Михаил Федоров, министр цифровой трансформации /Министерство цифровой трансформации
Категория
Инновации
Дата

Как Михаил Федоров оставил россиян без Apple и PlayStation и что ждет украинское IT после войны. Интервью Forbes

Михаил Федоров, министр цифровой трансформации Фото Министерство цифровой трансформации

В команде министра цифровой трансформации Михаила Федорова около 250 человек. С первого дня войны они защищают Украину на цифровом фронте: запускают цифровые услуги, призывают компании выйти с российского рынка и договариваются с Илоном Маском о поставках терминалов Starlink. В интервью Forbes Федоров рассказал, как выглядит работа министерства инноваций изнутри. Публикуем сокращенную и отредактированную для ясности версию

Інвестувати? Почекати? Продавати? Війна змінює все, крім обов’язку лідера приймати виважені рішення. Вже 30 травня 40+ спікерів поділяться досвідом на Першій щорічній конференції про фінанси, інвестиції та економічне зростання. Купуйте квиток за посиланням.

До войны Минцифра строила «государство в смартфоне». Какая сейчас задача?

Оно остается неизменным – построить самое удобное цифровое государство. Это актуально, потому что проблем у украинцев становится больше, нужно адаптировать цифровые государственные сервисы под военные условия. Наша команда работает 24/7 и решает проблемы еще более оперативно, чем до вторжения.

Как изменилась работа министерства после вторжения?

В день вторжения важнее всего было сделать так, чтобы вся команда была в безопасности. Чтобы никто не паниковал, мы пытались объяснить, как будут выглядеть следующие дни и недели. Нам понадобилось меньше суток, чтобы решить организационные вопросы и начать снова работать.

В приоритете была безопасность инфраструктуры, реестров, данных. Мы начали работать над их защитой еще до войны и закончили все задачи в первые дни вторжения. Сейчас все данные в безопасности – есть бекапы, реестры работают в активном режиме из безопасных мест.

Был ли план на случай войны?

С точки зрения организации и логистики людей и информационных систем, мы были готовы – действовали быстро, хаоса не было. Однако никто не может полностью подготовиться к таким действиям и эмоциональному состоянию.

Помогло то, что до этого у нас и так было много проблем, кибератак – мы привыкли работать в этом режиме и быстро адаптировались.

Почему стали писать тех-компаниям?

Мы видели, что мир быстро отреагировал на вторжение России в Украину, ввел санкции, поэтому решили, что нужно общаться с нашими компаниями-партнерами по технологическим санкциям.

Эта идея была на поверхности, потому что будущее за цифровой экономикой, и чем быстрее компании типа Apple, Google, Meta уйдут из РФ, тем больше это отбросит развитие ее экономики.

Сложно ли убедить тех-компании выйти из РФ?

В 90% случаев коммуникация с этими компаниями ведется не через Twitter, а во время встреч в Zoom, через электронные письма, общение с менеджментом и сотрудниками. Это большая организационная работа.

У нас есть отдельная команда, занимающаяся цифровой блокадой сервисов в РФ, есть даже центры, которые анализируют, насколько цифровые санкции влияют на россиян и как они пытаются их обойти.

Также запустили отдельную CRM-систему, где мы фиксируем статус всех тех-компаний и что нужно сделать, чтобы они вышли из РФ.

Мы просто так не отступим и будем делать все, чтобы компании действительно перестали там работать.

Как влияют тех-санкции на Россию?

Главная задача «цифровой блокады» – поощрить активных людей в России – создающих цифровую экономику – покинуть страну или выйти на протест. Или написать пост о том, что все, что говорит Россия, – это фейк и пропаганда, что она сама напала на Украину и начала здесь войну.

Мы анализируем реакции тех-специалистов и IT-компаний и видим, что наша стратегия работает и дает результат.

К примеру, мы долго пытались достичь того, чтобы Visa i Mastercard перестали работать в России. К ним обращались и президент, и министр иностранных дел, и премьер-министр, и Нацбанк.

Ограничение их деятельности повлияло на потребительское поведение россиян. Им неловко. Их карта «Мир» работает «через одно место», как и все российские продукты, которыми они пытаются заменить мировые решения.

Мы видим, как россияне пытаются выводить деньги через криптобиржи или платежные сервисы, но мы догоняем их и там.

Скоро запустим сайт, посвященный цифровой блокаде – добавим туда все компании, их статус, наши письма, этапы коммуникации, чтобы любая организация могла сделать то же самое.

Для чего нам это? Потому что будущее – за технологическими компаниями, за инженерами, за специалистами, развивающими цифровую экономику. А они не могут работать, если в стране нет для этого условий: когда они не могут купить себе MacBook, лицензию на Windows, нарисовать дизайн в Figma или получить на фрилансе деньги через PayPal или Payoneer.

IT-специалисты либо будут покидать Россию, либо будут спрашивать руководство, зачем оно их убивает.

Кто принимает решение о блокировке тех-сервисов?

Мы автономны в принятии решений. Задача каждого министерства в рамках его политики – делать все, чтобы победить.

Все пытаются наложить санкции на тех, кто публично не поддерживает прекращение войны в Украине.

О чем говорите с Зеленским, когда появляется возможность?

Мы не рефлексируем относительно проектов, которые уже запущены. Каждая наша с ним встреча – это обсуждение новых задач, потому что их слишком много.

