Стенд с ценами на бензин, дизельное топливо и газ возле автозаправочной станции (АЗС) в Киеве, 2020 год. /УНИАН
Категория
Компании
Дата

Тень «Лукойла» в Украине. Государство арестовало заправки AMIC, которые связывают с россиянами. Кто от этого может выиграть?

Стенд с ценами на бензин, дизельное топливо и газ возле автозаправочной станции (АЗС) в Киеве, 2020 год. Фото УНИАН

Суд арестовал АЗС и акции AMIC Energy – пятой компании по объемам продаж топлива в Украине. Причина – уклонение от уплаты налогов и выведение прибыли в Россию. Что представляет собой одна из крупнейших топливных сетей и какие на нее планы у государства

Як мотивувати команду не збавляти темп у надскладних умовах? Дізнайтесь 25 квітня на форумі «Надлюди» від Forbes. Купуйте квиток за посиланням!

18 августа пресс-служба Бюро экономической безопасности (БЭБ) сообщила об аресте 308 объектов недвижимости и корпоративных прав на 50 млн грн одной из крупнейших сетей АЗС в Украине. В релизе БЭБ упоминает о бенефициарах и топменеджерах двух компаний на топливном рынке, которые связаны между собой. Фактическими владельцами этих компаний являются граждане РФ, говорят в Бюро.

Следователи установили, что предприятия завышали расходы, получая кредиты от родственных структур, а также декларировали убытки. При убыточной деятельности в Украине премии, включенные в стоимость импортированных горюче-смазочных материалов, перечисляли в пользу иностранной компании. Общую сумму уклонения от уплаты налогов обеих компаний БЭБ оценило более чем в 270 млн грн.

В течение 2016–2021 годов, по информации БЭБ, украинские предприятия выплачивали дивиденды иностранным компаниям, конечными владельцами которых являются российские компании. «Легализовали более 1 млрд грн», – говорят в БЭБ.

Бюро не называет компании, однако, по данным трех источников Forbes на топливном рынке, речь идет о сети AMIC Energy. На момент публикации статьи в AMIC Ukraine не ответили на запрос, переданный Forbes через Нефтегазовую ассоциацию Украины.

Российский след AMIC

После аннексии Крыма и вторжения в Донбасс крупнейшая российская нефтяная компания «Лукойл» одной из первых почувствовала эффект от бойкота российского бизнеса. В 2014-м продажи бензина в ее украинской сети упали более чем вдвое, а в 2015-м еще на столько же.

В 2015-м «Лукойл» продал 240 АЗС и шесть нефтебаз в Украине австрийской AMIC Energy Management GMBH. Стоимость сделки по словам президента «Лукойла» Вагита Алекперова составила $300 млн.

Компания была основана за два года до закрытия соглашения, а возглавил Роберт Новек – выходец из европейских структур Lukoil. В 2015 году «Лукойл-Украина» провела ребрендинг АЗС в AMIC Energy. В 2016 году AMIC Energy Management GmbH приобрела корпоративные права украинского авиазаправочного бизнеса «Лукойла» у московского «Лукойл-Аэро» и нидерландского LUKOIL Aviation BV

В 2016 году в интервью «Интерфакс-Украина» директор AMIC Украина Игнас Юрконис отрицал связи с «Лукойл», а продажу активов российской компании в нескольких странах объяснил изменением в стратегии в связи с падением цен на нефть. Кроме Украины «Лукойл» продала свои сети в Литве, Латвии и Польше.

С 2017 года «АМИК Украина» возглавлял резидент Литвы Аудриус Стропус. В Украину он переехал из Польши, где управлял сетью АЗС AMIC. До этого Стропус руководил топливной компанией Lietuvos kuras, которая была выкуплена «Лукойлом» и реорганизована в Lukoil Baltija R. После покупки Lietuvos kuras он занимал должность председателя совета директоров Lukoil Balita R, а также президента Lukoil Polska.

Конечными бенефициарами являются граждане Австрии Клезл Йоханнес и Майер Гюнтер.

