За время войны государственное Агентство по розыску и менеджменту активов (АРМА) получило один из крупнейших в стране портфелей различных активов: именно к нему стекаются арестованные заводы, банки, АЗС, торговые центры и другие бизнес-объекты, принадлежащие российским бизнесменам, правительству РФ или украинцам, сотрудничающим с россиянами. Основываясь на открытых данных, Forbes оценивает активы, полученные АРМА с 24 февраля, в $1,5 млрд. Что происходит с ними дальше
Amazon інвестує мільярди доларів у ШІ, роботів та машинне навчання. Якими принципами й правилами керується компанія?
Дізнайтеся вже 22 листопада на Forbes Tech 2024. Купуйте квиток за посиланням!
Один из крупнейших торговых центров Украины, не работавший с начала войны, киевский Ocean Plaza, планировал возобновить работу уже 11 августа. Но за два дня до этого ТРЦ попал в новости под другим поводом: 9 августа его корпоративные права были переданы по решению суда в Агентство по розыску и менеджменту активов (АРМА). Вероятная причина – 51% акций Ocean Plaza принадлежит российской компании, предположительно связанной с дочерью приближенного к Владимиру Путину российского олигарха Аркадия Ротенберга.
Forbes оценивает ТРЦ в $180 млн. Он до сих пор пустует, его дальнейшая судьба – неизвестна. То же можно сказать и о десятках других активов, которые с 24 февраля получило АРМА. В широком перечне много стоимостных объектов, например Николаевский глиноземный завод российского бизнесмена Олега Дерипаски, яхта, самолет и сеть АЗС Glusco Виктора Медведчука, собственность российских и белорусских госкомпаний, банк и даже телеканал.
Forbes собрал информацию обо всех активах, передача которых в АРМА была объявлена публично. С начала войны речь идет о 41 таком объекте общей стоимостью, по оценке Forbes, в $1,5 млрд. Но на самом деле АРМА имеет в своем портфеле гораздо больше активов – от санаториев и транспортных средств до электростанций и ценных бумаг.
На момент публикации этой статьи АРМА не ответило на запрос о полном перечне объектов в своем управлении и их дальнейшей судьбе. Как работает холдинг, составленный из имущества россиян, коррупционеров и коллаборантов?
Как в АРМА попадают активы Медведчука, Дерипаски и Курченко
АРМА появилось на «карте» украинских госструктур в 2016 году. Тогда главной целью агентства был поиск коррупционных активов экс-президента Виктора Януковича и его свиты.
До начала полномасштабной войны известными «проектами» АРМА были резиденция «Межигорье», где раньше жил сам Янукович, несколько этажей в столичном БЦ «Гулливер», принадлежавших компании, которую украинские правоохранители связывали с экс-министром доходов и сборов Александром Клименко, медиа-холдинг UM Курченко и ряд активов с орбиты Медведчука (в частности, украинская часть нефтепродуктопровода «Самара – Западное направление»).
После российского вторжения АРМА начало десятками получать решения судов о передаче агентству разных активов, рассказывал в интервью Forbes в середине июня в.и.о. главы АРМА Дмитрий Жоравович. «Наша задача – чтобы бюджет получил по крайней мере не меньше, чем актив стоил до ареста. Задача-максимум – увеличение стоимости», – объяснял он.
Вариантов, как это сделать, всего два – передать в управление или продать на торгах с последующим перечислением средств на депозитный счет в Ощадбанке. Какой именно выбрать – решает суд. Единственное исключение: если актив имеет стратегическое значение, его могут передать в управление государственной компании, определяемой Кабинетом Министров. Список отраслей, к которым можно применить этот вариант, ограничен законом об АРМА. В него входят, в основном, объекты топливно-энергетического или оборонного сектора.
В 2021 году АРМА смогло продать 15 арестованных активов. Среди них – транспортные средства, сельскохозяйственная продукция, посевы зерновых, текстиль и т.д. Самый дорогой актив – более 3000 т подсолнечного масла, проданные за 93 млн грн. Общее собрание от продажи активов в 2021 году – чуть более 110 млн грн.
Для бизнес-центра «Гулливер» АРМА нашло управляющего (как правило, это один из участников соответствующего рынка, которого агентство выбирает на конкурсе). За полтора года под руководством управляющего в бюджет было уплачено около 9 млн грн дохода от БЦ «Гулливер». Сейчас арест с бизнес-центра снят. В 2021 году АРМА передало часть нефтепродуктопровода «Самара – Западное направление» в управление на 5 лет государственной «Укртранснафте». В 2020 году UMH group был передан в группу «1+1 медиа», но позже суд отменил это решение. «Межигорье» до сих пор находится в АРМА.
В АРМА отчитываются об увеличении поступлений в бюджет. В 2021 году поступления от управления активами АРМА составляли 42 млн грн, что почти втрое больше, чем в 2020 году (15,7 млн грн). Но агентство могло заработать гораздо больше, уверена глава антикоррупционного комитета ВР Анастасия Радина. «Такое увеличение поступлений абсолютно не пропорционально количеству переданных активов и их стоимости», – говорит Радина.
Во время войны значимость АРМА существенно возросла. «В агентство попадают все активы коллаборантов и подсанкционных россиян, из которых государство могло бы получать средства», – говорит первый заместитель председателя антикоркомитета Ярослав Юрчишин. По расчетам Forbes, только с 24 февраля 2022 года в агентство был передан целый «холдинг» активов более чем на $1,5 млрд.