Дальше Минцифры самостоятельно отслеживает результаты.

Как договаривались с Илоном Маском?

Одним из наших приоритетов был стабильный интернет, поэтому мы обратились к Илону Маску касательно Starlink.

Что интересно, за день до вторжения у нас была встреча с европейским офисом Starlink, и мы хотели за несколько дней в быстром темпе предоставить все лицензии, чтобы спутники заработали в Украине и у нас был безопасный интернет.

Кроме этого, мы продолжаем получать от Илона Маска солнечные батареи, чтобы заряжать Starlink, а также оборудование, упрощающее работу спутников с разными сетями. Мы также продолжаем получать новые партии Starlink.

Безопасно ли использовать Starlink в зоне военных действий? Существует мнение , что такое оборудование широко «излучает» сигнал, поэтому становится легкой целью для наведения вражеских ударов.

Мы общаемся с профильными органами, отвечающими за безопасность, и от них нет таких предупреждений.

Каков секрет успеха Минцифры?

Менеджмент. Нас спасают спокойные, взвешенные системные менеджеры в команде, которые работают без негативных эмоций и страха. Они быстро выполняют задания, даже лучше, чем прежде.

Это важно, ведь я вижу, что некоторый бизнес прервал работу, потому что сотрудники испугались, ими овладели эмоции.

У нас все системно, все на местах, все выполняют работу, которую нужно выполнять.

Менеджмент – наш главный актив.

Коммуникация с бизнесом. Мы всегда опирались на мнение IT-компаний, делали все, чтобы они больше работали в Украине, больше зарабатывали. Сейчас мы чувствуем обратную связь.

Они нас уважают, помогают, организуют проекты, о которых мы просим. Мы чувствуем себя частью большой команды «Украина».

Другие составляющие успеха : скорость и идеологическая поддержка – у нас все системно «горят».

Как вы пытаетесь «нормализовать» жизнь во время войны?

Не могу сфокусироваться на чтении или просмотре чего-либо, потому что потребляю слишком много аналитического контента каждый день. Не могу отвлечься.

Если получится поспать 4-5 часов в сутки – это хорошо. Немного возвращаю спорт, чтобы была энергия. Без спорта не может быть энергии.

Мы начали работать нон-стоп. Сейчас не может идти речи о нормальной жизни – у меня как министра точно.

Как Михаил Федоров оставил россиян без Apple и PlayStation и что ждет украинское IT после войны. Интервью Forbes /Фото 1

Михаил Федоров, министр цифровой трансформации

Как работают IT-бизнесы?

Многие IT-компании продолжают подавать заявки в «Дія City». По состоянию на 22 марта резидентами стали 127 компаний. Однако сейчас IT-бизнесу главное адаптироваться к работе в новых условиях. Мы следим за этим – проводим опрос, смотрим, какая ситуация с клиентами, с самочувствием сотрудников, кому нужен лучше интернет.

Мы планируем даже запустить обучение для «свичеров», когда государство будет платить за людей, желающих сменить свою профессию на IT. С новыми знаниями они смогут реализовывать себя в Украине после победы.

Каким будет украинское IT после войны?

Для нас откроется новое окно возможностей. Сейчас украинцев идентифицируют как смелую нацию свободных людей, умеющих работать в таких критических условиях.

Ведь наши IT-специалисты продолжают выполнять важные проекты для мировых брендов – они никого не подвели, не перестали выполнять заказы и не нарушили дедлайны.

Больше мировых брендов будут доверять украинцам: если они могут работать под обстрелами и сиренами, то в мирных условиях смогут делать еще больше.

Мы уже это видим: PayPal i Revolut запустили сервисы для украинцев, мы общаемся с другими компаниями, с которыми воевали многие годы, призывая зайти в Украину.

Как иностранные компании не хотят уходить из России?

До сих пор в нашем фокусе SAP. Она продолжает обеспечивать деятельность Газпрома и Сбербанка, а также других компаний, уплачивающих большие налоги в РФ и таким образом финансирующие убийство украинцев.

Мы будем делать все, чтобы SAP ушла из России. Это же касается и CloudFlare, и китайской компании UniPay, которая пытается обходить блокировку Visa и Mastercard.

Как работает украинская интернет-инфраструктура?

Проблемы возникают там, где ведутся активные боевые действия, но наши компании – это герои, они быстро восстанавливают связь и сейчас нет критических проблем.

Хорошо, когда мы выбирали, как покрывать страну фиксированным интернетом, то решили сделать свободный рынок, когда маленькие провайдеры могут конкурировать между собой. А нас убеждали отдать монополисту право проводить интернет в каждый городок.

Всего в Украине более 5000 интернет-провайдеров, но основных около 100. Поэтому не будет такой ситуации, когда захватили одного провайдера и заблокировали связь. Нас спасает децентрализация.

К тому же у нас тысячи терминалов Starlink и мы на пути к тому, чтобы стать страной с их наибольшим количеством.

Провайдеры мобильного интернета – Kyivstar, Vodafone, lifecell – тоже быстро реагируют на проблемы.

Я горжусь нашей сферой телекоммуникаций – это отдельный фронт, там умирают люди, но они работают, чтобы Украина была на связи.

Материалы по теме

Вы нашли ошибку или неточность?

Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.

Исправить
Предыдущий слайд
Следующий слайд
Новый выпуск Forbes Ukraine

Заказывайте с бесплатной курьерской доставкой по Украине