Вопреки браваде российских пропагандистов транспортные санкции действуют и существенно ограничивают экономику страны-агрессора. Контейнерный кризис, проблемы с автотранспортом, вагонами и самолетами – лишь начало
Санкции против России и исключения
Еврокомиссия ввела санкции против РФ и РБ, в соответствии с которыми весь зарегистрированный в России и Беларуси грузовой транспорт обязан покинуть территорию Евросоюза до 16 апреля. Однако остается ряд исключений, создающих возможности для обхода санкций.
1. Природный газ и нефть, включая продукты нефтепереработки, а также титан, алюминий, медь, никель, палладий и железную руду.
2. Фармацевтическая, медицинская, сельскохозяйственная и пищевая продукция, включая пшеницу и удобрения.
3. Гуманитарные грузы.
4. Отдельные исключения для российских компаний в вывозе и передаче культурных ценностей, предоставляемых во временное использование.
Последствия санкций
ЕС и США внесли в санкционные списки также РЖД. Введенные в отношении перевозчика санкции носят финансовый характер: ограничение инвестиций и долга. Кроме того, Евросоюз и Британия запретили российским судам заходить в свои порты (с многими исключениями).
Из-за токсичности всего российского к санкциям государств присоединились мировые лидеры перевозок DHL, Sealand/Maersk, Unifeeder, CMA, HMM, MSC и др.
Расчеты с поставщиками и перевозчиками усложнились из-за санкций против банков, количество которых растет. Это влечет за собой риски неплатежей и провоцирует сворачивание сотрудничества с новыми компаниями.
В результате российская логистика существенно усложнилась.
В России назревает серьезный дефицит контейнеров – контейнерный рынок предсказывает потерю 300–500 тыс. TEU емкостей. Большие международные линии, покидая страну, постепенно забирают 37,5–66% парка, контейнеры которого использовались также для внутрироссийских перевозок.
Эти потери заместить собственным производством невозможно, ведь в России даже до разрыва логистических цепочек с Западом выпускалось всего 10 тыс. контейнеров в год.
Всего ушло 3/4 основных международных контейнерных линий – около 70% грузооборота. Происходит вывоз накопившихся в России контейнеров. В частности, принадлежащих Maersk, MSC, CMA-CGM.
Железнодорожное сообщение с Китаем (замена ЕС в качестве рынка сбыта сырья и источника импорта промышленной продукции) не сможет стать морской альтернативой из-за серьезных ограничений пропускной способности. В ближайшее время цена и сроки увеличатся – из Китая в Россию можно отправлять не более 1000 контейнеров в сутки, это около 20 поездов. А спрос существенно повысился.
Проблемы с автотранспортом
Надежды на автотранспорт также сомнительны.
80% крупногабаритного груза доставлялось в России на тягачах Man, Mercedes, Scania. После прекращения поставок новых авто и запчастей к ним увеличится стоимость, сроки и аварийность. Инвестиции в закупку китайских или корейских аналогов на ниспадающем рынке в условиях кризиса ударят по российскому карману. Ведь стоимость грузоперевозок вырастет на 60%, по оценке российской компании GoTrans.
Еще одна проблема – вагоны. Уже возник дефицит вагонов под погрузку товаров из Европы в Россию и страны Центральной Азии. Это связано с двумя факторами.
Первый – опасения, что вагоны в любой момент могут быть остановлены на территории России из-за отнесения товара в группу, подпадающую под санкции.
Второй – своевременный арест Украиной около 15 тыс. российских вагонов. Это сократило парк доступных вагонов и пугает владельцев из-за возможного распространения практики арестов на другие страны, а иностранцев – на кражу вагонов по России, как произошло с самолетами.
В то же время более 150 тыс. пустых вагонов простаивают на российских железных дорогах из-за смены грузопотоков, по сообщениям Минэкономразвития и Минтранса России. Это отрицательно влияет на эксплуатационную обстановку, усложняет продвижение загруженных вагонов.
Морские перевозки
В морском сегменте наибольшему удару подверглись контейнерные перевозки. Российские экспедиторы жалуются на стоп-букинги CMA, Sealand/Maersk, HMM и MSC. Многие линии почти остановили отправку в основные порты РФ из-за риска задержки в порту на погрузке/разгрузке или в зоне оформления экспорта по причине отказа обслуживать груз.
В сумме это неформальное эмбарго линиями даже более значимо, чем санкции государств. Это ведь огромная часть мирового флота: Maersk (610 судов), MSC (500), Yang Ming (84) и Hapag-Lloyd (13). А One (240) и HMM (110) ограничили прием отправлений в порты Новороссийска и Санкт-Петербурга. С начала марта, по некоторым подсчетам, количество судов, заходивших в российские порты, снизилось почти на 40%.
Сегодня импорт контейнерами в Россию временно перешел на авто- и железнодорожный транспорт. Эксперты страны-агрессора сообщают, что доставка в российские порты и часть мультимодальных маршрутов через водные гавани России ограничены.
Как в России планируют обходить санкции
Некоторые российские эксперты считают перспективным южное направление из США и стран ЕС через Турцию/Стамбул и Грузию/порт Поти. Однако пропускная способность погранперехода Верхний Ларс не позволит использовать этот маршрут как равноценную альтернативу.
Кроме того, перевозчики пытаются наладить транспортный коридор из Китая через Индию, этот вариант теоретический и не согласован со многими странами на пути.
Российские чиновники хотят договориться с китайскими компаниями об увеличении тоннажа для перевозки российских грузов, а также изучают возможности организации фидерных линий на порты Новороссийск и Санкт-Петербург.
Как усилить санкции
Вопреки браваде российских пропагандистов транспортные санкции действуют и существенно ограничивают экономику страны-агрессора.
Как их усилить?
1. Расширить список товаров – убрать такие исключения, как нефть, нефтепродукты и сжиженный газ; металлы и проч.
2. Российскими и белорусскими должны считаться не только транспортные средства под флагом (суда) и номерами (автомобили), но и принадлежащие российским юридическим и физическим лицам, независимо от страны регистрации транспортного средства. Особенно это актуально для морских судов – значительная часть которых (21%, 247 с 1176 по состоянию на 2020 год) ходили под так называемыми удобными флагами Панамы, Либерии и т. п.
3. Политические и дипломатические сигналы для нейтральных стран, которые могут поддаться искушению предоставить услуги по обходу санкций. Речь идет о возможностях для перерегистрации, а также растаможки и реэкспорта/реимпорта товаров. В первую очередь это Грузия, Армения и Казахстан. Справедливости ради сейчас руководство этих стран уверяет, что не планирует помогать России избежать санкций.
4. Расширение практики ареста транспортных средств. Уже есть случаи ареста самолетов грузовых компаний и яхт некоторых олигархов. Это хорошо, но мало.
На последующих этапах санкционных пакетов следует рассмотреть расширение практики как минимум на торговые суда государственных («Совкомфлот», «Газпромнефть Шиппинг», «Роснефтефлот») и олигархических («Северо-Западное пароходство») компаний.
Эти усилия приведут к значительным потерям в экономике страны-агрессора и дадут источник частичной компенсации материального ущерба пострадавшим частным лицам и бизнесам.
Вы нашли ошибку или неточность?
Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.