Украинский аутсорсер SoftServe, за 2021 год выросший до почти 12 000 специалистов, собирается покорять Мексику, Колумбию и Чили. Первый центр разработки открыт в Гвадалахаре, на очереди – Богота, Медельин и Сантьяго. К 2025 году в четырех локациях должно работать 3000 айтишников. Зачем компании офис на родине Пабло Эксобара и поможет ли Латинская Америка снизить дефицит специалистов. Об этом Forbes поговорил с финансовым директором (CFO) SoftServe Андреем Стыцюком.
Amazon інвестує мільярди доларів у ШІ, роботів та машинне навчання. Якими принципами й правилами керується компанія?
Дізнайтеся вже 22 листопада на Forbes Tech 2024. Купуйте квиток за посиланням!
Сколько SoftServe планирует вложить в новые центры разработки?
Первоочередной план – $10–15 млн во все три страны в первый год. Мы не рассчитываем на возврат инвестиций в течение первого года. В Украине мы вкладываем сумасшедшие средства в развитие людей, никогда не экономили на командировках или поездках на учебу. Такой подход останется для Мексики, Колумбии и Чили.
Наша бизнес-модель не сразу приносит плоды. Поэтому ожидаем, что на второй год выйдем на самоокупаемость, на третий уже получим положительный результат.
Зачем компании рынок Латинской Америки?
Во-первых, большинство наших клиентов – в США. Это большая страна с большим технологическим хабом на Западном побережье. Разница во времени с Калифорнией – 10 часов, мы практически временные антиподы и работать в одном ритме почти невозможно. Латинская Америка в одной временной зоне с США.
Во-вторых, украинский рынок большой и мы на нем остаемся крупнейшей IT-компанией украинского происхождения. Но, по большому счету, последние год-два мы нанимали в Украине людей больше, чем наша доля на этом рынке.
Очевидно, у SoftServe довольно неплохое ценностное предложение работодателя (EVP), оно отличается от многих других игроков. За прошлый год мы наняли глобально более 5000 специалистов, в том числе в наши офисы в Польше, Болгарии, США, Германии. Украина – это 85% общего количества.
Но спрос со стороны наших клиентов сейчас таков, что нам просто не хватает людей. Латинская Америка – один из интереснейших глобальных рынков, где мы готовы нанимать.
Третья причина, скажем так, культурно-глобальная. Очень сложно быть глобальной компанией без культурного разнообразия. До недавнего времени мы были практически исключительно американско-украинской компанией. Существенные сдвиги произошли, когда стали активно развиваться наши польские и болгарский офисы.
Чтобы построить в Латинской Америке SoftServe, а не обезличенный бизнес, мы стремимся переместить туда значительную часть людей из Украины, либо долгосрочно, либо на короткое время в командировку. Так украинские сотрудники смогут повидать другой мир, научиться другим бизнес-практикам, практически становиться гражданами мира.
Как давно планировался выход в Латинскую Америку?
Это история примерно годичной древности. Первый драйвер – спрос от клиентов. Они говорят: «Я начинаю развивать свой бизнес в Чили и было бы неплохо, будь рядом команда, которая могла бы работать над моими проектами».
Мы также постоянно рассматриваем приобретение других компаний в регионе: одна из них была в Мексике, но сделка не состоялась. Из-за спроса на услуги есть определенная волна роста стоимости IT-компаний. Но когда мы посмотрели, как они работают, поняли, что имеем все необходимые ингредиенты, чтобы построить то же самое быстро и гораздо эффективнее.
Когда появился физический офис в Гвадалахаре и сколько там сейчас людей?
Несколько месяцев назад. Где-то в конце октября мы получили юридическую регистрацию во всех трех странах. В Гвадалахаре мы работаем во временном офисе, можно сказать, коворкинге. Хотя место достаточно хорошее – позже планируем сделать там и постоянный офис. В команде сейчас до 10 человек, некоторые из них уже работают на клиентских проектах. В Мексике открыто около 50 вакансий.
Как выбирали другие города – Боготу, Сантьяго, Медельин? Последний широкой общественности известен как родина Пабло Эскобара.
Мы провели скрупулезное исследование всего региона. Если посмотреть на IT-карту Латинской Америки, то это в принципе Аргентина, Бразилия, Мексика, Колумбия, Чили. Многие компании работают в Коста-Рике. Это очень интересная страна. Но вырасти там, построить центр разработки на тысячу сотрудников – большой вызов.
