«Укрзалізниця» начинает национализацию 15 000 российских вагонов. Откуда они в Украине и зачем их забирать /Shutterstock
Категория
Картина дня
Дата

«Укрзалізниця» начинает национализацию 15 000 российских вагонов. Откуда они в Украине и зачем их забирать

2 хв читання

Shutterstock

«Укрзалізниця» начинает национализацию российских активов на территории Украины. Среди первых – вагоны, которые россияне не успели вывезти к началу войны. Теперь они помогут УЗ построить новые логистические маршруты с Европой

Amazon інвестує мільярди доларів у ШІ, роботів та машинне навчання. Якими принципами й правилами керується компанія?

Дізнайтеся вже 22 листопада на Forbes Tech 2024. Купуйте квиток за посиланням!

«Укрзалізниця» (УЗ) национализирует российские активы по закону о конфискации имущества, принадлежащего России или россиянам. В стране осталось около 15 000 вагонов, связанных с Россией, говорит глава УЗ Александр Камышин. Среди них:

  • 10 956 полувагонов (73%);
  • 2057 цистерн;
  • 587 крытых вагонов;
  • 158 платформ;
  • 1318 других вагонов.

По расчетам УЗ, 3000 из них точно принадлежат России. К примеру, по словам Камышина, 1347 вагонов принадлежат «Государственной транспортной лизинговой компании России»; некоторые принадлежат России через ВЭБ-Лизинг, ВТБ-Лизинг, Газпромтранс, Сбербанк Лизинг. Однако большинство принадлежат 250 компаниям. «И определить, кто из владельцев вагонов имеет в капитале долю РФ, – задача небыстрая», – говорит Камышин.

Для понимания масштаба: по данным источника Forbes в УЗ, всего в стране 175 000 украинских вагонов.

Откуда в Украине эти вагоны

До войны Россия часто транспортировала свои грузы через Украину в своих вагонах, говорит экс-директор по финансам УЗ Андрей Рязанцев. Это могли быть российские вагоны, которые шли с транзитной рудой в украинские порты или на западные пограничные переходы страны, рассказывает бывший руководитель компании-экспедитора «Квадро Центр» Александр Ткачук. Это также пустые вагоны, шедшие в противоположном направлении.

Украина правильно делает, что забирает эти вагоны себе, считает Рязанцев. «Не хватало, чтобы мы сейчас еще спасали их вагоны и тащили в Россию», – говорит он. По его словам, лишними они не будут – из-за войны Украина может потерять часть своих. «Многие наши вагоны находятся в зоне активных боевых действий, – говорит он. – Из-за обстрелов мы можем их потерять».

Российские вагоны можно использовать как во время войны, так и после нее. В период войны нужны платформы для перевозки техники и крытые вагоны – для гуманитарных грузов, говорит Александр Ткачук. После войны полувагоны потребуются для транспортировки строительных материалов, угля из портов, руды.

Российские вагоны, по словам пресс-службы УЗ, будут работать на новых логистических маршрутах в Европу, которые помогут восстановить грузовые перевозки компании.

Как правильно забрать российские вагоны

В Украине можно забрать российские вагоны двумя путями: заставить отдать с компенсацией или забрать силой.

Эти два механизма – юридическим языком: реквизиция и национализация – регулируются разными законами, говорит руководитель судебной практики юргруппы LCF Ирина Кобец. Первый Гражданским кодексом и «О правовом режиме военного положения», второй – недавно принятым 3 марта законом «Об основных принципах принудительного изъятия в Украине объектов права собственности Российской Федерации и его резидентов».

Убрать активы силой звучит проще, но занимает больше времени, говорит руководитель практики защиты бизнеса юркомпании «Миллер» Ангелина Климчук.

  • Кабмин выносит проект решения о реквизиции в СНБО, указав перечень, местонахождение, конечного владельца и сроки изъятия.
  • Президент указом вводит решение в действие.
  • В течение шести месяцев после отмены военного положения решение утверждает Верховная Рада.

Процедура выглядит бюрократической, потому что в ней задействовано несколько органов государственной власти, но она сохранит репутацию Украины перед иностранными партнерами, считает Климчук. Централизованное решение также позволит распределять изъятые активы взвешенно и рационально, считает она.

Однако, согласно Вашингтонской конвенции, защищающей инвестиции, просто так национализировать что-либо нельзя, говорит партнер юрфирмы Eterna Law Евгений Блинов. По его словам, национализация допускается только при выплате справедливой компенсации.

Поэтому Украине лучше пойти по пути реквизиции вагонов, считает Блинов. «После войны при подсчете репараций их можно будет включить в список имущества, которое Украина получит в качестве компенсации, – говорит он. – Ведь сейчас Украина, даже если хотела бы забрать все вагоны, не сможет этого сделать – между Украиной и Россией разрушены железнодорожные пути».

Вторым вариантом может стать возвращение подвижного состава России после войны в натуре, без учета его стоимости при определении размера репараций, добавляет он.

Материалы по теме

Вы нашли ошибку или неточность?

Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.

Предыдущий слайд
Следующий слайд