Танкеры у берегов Таиланда. /Getty Images
Категория
Картина дня
Дата

Россия будет искать новых покупателей для нефти. Но смена маршрутов требует десятки супертанкеров. А их нет

3 хв читання

Танкеры у берегов Таиланда. Фото Getty Images

До войны в Украине Россия производила 11 млн баррелей в день сырой нефти – это около 10% мирового спроса. С тех пор из-за санкций, запретов и добровольных эмбарго поставки российской нефти начали сокращаться. Международное энергетическое агентство предполагает, что к концу апреля экспорт черного золота из России снизится на около 3 млн баррелей в день

Под угрозой отмены или изменения маршрута находятся около 1,3 миллиона баррелей в день нефти, которые российские поставщики перевозят танкерами из портов Приморск или Усть-Луга в европейские центры в Гамбурге и Роттердаме.

Поскольку все больше европейских стран отказывается от российской нефти, Путину нужно найти новых покупателей. Китай и Индия больше обеспокоены поддержкой поставок дешевого сырья, чем моральной стороной сотрудничества с РФ и покупкой дешевой нефти, поэтому эти страны объявили об увеличении закупок у страны-агрессора.

Но менять поставщиков и клиентов не так-то просто. Инвестиционный стратег Credit Suisse Золтан Пожар объяснил, что перенастроить логистику может быть сложнее, чем найти новых покупателей.

Обычно Россия отправляет нефть в Европу с помощью танкеров Афрамакс, перевозящих около 600 000 баррелей за одну ходку, что длится две недели. Эти суда недостаточно велики для эффективных перевозок на более длинные дистанции, поэтому для таких необходимы так называемые очень крупные перевозчики сырой нефти (VLCC), вмещающие 2 миллиона баррелей. Такое судно будет идти в Китай два месяца, а потом еще два месяца ему придется идти домой пустым.

По подсчетам Пожара, вместо нескольких танкеров Суэцмакс, доставляющих 1,3 млн баррелей в день нефти в Европу России, предстоит специальный флот из 80 VLCC, чтобы обеспечить такой же поток нефти в Китай. Проблема в том, что этих танкеров нет. Из 800 VLCC, существующих в мире, свободных в настоящее время не осталось.

Конечно, индекс расходов на перевозку сырой нефти (Baltic Dirty Tanker Index) вырос более чем вдвое от начала войны до уровней, которые не видели с 2008-го. Поэтому и не удивительно, что разбогатевший благодаря танкерам норвежский миллиардер Джон Фредриксен на прошлой неделе объявил о слиянии его публичной компании Frontline с Euronav, которое оценивают в $4,2 млрд. Объединенная компания станет второй крупнейшей судоходной компанией в мире с более чем 120 судами – больше только у китайской COSCO. По некоторым данным, у российского «Роскомфлота» 110 танкеров.

Логистические препятствия становятся сложнее. Если Китай будет покупать больше нефти в России, это будет означать, что ему не понадобится нефть из Саудовской Аравии, поэтому Саудовская может пойти в Европу. Но это также более длинный маршрут, для которого требуется больше судов и больше времени.

«Дороже суда. Дороже груз. Выше транзитные сборы. Более длинные транзитные маршруты. Выше риски нападения пиратов. Покупка более дорогой страховки. Груз с более волатильными ценами. Большая необходимость в кредитных средствах».

Getty Images

Путин рассматривает нефтяной танкер в 2008-м. Фото Getty Images

Такой же расчет распространяется и на множество других продуктов. «Россия экспортирует все биржевые товары, которые вы только знаете, поэтому такие же проблемы будут и с другими продуктами, а также с поставками по суше, а не только по морю. Следует ожидать сплошного хаоса», – написал Пожар.

Именно поэтому Пожар убежден, что торговля входит в новый мировой порядок, при котором страны будут создавать резервы биржевых товаров, а не валютные резервы; поставка товаров для пополнения заканчивающихся запасов изменится на накопление важных товаров, а ненужных цепей поставок станет больше.

Он считает, что печатание денег перестанут считать панацеей от всех экономических проблем. «Можно напечатать деньги, но не нефть или пшеницу».

Аналитик Нил Беверидж из Bernstein Research также считает, что не за горами макротренды деглобализации и отказа от доллара как опорной валюты: «Если глобализация доживает свои последние дни, то стоит ожидать более высокой инфляции и высоких цен на биржевые товары».

Мы еще не дошли до точки невозврата с российской нефтью», но мы к ней приближаемся.

Освальд Клинт Bernstein

Команда Bernstein, занимающаяся нефтью, предполагает, что может быть невозможно вернуться к статусу-кво, который был до войны. А если понадобится больше, чем несколько месяцев, для достижения мира в Украине и отмены санкций, в долгосрочной перспективе влияние на добычу российской нефти может быть более серьезным, чем сокращение экспорта на 3 миллиона баррелей в день.

В истории уже был случай обвала российской нефти. Между падением Берлинской стены в 1989-м и российским финансовым кризисом десять лет спустя экспорт нефти из бывших советских республик снизился вдвое, с 12 миллионов до 6 миллионов баррелей в день, из-за эмиграции квалифицированных кадров и нехватки инвестиций.

Из-за выхода BP, Shell, ExxonMobil, Schlumberger, Halliburton, Baker Hughes из России Bernstein считает, что продолжение агрессивного расширения «Роснефти» и «Газпромнефти» будет маловероятным.

И не слишком надейтесь на завершение 100-миллиардного нефтяного проекта «Восток», для которого потребуются тысячи километров трубопроводов, 20 000 новых скважин и флот из 50 танкеров – к 2030-му этот проект должен давать 2 миллиона баррелей нефти в день.

Быстрой замены российским газам и нефти не найти. В Bernstein считают, что мировым нефтяным компаниям нужно будет увеличить инвестиции капитала на 10% или около $120 млрд в год, чтобы давать дополнительные 3 миллиона баррелей в день длительное время, а не только в течение нескольких лет.

Как пишет Освальд Клинт из Bernstein, «мы еще не дошли до точки невозврата с российской нефтью», но мы к ней приближаемся.

Материалы по теме

Вы нашли ошибку или неточность?

Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.

Предыдущий слайд
Следующий слайд