Новость о реорганизации крупнейшего киноархива Украины Довженко-Центра в киноиндустрии восприняли как анонс его фактической ликвидации. Госкино уверяет: реорганизация позволит центру «уделить больше внимания развитию музейного дела и кинокультуры». В чем опасность этих планов
🎬 YouTube-проєкт Forbes Next про майбутніх зірок українського бізнесу. Новий випуск про школу програмування GoIT. Як вона будує мільярдну компанію на світчерах 👉 Дивіться за цим лінком
В последние 28 лет Довженко-Центр популяризирует и изучает наследие национального кино. В центре проходят кинопоказы, исследователи работают с более чем 24 000 архивных документов. Это единственный украинский представитель в Международной федерации киноархивов.
5 августа Государственное агентство Украины по кино выдало приказ о реорганизации Довженко-Центра. В соответствии с ним нынешние обязанности центра будут выполнять три юридических лица: госучреждение «Научный центр кинематографии Украины», сам Довженко-Центр и выделенная из его структуры Украинская анимационная студия.
Госкино планирует изъять у Довженко-Центра коллекцию фильмов и передать ее Научному центру кинематографии. Он существует с 2011 года, однако в киноиндустрии его называют спящим и фейковым. «С момента основания при Януковиче [центр] не осуществлял никакой деятельности, не имеет штата, соответствующих компетенций», – убеждены в Довженко-Центре.
В крупнейшем киноархиве Украины хранится более 10 167 украинских и зарубежных фильмов. Их изъятие не оставит смысла в работе Довженко-Центра. По версии Госкино, реорганизация позволит центру уделить больше внимания развитию музейного дела и кинокультуры. Однако без фильмофонда это тоже невозможно. «Все, что мы делаем, связано с этими фильмами», – говорит и.о. генерального директора Довженко-Центра Елена Гончарук.
Довженко-Центр собирал студийные фильмофонды государственных киностудий с 1994 по 2001 годы. «Передавались тысячи лент, – вспоминает бывший гендиректор Довженко-Центра Иван Козленко. – Ценой Довженко-Центра украинские фильмы покупали в Госфильмофонде России, осуществлялся поиск фильмов, которые считались потерянными».
Фильмофонд нуждается в особой температуре хранения. «60 000 фильмов нельзя вынимать из холодильных камер, – добавляет Козленко. – Специалисты Научного центра кинематографии никогда с этим не работали».
В заявлении Госкино упоминают фильмофонд, но не киноархивную и музейную коллекцию Довженко-Центра. «Органы управления не понимают: разделение на части уничтожит коллекцию», – говорит Гончарук.
Зарабатывает ли Довженко-Центр
Госкино убеждает: в последние годы Довженко-Центр работает только за счет государственных средств. В 2021–2022 годах сумма дотаций составила 7,6 млн грн в год. Центр как государственное предприятие обязан покрывать расходы своими доходами.
Гончарук отрицает упреки о неприбыльности. К началу 2020-го центр был успешным, говорит она. Последние годы были сложными из-за пандемии и войны. В ковидном 2020 году прибыль центра составила 0,15 млн грн, однако в 2019-м эта сумма достигала 1,3 млн грн. Суммы господдержки тогда достигали 8,8 млн грн и 10 млн грн соответственно.
Половину бюджета составили поступления от аренды помещений. Эти средства инвестировали в развитие центра. «Провели ремонты в помещениях, приобрели оборудование для контроля климата и кинолаборатории», – говорит Гончарук.
Во время вторжения Довженко-Центр генерирует доход на фильмах, предоставляемых для показов за границей. Эти копии они самостоятельно изготовили и оцифровали, перевели субтитры. Такими поступлениями частично перекрывают зарплаты работникам.
«Мы также генерируем прибыль и в гуманистическом выражении», – говорит Гончарук. Государственные предприятия в сфере культуры убыточны, убеждает Козленко. «Мало у кого вызывает вопрос, для чего нам Художественный арсенал, – добавляет директор центра. – Все понимают: это имиджевая презентационная площадка украинского искусства».
На чьей стороне киноиндустрия
«Госкино давно ведет борьбу с центром, – утверждает Гончарук. – Им не нравится, что мы работаем и имеем влияние на международную аудиторию. Думаю, есть цель лишить Довженко-Центр субъектности и возможности работать».
В коммуникации между Госкино и киносообществом большой кризис, говорит исполнительный директор Украинской киноакадемии Анна Мачух. В индустрии нет видимых голосов, поддерживающих реорганизацию. На сайте правительства уже зарегистрировали петицию об ее отмене.
«Довженко-Центр сделал национальное кинематографическое наследие видимым и интересным, – говорит гендиректор кинокомпании «Артхаус Трафик» Денис Иванов. – Провести реорганизацию – это как изменить команду Национального художественного музея и отдать помещение людям, которые вывезут картины и продадут здание». В демократической стране после разрушающих национальную память шагов руководство Госкино ушло бы в отставку, уверен Иванов.
Оптимальный выход из скандала – упразднить приказ, добавляет Мачух. «Такие важные решения должны приниматься после обсуждений и консультаций с индустрией, – говорит исполнительный директор Украинской киноакадемии. – Они с самого начала должны сопровождаться подробными разъяснениями».
Вы нашли ошибку или неточность?
Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.