Категория
Картина дня
Дата

Российские морские перевозки снизились на 40%. Как работают транспортные санкции против РФ и почему 40% – только начало

4 хв читання

Вопреки браваде российских пропагандистов транспортные санкции действуют и существенно ограничивают экономику страны-агрессора. Контейнерный кризис, проблемы с автотранспортом, вагонами и самолетами – лишь начало

Купуйте річну передплату на шість журналів Forbes Ukraine за ціною чотирьох номерів. Якщо ви цінуєте якість, глибину та силу реального досвіду, ця передплата саме для вас.

Санкции против России и исключения

Еврокомиссия ввела санкции против РФ и РБ, в соответствии с которыми весь зарегистрированный в России и Беларуси грузовой транспорт обязан покинуть территорию Евросоюза до 16 апреля. Однако остается ряд исключений, создающих возможности для обхода санкций.

1. Природный газ и нефть, включая продукты нефтепереработки, а также титан, алюминий, медь, никель, палладий и железную руду.

2. Фармацевтическая, медицинская, сельскохозяйственная и пищевая продукция, включая пшеницу и удобрения.

3. Гуманитарные грузы.

4. Отдельные исключения для российских компаний в вывозе и передаче культурных ценностей, предоставляемых во временное использование.

Последствия санкций

ЕС и США внесли в санкционные списки также РЖД. Введенные в отношении перевозчика санкции носят финансовый характер: ограничение инвестиций и долга. Кроме того, Евросоюз и Британия запретили российским судам заходить в свои порты (с многими исключениями).

Из-за токсичности всего российского к санкциям государств присоединились мировые лидеры перевозок DHL, Sealand/Maersk, Unifeeder, CMA, HMM, MSC и др.

Расчеты с поставщиками и перевозчиками усложнились из-за санкций против банков, количество которых растет. Это влечет за собой риски неплатежей и провоцирует сворачивание сотрудничества с новыми компаниями.

В результате российская логистика существенно усложнилась.

В России назревает серьезный дефицит контейнеров – контейнерный рынок предсказывает потерю 300–500 тыс. TEU емкостей. Большие международные линии, покидая страну, постепенно забирают 37,5–66% парка, контейнеры которого использовались также для внутрироссийских перевозок.

Эти потери заместить собственным производством невозможно, ведь в России даже до разрыва логистических цепочек с Западом выпускалось всего 10 тыс. контейнеров в год.

Всего ушло 3/4 основных международных контейнерных линий – около 70% грузооборота. Происходит вывоз накопившихся в России контейнеров. В частности, принадлежащих Maersk, MSC, CMA-CGM.

Железнодорожное сообщение с Китаем (замена ЕС в качестве рынка сбыта сырья и источника импорта промышленной продукции) не сможет стать морской альтернативой из-за серьезных ограничений пропускной способности. В ближайшее время цена и сроки увеличатся – из Китая в Россию можно отправлять не более 1000 контейнеров в сутки, это около 20 поездов. А спрос существенно повысился.

Getty Images

28 февраля 2022 года, Саксония, Шкойдиц: три грузовых самолета Ан-124 российской группы Волга-Днепр припаркованы в аэропорту Лейпциг/Галле. Самолетам запрещено взлетать, поскольку воздушное пространство ЕС закрыто для них Фото Getty Images

Проблемы с автотранспортом

Надежды на автотранспорт также сомнительны.

80% крупногабаритного груза доставлялось в России на тягачах Man, Mercedes, Scania. После прекращения поставок новых авто и запчастей к ним увеличится стоимость, сроки и аварийность. Инвестиции в закупку китайских или корейских аналогов на ниспадающем рынке в условиях кризиса ударят по российскому карману. Ведь стоимость грузоперевозок вырастет на 60%, по оценке российской компании GoTrans.

Еще одна проблема – вагоны. Уже возник дефицит вагонов под погрузку товаров из Европы в Россию и страны Центральной Азии. Это связано с двумя факторами.

Первый – опасения, что вагоны в любой момент могут быть остановлены на территории России из-за отнесения товара в группу, подпадающую под санкции.

