Харьковчанка Любовь Коробкина, 31, даже под бомбежками продолжает вязать люльки для новорожденных, продавая их на американском маркетплейсе Etsy. В условиях войны она и тысячи других мелких предпринимателей продолжают продавать свой крафт международному покупателю. Эта возможность у них есть благодаря «Укрпочте», которую до войны часто критиковали
Помимо люлек, Коробкина вяжет из натуральных материалов пеленаторы для новорожденных, а также маленькие коляски для кукол, с которыми дети дошкольного возраста играют в «дочки-матери». Таких, как Коробкина, на Etsy более 55000 украинцев; не менее 10 000 работают через Amazon и неизвестно сколько еще – на других платформах.
Национальный почтовый оператор, которого до войны часто называли устаревшим и неэффективным, крепко стоит на ногах, закрыв свои отделения для посылок на экспорт только на первые пять дней войны, до 1 марта.
Компания смогла перестроить свои авиарейсы по доставке посылок в США: если раньше партнер «Укрпочты» – авиакомпания Windrose – летала в Нью-Йорк из Киева, то с 8 марта она это делает из Варшавы.
«Мы понимаем свою ответственность, – сказал Forbes глава «Укрпочты» Игорь Смелянский. – Наша команда делает все, чтобы люди с нашей помощью смогли легче пережить военное время, касается это доставки пенсий… мамы, которая уехала с ребенком в чем была и которой нужны ее вещи из дома, или это про сохранение экспортного бизнеса для жителей Харькова или Сум».
Преимущества «Укрпочты»: она работает и «идет на уступки»
В начале войны Коробкина каждый день начинала с поиска рабочего отделения «Укрпочты» в Харькове. «В текущей ситуации в Украине для меня это возможность зарабатывать, – говорит она. – Многие жители нашей страны потеряли такую возможность». За март Коробкина продала 10 изделий на $1000.
Полностью зависит от «Укрпочты» и компания художников Trend Gallery. Раньше они продавали около 300 картин по $300–$3500 и «Укрпочтой» шла каждая третья; остальные – через DHL и UPS. Но международные операторы DHL, UPS и FedEx перестали работать в Украине с началом войны.
Предприниматели, с которыми говорил Forbes, не работают на экспорт с частной «Новой Почтой», которая считается лидером рынка. Почему? Пресс-служба компании сказала Forbes, что этот вопрос нужно задать клиентам, отказавшись комментировать ситуацию с экспортом коммерческих посылок. «Компания не очень любит участвовать в материалах, где есть противопоставление. А во время войны это кажется вообще лишним», – говорит директор по репутации и маркетингу «Новой Почты» Елена Плахова.
Условия работы «Новой Почты» подходят не всем, говорит арт-директор Trend Gallery Сергей Сахаров. Например частный оператор отказывается превышать максимальную длину посылки 120 см, а «Укрпочта» «идет на уступки». Картины его компании иногда превышают эти габариты.
«Мы получили такое ограничение по размеру, и нам стало неинтересно [работать с НП], – говорит он. – Перестали развивать с ними сотрудничество».
Зарубежная доставка у «Укрпочты» выгоднее в соотношении цена-скорость, говорит Коробкина. Для сравнения: бандероль до 1 кг можно отправить в США через «Укрпочту» за $15,50, а через «Новую Почту» — за $28.
Национальный оператор также возобновил экспорт почти на две недели раньше, чем частный: «Новая Почта» снова начала доставлять за границу 12 марта.
За вторую половину марта «Укрпочта» отправила за границу около 115 тонн коммерческих грузов. По словам Смелянского, это соответствует довоенным показателям в тоннах.
«Почты других стран мира не верят, что мы работаем в таких условиях, – говорит Смелянский. – Что мы не просто открылись, а [доставляем] экспорт и с ними обсуждаем, как делать это быстрее», – говорит он.
Льготы для украинцев от eBay, Etsy и других маркетплейсов
Кроме Etsy и Amazon, украинцы продают товары ручной работы на Wish, Joom, eBay. Чтобы помочь украинским предпринимателям в военное время, «Укрпочта» просила популярные маркетплейсы отменить комиссии. Обычно это 5-25% с продаж. eBay, Wish, Etsy и Joom поддержали идею.
eBay даже вернул украинцам деньги, потраченные на рекламу в марте, рассказывает Игорь Захаров, собственник запорожского онлайн-магазина винтажной одежды Hodkotom.
Etsy тоже взяла на себя обязательства по оплате рекламы. Например, Сахарову маркетплейс вернул уплаченные деньги за февраль. Ежемесячно его Trend Gallery тратит на рекламу около $10 000.
Правда, с мая 2021 года та же Etsy заблокировала украинцам возможность открывать новые магазины. Их могут открывать резиденты только тех стран, где работает платежная система Etsy Payments, рассказывает директор по международным операциям компании Юлия Павленко. «Это 45 стран и среди них нет Украины», – отмечает она.
Министерство цифровой трансформации и «Укрпочта» обратились с петицией, чтобы вернуть эту возможность. Согласно петиции, более 50% работающих украинцев потеряли работу из-за войны и, открыв новые магазины, они смогут снова зарабатывать на жизнь и платить налоги. «Все это будет источником экономического роста Украины и приблизит ее к победе над русским фашизмом», – пишут авторы петиции.
«В Etsy нам отвечают, что ее финансовая служба работает над решением этой проблемы, – говорит Павленко. – Я думаю, мы договоримся с ними в ближайшее время».
Высокий спрос на украинское
Глобальная поддержка Украины в войне с Россией вылилась и в больший спрос на украинские изделия. Союз художников Trend Gallery остановил бизнес с началом войны и не планировал открываться, но заказы продолжали сыпаться и они вернулись писать картины. Сейчас заказы расписаны на два месяца вперед; компания торгует на Etsy и через свой сайт.
«У нас сейчас просто коллапс. Мы разгребаем кучу заказов», – говорит Сахаров. – Продажи шли каждый день. [Некоторые клиенты] предлагали оставить деньги себе, жертвовали нам. Весь мир нас поддержал».
Про поддержку и тягу к украинскому говорит и собственница интернет-магазина Kid-Sport Екатерина Никитина: иностранные клиенты стали больше заказывать футбольные мячи, шарфы с символикой Украины. «Прямо сейчас у меня есть заказ из США на украинскую футбольную форму», – говорит она.
Правда, бизнес идет медленнее. Сроки доставки по почте увеличились с пяти-семи дней до двух недель, говорит Смелянский из «Укрпочты». Чтобы вернуться к прежним срокам, в апреле компания планирует отправлять в США уже не четыре самолета в месяц, как это было в марте, а шесть-восемь. «Укрпочта» также расширяет склад во Львове, чтобы быть ближе к Варшаве.
Но Смелянский уверен, сейчас клиенты не сильно переживают о задержках. Они, по его словам, готовы ждать заказы неопределенное время, лишь бы как-то помочь экономике Украины.
Коробкина подтверждает тренд: «В каждом заказе покупатели указывают, что они готовы ждать. Они ценят то, что это сделано руками украинок».
Вы нашли ошибку или неточность?
Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.