Активы для «Нефтегаза»
Впрочем, пока государство смогло получить определенные бенефиции от АРМА только в считанных случаях. За время войны агентство передало в управление несколько стратегических объектов. Все – в государственные компании. Так, НАК «Нафтогаз Украины» получила 26 облгазов, ранее принадлежавших компании, связанной с Дмитрием Фирташем, и 200 АЗС сети Glusco, ассоциирующейся с Виктором Медведчуком, а также две ТЭЦ во Львовской области и акции «Донецкоблгаза».
Активы, не имеющие государственного профиля, пока остаются в простое. «Многие из них теряют свою стоимость, к тому же, государство ничего на них не зарабатывает. А эти средства могли бы пойти на поддержку экономики и армии», – говорит руководитель юридического отдела Transparency International Ukraine Екатерина Рыженко.
Найти управляющего – задача не из легких, ведь в Украине нет этого рынка. «Большинство управляющих относятся к крупным промышленным группам, а инвестиционные компании мало интересуются проблемными активами», – говорит Юрчишин. Задача АРМА – в том числе сформировать пул добродетельных управляющих, к которым оно может обращаться, считает нардеп.
Еще одна претензия к АРМА – неактивно использует средства на депозитных счетах. Речь идет о деньгах, которые непосредственно передаются в АРМА или получаются от продажи. Сейчас это более 1 млрд грн.
Теоретически эти деньги мог бы получить госбюджет, годовой дефицит которого в 2022-м будет измеряться десятками миллиардов долларов. 31 мая ВР приняла закон, разрешивший АРМА во время военного положения покупать облигации внутреннего государственного займа (ОВГЗ). «Но за это время АРМА не купило ни одной облигации», – констатирует нардеп Радина.
Пять проблем АРМА
Почему АРМА не может похвастаться особенной эффективностью? Активы по его портфолио сложно назвать инвестиционно привлекательными. В основном речь идет о токсичных объектах. Новому управляющему могут мешать бывшие собственники, счета предприятия могут быть заблокированы, поэтому чтобы его запустить и развивать, нужно вкладывать значительные собственные средства, объясняет Радина из антикоррупционного комитета ВР.
«Инвестору сложно рассчитать, когда вложенные средства окупятся», – говорит она. К тому же, арест с предприятия в любой момент могут снять. В таком случае актив вернется к предыдущему владельцу.
Впрочем, такое оправдание не будет слишком подходить к кейсам с российскими активами, считает Рыженко из Transparency International. «Главная цель ареста этих активов – взыскание средств в пользу государства. АРМА могло бы активнее проводить конкурсы по ним», – говорит она.
Другая проблема – АРМА должно дать сигнал, что работает прозрачно, ведь у бизнеса порой складывается впечатление, что передача в управление агентству под предлогом поиска «российского следа» может быть частью рейдерских схем, говорит нардеп Радина.
Сложности добавляет и отсутствие координации между АРМА и правоохранительными органами. К примеру, в агентство время от времени поступают активы, которые оно по закону не может проработать. «У АРМА нет лицензии на продажу акцизных товаров – табачные изделия, алкоголь. Но такую продукцию им передают», – говорит Рыженко из Transparency International.
Другой пример плохой коммуникации – «Межигорье», которое АРМА передали в 2017 году. У него сложная структура: земля находится в управлении Кабмина, а имущество проходит по нескольким уголовным производствам, тогда как, например, находящийся на территории зоопарк вообще не фигурирует в судебных делах, рассказывает Рыженко. «Этот актив нужно привести в порядок, арестовать все имущество и только потом искать на него управляющего», – говорит она.
Какое будущее ждет АРМА
15 августа АРМА должно было получить полноценного руководителя, но конкурсная комиссия не избрала ни одного из претендентов. Не прошел отбор и нынешний временно исполняющий обязанности главы агентства Дмитрий Жоравович.
Депутаты из профильного антикоррупционного комитета Верховной Рады таким результатом не удивлены. «Никто из кандидатов не показал, что орган при нем мог бы работать качественно по-новому», – говорит нардеп Радина. С ней согласен и коллега по комитету Юрчишин. «Претенденты были откровенно слабые», – считает он.
В финал конкурса, кроме Жоравовича, также вышел бывший руководитель тендерного комитета АРМА Андрей Потемкин. У него неоднозначный бэкграунд. Один из таких эпизодов времен его работы в АРМА – элеватор с зернохранилищами в городе Березовка попал в управление компании, связанной с собственником актива. «На Потемкина открыто несколько уголовных производств», – говорит Рыженко из Transparency International.
Другая претендентка, Ирина Гуменюк, возглавлявшая киевское управление АРМА в 2019–2022 годах, также имеет открытое уголовное производство (в мае НАБУ открыло производство по статье о подделке документов). Следующий шаг – Кабмин должен объявить новый конкурс.
В ВР дискутируют о будущем АРМА. Один из вариантов – расформирование агентства и распределение его функций между НАБУ и Генпрокуратурой, которые будут заниматься поиском активов, и Фондом госимущества, который может управлять ими.
Путь сохранения АРМА также рассматривается, но в таком случае процесс управления и передачи активов следует максимально диджитализировать, считает нардеп Юрчишин.
«Финального решения по этому вопросу еще нет», – говорит он. Ликвидация АРМА, по его словам, может плохо повлиять на отношения с международными партнерами, поскольку создание агентства было, в частности, одним из требований предоставления Украине безвиза.
Вы нашли ошибку или неточность?
Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.