Второй – своевременный арест Украиной около 15 тыс. российских вагонов. Это сократило парк доступных вагонов и пугает владельцев из-за возможного распространения практики арестов на другие страны, а иностранцев – на кражу вагонов по России, как произошло с самолетами.

В то же время более 150 тыс. пустых вагонов простаивают на российских железных дорогах из-за смены грузопотоков, по сообщениям Минэкономразвития и Минтранса России. Это отрицательно влияет на эксплуатационную обстановку, усложняет продвижение загруженных вагонов.

Морские перевозки

В морском сегменте наибольшему удару подверглись контейнерные перевозки. Российские экспедиторы жалуются на стоп-букинги CMA, Sealand/Maersk, HMM и MSC. Многие линии почти остановили отправку в основные порты РФ из-за риска задержки в порту на погрузке/разгрузке или в зоне оформления экспорта по причине отказа обслуживать груз.

В сумме это неформальное эмбарго линиями даже более значимо, чем санкции государств. Это ведь огромная часть мирового флота: Maersk (610 судов), MSC (500), Yang Ming (84) и Hapag-Lloyd (13). А One (240) и HMM (110) ограничили прием отправлений в порты Новороссийска и Санкт-Петербурга. С начала марта, по некоторым подсчетам, количество судов, заходивших в российские порты, снизилось почти на 40%.

Сегодня импорт контейнерами в Россию временно перешел на авто- и железнодорожный транспорт. Эксперты страны-агрессора сообщают, что доставка в российские порты и часть мультимодальных маршрутов через водные гавани России ограничены.

Как в России планируют обходить санкции

Некоторые российские эксперты считают перспективным южное направление из США и стран ЕС через Турцию/Стамбул и Грузию/порт Поти. Однако пропускная способность погранперехода Верхний Ларс не позволит использовать этот маршрут как равноценную альтернативу.

Кроме того, перевозчики пытаются наладить транспортный коридор из Китая через Индию, этот вариант теоретический и не согласован со многими странами на пути.

Российские чиновники хотят договориться с китайскими компаниями об увеличении тоннажа для перевозки российских грузов, а также изучают возможности организации фидерных линий на порты Новороссийск и Санкт-Петербург.

Как усилить санкции

Вопреки браваде российских пропагандистов транспортные санкции действуют и существенно ограничивают экономику страны-агрессора.

Как их усилить?

1. Расширить список товаров – убрать такие исключения, как нефть, нефтепродукты и сжиженный газ; металлы и проч.

2. Российскими и белорусскими должны считаться не только транспортные средства под флагом (суда) и номерами (автомобили), но и принадлежащие российским юридическим и физическим лицам, независимо от страны регистрации транспортного средства. Особенно это актуально для морских судов – значительная часть которых (21%, 247 с 1176 по состоянию на 2020 год) ходили под так называемыми удобными флагами Панамы, Либерии и т. п.

3. Политические и дипломатические сигналы для нейтральных стран, которые могут поддаться искушению предоставить услуги по обходу санкций. Речь идет о возможностях для перерегистрации, а также растаможки и реэкспорта/реимпорта товаров. В первую очередь это Грузия, Армения и Казахстан. Справедливости ради сейчас руководство этих стран уверяет, что не планирует помогать России избежать санкций.

4. Расширение практики ареста транспортных средств. Уже есть случаи ареста самолетов грузовых компаний и яхт некоторых олигархов. Это хорошо, но мало.

На последующих этапах санкционных пакетов следует рассмотреть расширение практики как минимум на торговые суда государственных («Совкомфлот», «Газпромнефть Шиппинг», «Роснефтефлот») и олигархических («Северо-Западное пароходство») компаний.

Эти усилия приведут к значительным потерям в экономике страны-агрессора и дадут источник частичной компенсации материального ущерба пострадавшим частным лицам и бизнесам.

Материалы по теме
Контрибьюторы сотрудничают с Forbes на внештатной основе. Их тексты отражают личную точку зрения. У вас другое мнение? Пишите нашей редакторе Татьяне Павлушенко – [email protected]

Вы нашли ошибку или неточность?

Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.

Предыдущий слайд
Следующий слайд
П'ятий випуск 2025 року вже у продажу

Замовляйте з безкоштовною доставкою по Україні