DR

СЕО «АМИК Украина» Аудриус Стропус Фото DR

«Знающие люди с рынка продолжали называть это (сеть AMIC в Украине) «Лукойлом», – говорит руководитель компании конкурента, который не захотел, чтобы его фамилия упоминалась в статье. На рынке уже давно ходили разговоры по поводу остановки деятельности сети, говорит директор по стратегическому маркетингу и инновациям «БРСМ-Нефть» Александр Мельничук. Он уверен, что компания аффилирована с Россией. «Я удивлен, что это (арест) происходит только сейчас».

«Тень «Лукойла» за ними постоянно ходит с момента соглашения в 2015 году», – говорит директор консалтинговой компании «А-95» Сергей Куюн. Сеть AMIC, по его словам, также подозревалась в связях с РФ в Литве и Латвии. «Но литовское Минэкономики якобы провело проверку и даже выдало какую-то справку о том, что они не связаны с «Лукойлом», – говорит Куюн.

Сколько может стоить AMIC

В 2021 году AMIC Energy входила в пятерку крупнейших продавцов горючего на АЗС. Доля оператора в продажах бензинов составила 4,8%, дизельного горючего – 9,2%, сжиженного газа – 2,2%. Топменеджер одной из конкурирующих сетей оценил долю AMIC Energy на топливном рынке в 4%.

На июль 2022 года, согласно данным реестра фискальной службы, в собственности компании было 227 АЗС и четыре нефтебазы. В 2020 году AMIC Energy задекларировала убыток 1,7 млрд грн при выручке 7,4 млрд грн.

В последние годы AMIC наращивала объемы. В 2020 году она продала бензина на 16% больше, чем в предыдущем году. Правда, это вдвое меньше, чем ее предшественник сеть «Лукойл» продала в 2013 году.

Тень «Лукойла» в Украине. Государство арестовало заправки AMIC, которые связывают с россиянами. Кто от этого может выиграть? /Фото 1

AMIC Energy в основном использовала импортное горючее – с нефтеперерабатывающих заводов в Литве и Беларуси. «Это типичный «середняк» на рынке, ничем особенным не выделявшийся», – говорит Куюн. «Налоги платили, не высовывались. У них есть как очень хорошие локации АЗС, так и совсем плохие», – говорит топ-менеджер конкурента.

Во сколько может обойтись AMIC? Около $77 млн – так оценивает Дмитрий Леушкин, владелец сети АЗС Prime. По его словам, заправки стоят не дороже $400 000 за штуку, нефтебазы – еще $1–2 млн. В феврале Forbes оценивал сеть AMIC Energy в $170 млн.

Мощный государственный игрок

Следующий шаг – передача активов и корпоративных прав в управление АРМА по решению суда, говорит управляющий партнер адвокатского объединения «Чудовский и партнеры» Игорь Чудовский. После этого правительство сможет управлять компанией и получать доходы от деятельности. «Далее АРМА заключает договор с управляющим, который выбирает во время проведения конкурса», – добавляет адвокат Адвокатского объединения Legal Strategy Оксана Дурова.

Процедура передачи активов в АРМА может занять несколько недель. Далее национализация, которая может длиться более полугода, добавляет Дуров. «Думаю, владельцы будут пытаться защитить свои права. Возможно, и не только в украинских судах», – говорит Чудновский.

В конце мая глава НАК «Нафтогаз» Юрий Витренко заявил, что компания намерена стать оператором национальной сети с долей на рынке нефтепродуктов до 30%. Накануне правительство согласовало передачу в управление «Нафтогазу» 172 АЗС компании Glusco Виктора Медведчука.

«Если к этому прибавят еще около 200 заправок AMIC Energy, то на топливном рынке может появиться мощный государственный игрок», – говорит топ-менеджер компании-конкурента. Будущий оператор будет уступать по размеру только сети «Укрнафта», которая до 24 февраля оперировала около 540 станциями.

«Не будет больших затрат на развитие сервисов, инфраструктуры или маркетинг, – говорит Мельничук. – Но это сыграет в плюс для потребителя, поскольку новый игрок будет пытаться конкурировать низкой ценой». Основной вопрос: чем новый игрок будет наполнять сеть?

Материалы по теме

Вы нашли ошибку или неточность?

Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.

Исправить
Предыдущий слайд
Следующий слайд
Новый выпуск Forbes Ukraine

Заказывайте с бесплатной курьерской доставкой по Украине