Полномасштабная война перекрыла основной источник финансирования украинского кинематографа – государственные средства. На помощь пришли благотворительные инициативы. Netflix поддержит украинских киноспециалистов на сумму более $820 000 и проведет для них онлайн-обучение. Как инициатива поможет украинскому кино?
Несколько месяцев назад Netflix предложил сотрудничество Украинской киноакадемии и House of Europe – программе от ЕС, поддерживающей креативные индустрии грантами. В чем суть предложения? Стать грантодателями для украинских киноспециалистов. Результат – две программы. Одна предполагает $720 000 на создание сценариев и онлайн-сессии с международными кинопрофессионалами, другая – €100 000 – на стипендии и обучение, за которые будут бороться кинематографисты.
Для американского стриминга идея финансовой помощи не нова. Он регулярно поддерживает недостаточно представленные в индустрии развлечений сообщества с помощью Netflix Fund for Creative Equity. Да, Netflix создает и финансирует индивидуальные программы, помогающие находить, обучать и трудоустраивать таланты. К примеру, фонд выделил $1 млн на стипендиальные программы в Африке и объявил о годовой программе обучения для режиссеров в Латинской Америке.
Поддержка украинского кинематографа стримингом важна для разных горизонтов планирования, поскольку предполагает средства для работы над незавершенными проектами и запуском новых. Программы Украинской киноакадемии и House of Europe стартовали 28 июля. Воспользоваться ими могут киноспециалисты, живущие в Украине или уехавшие в 2022 году из-за войны.
Как устроены программы поддержки
Программа Украинской киноакадемии предусматривает, в частности, 48 грантов по $15 000 на разработку сценариев для команды двух опытных кинопрофессионалов – сценариста и продюсера.
Сумма в $15 000 даст команде возможность непрерывно работать над сценарием без необходимости параллельно искать деньги на жизнь, объясняет исполнительный директор Украинской киноакадемии Анна Мачух. До войны сценаристы в Украине получали $10 000–20 000 за полный цикл работы. «Если сравнивать с временем до вторжения, $15 000 – гонорар за полностью сделанный сценарий сценариста с именем», – добавляет Мачух.
Команды должны подготовить только драфт проекта. 25% этой суммы составляют продюсерские расходы по подготовке проекта, 75% – оплата работы сценариста.
Кто будет определять победителей? В жюри – украинские продюсеры, эксперты и режиссеры. Отобранные команды примут участие в онлайн-сессиях с международными профессионалами в сфере кино. «Во время работы над сценарием у украинских специалистов будет возможность поговорить с менторами, – говорит Мачух. – Кроме денег, они получат международное образование». Имена лекторов пока не раскрывают.
Кто будет оценивать заявки Украинской киноакадемии
Заявки Украинской киноакадемии будут оценивать: продюсер Наталья Стрибук, креативный продюсер Олеся Лукьяненко, представитель Украины в Eurimages Сергей Зленко, арт-директор Украинской киноакадемии Алик Шпилюк, продюсер и сценарист Алексей Гладушевский, документалист Сергей Буковский, режиссер и сценарист Алина Горлова, продюсер и член Правления и Отборочного Совета Docudays UA Геннадий Кофман.
Гранты рассчитаны до конца 2022 года. В декабре Украинская киноакадемия передаст материалы и драфты сценариев Netflix. Американская компания обязалась перевести наработки украинских команд на английский, чтобы они в дальнейшем могли работать с международной аудиторией. Так компания упрощает украинцам путь к европейским партнерам.
Программа под руководством House of Europe предлагает кинематографистам посоревноваться за сто стипендий по €1000 и обучение по процессу кинопроизводства, постпродакшну и питчингу. Образовательную часть разбили на два блока: для профессионалов начального и среднего уровня.
Почему выбрали такой размер пособия? «Это сумма, которой мы оперировали с другими стипендиями, – объясняет программный менеджер House of Europe Юрий Кирушок. – Для кинопродукции она небольшая, но может дать толчок для возобновления или продолжения деятельности».
Полученные средства предлагают потратить на мелкую технику вроде павербанков или внешних дисков, закрыть расходы на горючее или проживание в отеле. «У некоторых существует потребность переквалификации или совершенствования навыков, – говорит Кирушок. – Так что для них пройти онлайн-курс будет столь же важно, как для кого-то купить аппаратуру».
Учеба по программе не связана с получением стипендии: соревноваться за нее придется отдельно.
Как будет выбирать стипендиатов House of Europe
Представители программы будут выбирать победителей по критериям: наличие опыта работы в киноиндустрии на фултайме, проживание в Украине или с 2022 года за границей, гражданство Украины и совершеннолетие. Конкурс продлится до 18 августа, а объявить его результаты планируют до 17 сентября.
Почему поддержка Netflix важна
«До вторжения у нас хорошо развивался кинематограф, у нас было много качественных фильмов и побед на фестивалях, – говорит Мачух. – Но украинская киноиндустрия на 95% зависела от государственных средств». Дебютные фильмы получали 100% финансирования от Госкино, остальные – 80%.
Украинская киноиндустрия активно развивалась последние 10 лет. В 2021 году при поддержке Госкино вышла 51 кинолента на 376,8 млн грн, а в производстве находилось еще 108 с общим бюджетом 1,3 млрд грн. На 2022 год бюджет на кино должны были увеличить до 1,6 млрд грн, вместо этого индустрия получит почти в 14 раз меньше – 115,6 млн грн.
До полномасштабного вторжения девелопмент фильмов, в частности, работу над сценариями, финансировал УКФ. После его начала фонд перечислил 583 млн грн на нужды Вооруженных сил Украины, приостановив грантовый сезон до конца войны.
Пока кинопрофессионалы больше сосредоточены на завершении начатых проектов. При этом помогают международные инициативы. К примеру, фильм Тони Ноябревой «Ты меня любишь?» на Каннском кинофестивале получил €20 000 на цветную коррекцию в Италии, а фильм Павла Острикова «Ты – космос» – €10 000 на Международном кинофестивале в Карловых Варах.
Завершить начатое реально. Большая проблема – запустить новые проекты. «Любая грантовая поддержка девелопмента проектов сейчас очень важна, – говорит Мачух. – Если не завершить фильмы, то на кинофестивалях и в кинотеатрах нечего будет показывать в следующем году. Но если не будет новых проектов, то через два года украинская киноиндустрия исчезнет».
Вы нашли ошибку или неточность?
Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.