В Бразилии и Аргентине есть свои вызовы, будь то с популистским правительством или состоянием экономики, определенной стабильностью. Также мы проанализировали внутреннюю миграцию и видим, что очень многие IT-специалисты из Аргентины сейчас переезжают в Мексику. Мы взвесили ряд факторов и нашли наиболее оптимальный вариант.
Колумбия, хотя и с привкусом наркоторговли и Пабло Эскобара, за последние 10 лет существенно изменилась. Я впервые познакомился с этой страной лет пять назад, когда на нас вышли представители их правительственного инвестиционного агентства Procolombia. Мы с ними пообщались и поняли, что уже тогда наше впечатление о стране было определенным мифом.
В здании, где, скорее всего, будет наш колумбийский офис, размещают свои мощности известные мировые корпорации. Колумбия изменилась. Думаю, что через время та часть истории забудется.
По данным GITOC, Глобальной инициативы против транснациональной организованной преступности, Колумбия по уровню организованной преступности на втором месте в мире, Мексика – на четвертом. Украина, для сравнения, на 34-м. Это риск для бизнеса?
Это может теоретически представлять риск. Но давайте посмотрим на Мексику. Это огромная страна, где этот показатель от штата к штату может разниться. Я более чем уверен, что некоторые штаты по уровню безопасности намного опережают Украину, а в некоторых ситуация не очень благоприятная.
К примеру, Гвадалахара более комфортна для жизни и менее насыщенна, чем Мехико. Это новый, свежий, но уже достаточно развитый IT-хаб. И этот регион имеет определенные характеристики с точки зрения безопасности.
Мы работаем с людьми и должны позаботиться, чтобы они были в безопасности. Безопасность бизнеса тоже важна, ведь всегда есть определенные вызовы, например коррупция. С другой стороны, мы работаем с «большой четверкой» и в сфере налогообложения, и в сфере аудита. Поэтому мы уверены, что используем самые лучшие практики ведения бизнеса.
Потому проблемы есть. Но вопрос в том, а где их нет?
Насколько отличается медианный уровень зарплат IT-специалистов в Украине и Латинской Америке?
Наше первоначальное исследование показало, что в Мексике зарплаты выше украинских. Если сравнивать с Киевом – на 5%, если со средним по стране – на 20%. Колумбия и Чили очень похожи по уровню зарплат на Украину.
Наш подход – работать с лучшими, нанимать людей с наибольшим потенциалом и дать им возможность развить этот потенциал.
А как насчет уровня квалификации?
Опять же здесь среднюю температуру по больнице вывести довольно сложно. К примеру, в Мексике есть предприятия многих американских автопроизводителей. Это создало определенный спрос и предложение людей с компетенциями и опытом IT-разработки для автопрома. Знаю, что наши конкуренты, специализирующиеся на automotive, специально для своих европейских клиентов привозили команды из Латинской Америки.
Перед тем как начинать бизнес, мы провели тестовые интервью и пришли к тому, что есть две категории разработчиков. Первая работает на внутренний рынок, их квалификация, в том числе знание английского языка, оставляет желать лучшего.
Вторая категория действительно очень давно успешно работает на американские компании. И там где-то лучше, где-то хуже, но в целом уровень сравним с показателями сотрудников SoftServe.
Велика ли конкуренция за таланты в этом регионе?
Конкуренция на рынке там не меньше, чем здесь. Вопрос в том, что мы ее не боимся.
Война за таланты будет только усугубляться. Если считать, что насыщенность или сильная конкуренция на каком-то рынке – это проблема, тогда в принципе не нужно работать в IT.
По оценке Forbes, выручка SoftServe в 2020 году – около 9 млрд грн. Какую часть приносит Украина, Болгария и Польша?
Украина занимает, наверное, 85%. Но Польша растет безумными темпами, выручка удваивается ежегодно, поэтому думаю, что этот процент существенно изменится в 2022 году. Болгария составляет не так уж много, но это небольшая страна и офис у нас там только в Софии. Поэтому на уровне одного города она достаточно успешно развивается.
Какая доля по плану должна приходиться на Латинскую Америку?
Наш план, чтобы Латинская Америка составляла около 10% нашего общего бизнеса. Это достаточно агрессивные планы.
Тем не менее, мы показали, что можем расти в Польше. В Латинской Америке хотим добиться даже большего успеха.
Вы нашли ошибку или неточность?
Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.