо того, часть марок мы зарезервировали для сотрудников «Укрпочты». Например, если в штатном расписании отделения указаны 12 человек, то отделение получит 12 марок.

Были ли какие-то злоупотребления со стороны работников «Укрпочты» при продаже или перепродаже марки?

Нет. Мне о таком неизвестно. Мы открытая компания. Если вы знаете о таких случаях, пишите заявления в полицию. Мы с удовольствием будем сотрудничать, если где-то что-то не так. Пока только все кричат, но никто не написал заявление в полицию.

Сколько «Укрпочта» заработает на этой марке?

После всех расходов у нас останется, думаю, где-то $1 млн.

По вашей оценке, какой в мире спрос на марку?

Сложно сказать. Надо понимать, что те же цены на eBay это цены, по которым продавцы хотят продать марки, но не факт, что они продаются по таким ценам в действительности. Кстати, 22 апреля наша марка продалась на аукционе Prozorro за 5 млн грн.

Известно кто именно купил эту марку?

Купил некий Луис Перес. Мы не знаем кто это. Мы ждем, когда покупатель перечислит средства. Между прочим, тут возникает другой вопрос – состоялся бы этот аукцион, если бы мы решили допечатать тираж марки?

Это самая дорогая перепродажа этой марки с кораблем в мире по состоянию на 22 апреля?

На 22 апреля это самая дорогая перепродажа.

Насколько вы поддерживаете практику проведения таких аукционов?

Я считаю, что все, что приносит что-то хорошее, оно должно поддерживаться. Я, конечно, не рад, если кто-то спекулирует. Но если люди, которые выставляют на продажу нашу марку на eBay и OLX, выполнят свои обещания перечислить часть средств ВСУ, то это ж тоже будет хорошо. Правда же? Но даже если они не выполнят свои обещания или они вообще не давали такие обещания, то их семьи все равно получат дополнительный доход в это тяжелое военное время. Это тоже неплохо.

Будут ли проводиться еще такие аукционы?

У нас есть хорошая идея. У нас есть конверт, подписанный Главнокомандующим Вооруженными Силами Украины, генералом Валерием Залужным. Мы думаем провести аукцион, на котором продать этот конверт и все вырученные средства перечислить ВСУ.

Кстати, президент Владимир Зеленский купил марку?

Он фотографировался с новой маркой. Он опубликовал это фото. После этого она стала еще популярней.

facebook Укрпочты

Владимир Зеленский фотографировался с новой маркой. Фото facebook Укрпочты

Покупали ли марку из РФ или Беларуси?

Они не могут этого сделать, потому что, во-первых, между нашими странами нет почтового обмена, поэтому мы не можем отправить туда марку, и, во-вторых, покупатели из этих стран не могут отправить нам платеж.

Кто придумал идею для марки? Автор получил гонорар?

Конечно. У нас есть договор с автором рисунка. Рисунок на марке был выбран путем народного голосования. Изначально у нас было около 500 вариантов рисунка для марки, которые нам прислали на эту тему. Из них мы выбрали 50. Эти 50 вариантов мы выставили на онлайн-голосование. Из них люди выбрали именно тот рисунок, который можно увидеть на марке. Автор рисунка – художник Борис Грох, который до 2014 года жил в Крыму, а после оккупации переехал во Львов. Очень символичный рисунок у него получился.

Дальше с ним планируете сотрудничать?

Я думаю, что ему понравилось с нами сотрудничать. До этого он не был таким популярным.

facebook Укрпочты

«Русскій воєнний корабль… всьо!», которую выпустили 22 апреля. На этой марке нет корабля, поскольку мы таким образом посылаем меседж, что этому кораблю «всьо», он из статуса корабля перешел в субмарину. Фото facebook Укрпочты

Уже решено какие рисунки будут на следующих марках «Укрпочты», посвященные войне России против Украины?

Я знаю, что люди ждут новую марку. Мы демократическая страна и демократическая компания. Поэтому мы закрываем текущею серию маркой «Русскій воєнний корабль… всьо!», которую выпустили 22 апреля. На этой марке нет корабля, поскольку мы таким образом посылаем меседж, что этому кораблю «всьо», он из статуса корабля перешел в субмарину.

Дальше мы спросим людей какую марку они хотят видеть следующей. На следующей неделе мы объявим голосование. Кто-то хочет марку с Путиным, чтобы желание сбылось предсказание по аналогии с маркой с кораблем. Но каким надо запланировать тираж такой марки, если Путин на следующий день после ее выпуска умрет? Миллиард?

А можно выпустить с условием, что если он умирает, то через неделю выпускаем дополнительный тираж в 100 млн?

Я думаю, что Всемирный почтовый союз согласится с таким условием, с нашим решением допечатать.

Я правильно понимаю, что на народное голосование будут вынесены марки с Кремлем, Путиным, еще какие-то варианты?

Да. На самом деле, есть еще несколько вариантов. Например, рисунок, посвященный ВСУ, рисунок со щенком, который разминирует мину, рисунок, посвященный волонтерам, рисунок «Доброго вечора, ми з України». На самом деле, есть много тем, которые заслуживают того, чтобы появится на марках «Укрпочты». Какую выберут, такую и выпустим.

«Укрпочта» также выпустит другую продукцию, на которой будет марка с кораблем?

Да, обязательно, надеемся, что на следующей неделе мы поставим на продажу в онлайн-магазин свитера, майки, может быть, магнитики.

Материалы по теме

Вы нашли ошибку или неточность?

Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.

Предыдущий слайд
Следующий слайд