Пока мировой венчур придерживает чеки до более стабильных времен, украинский стартап Preply привлек свой самый большой раунд инвестиций – $50 млн. Репетиторская платформа для изучения иностранных языков пополнила ряды суникорнов – стартапов, имеющих перспективу на оценку в $1 млрд и выше.
Preply давно живет на два дома – у него есть офисы в родном Киеве и испанской Барселоне. Во время войны это стало большим преимуществом для бизнеса. Пока основатели эвакуировали родных из-под обстрелов, международная команда спасала украинских сотрудников.
Сколько в рамках нового раунда инвестиций стоит бизнес – фаундеры не разглашают. Более $200 млн, утверждает соучредитель и CEO Кирилл Бигай, 35, инвесторы ценят неустанный рост.
О том, как компания справилась с пятью месяцами войны и на что стартап потратит еще $50 млн, Forbes поговорил с соучредителем Preply Кириллом Бигаем. Интервью сокращено и отредактировано для ясности.
Вспомните, где вы были и что делали утром 24 февраля?
Проснулся в шесть утра дома в Барселоне. Мои родители и сестра уже разными машинами ехали из Киева на средний запад Украины, к родственникам.
Что принципиально изменилось для бизнеса Preply из-за полномасштабной российской агрессии?
Принципиально – немногое. Мы хотели выходить на зарубежные рынки еще в начале 2013 года и, когда началась Революция достоинства, полностью сфокусировались на этом.
С 24 февраля в Украине выручка упала на 70%. Мы присоединились к экономическим санкциям против Российской Федерации и полностью ушли с российского рынка. Находящиеся в РФ репетиторы независимо от национальности не могут регистрироваться и зарабатывать на Preply.
Бизнес глобально не пострадал. Российский рынок составлял не более 5% дохода.
Как сейчас работает киевский офис?
Мы оказались в гораздо лучшей позиции, чем множество других украинских бизнесов. Большая часть команды уже была за пределами Украины. У нас около 450 человек, и только треть работала в киевском офисе. Там были не только украинцы – около 30–40 иностранцев. Многие очень молодые. Некоторые из них не знали, что делать, а мы пытались помочь каждому. Более 60 сотрудников покинули территорию Украины.
То есть в Украине осталось менее 100 человек?
Где-то 90, или даже меньше.
Мы очень международная организация – в команде около 60 разных национальностей. В лидерской команде нет украинцев, кроме меня и Дмитрия (Волошина – соучредителя Preply. – Forbes). Остальные – американка, бельгийка, британец, француз, итальянец и шотландец.
Такой состав команды очень помог. В первые дни войны у основателей было много забот вне бизнеса. Я эвакуировал родителей и сестру, мои братья воюют на востоке. У Дмитрия тоже есть родные в Украине. У нас было о чем беспокоиться.
Иностранные коллеги тоже переживали, но это было для них менее персонально. Они продемонстрировали огромную стойкость, сострадание и настойчивость. Мы организовали команду из десяти человек, которая работала 24/7, чтобы помочь каждому сотруднику украинского офиса: организовали эвакуацию, хотя в первые дни было тяжело найти транспорт; выплатили одноразовую финансовую помощь и зарплаты заранее; первые два месяца оплачивали сотрудникам жилье в Украине и за рубежом; обеспечивали сервисом психологической помощи.
С какими финансовыми результатами Preply завершил 2021 год?
Мы частная компания, поэтому всеми цифрами не могу делиться. В 2021 году мы выросли в трехзначных процентах.
Сколько студентов сейчас на платформе? В пресс-релизе о новых инвестициях вы писали, что «больше, чем в университетах Лиги плюща», то есть более 147 000. Но больше ли, чем жителей Ивано-Франковска – 260 000 на начало 2022-го?
Смотря как считать. Это сотни тысяч студентов. Думаю, масштаб бизнеса ясен – по количеству студентов наша платформа уже превышает все университеты Лиги плюща. Их намного больше, чем во всех университетах Украины вместе взятых.
Это показывает, каких размеров мы смогли добиться за пять лет. Сейчас мы крупнейшая в мире компания по онлайн-репетиторству языков по количеству учеников.
Весной 2021-го вы сообщали о 40 000 репетиторов на платформе, теперь – 32 000. Почему стало меньше учителей?
Мне кажется, дело в том, как мы считали 40 000. Может быть, одна цифра – это количество активных репетиторов за целый год, а другая – за последний квартал. 32 000 – как раз активные преподаватели за последний квартал.
То есть репетиторов не стало меньше?
Падения не было. Мы начали больше фокусироваться на качестве репетиторов. Должен быть баланс между количеством учащихся в разных локациях и числом релевантных репетиторов.
К примеру, у нас есть ученики в Нью-Йорке, которые хотят учить французский язык в 20:00. Для них должно быть определенное количество доступных в настоящее время учителей французского. Поэтому количество – относительный показатель. Мы можем достичь 100 000 репетиторов, но не дать нужного пользовательского опыта клиентам.
В каких регионах сейчас больше всего репетиторов?
В Западной Европе и Северной Америке. Это наши фокус-рынки.
Сколько репетиторов из Украины на платформе?
С начала февраля число репетиторов из Украины увеличилось на 25% и достигает 1000 преподавателей в июне. Они очень активны, в зависимости от количества учащихся и цены урока получают $500–1500 в месяц.
Для чего вам нужны $50 млн?
Чтобы увеличить долю в Западной Европе и Северной Америке – США и Канаде. Самые большие для нас европейские рынки – Великобритания, Германия, Франция, Италия, Испания, Польша.
Это все очень крупные рынки. Мы хотим стать там более заметным игроком, и работы еще много. Будем работать над этим следующие пять лет. К тому же все больше людей переключаются на онлайн-изучение языков с офлайна. Думаю, через три-четыре года большинство людей в мире будут изучать язык в онлайн-классах или с онлайн-репетиторами. Сегодня таких где-то 20%.
Во-вторых, выделяем деньги, чтобы продолжить улучшать платформу. Один из фокусов на следующий год – улучшить алгоритм совпадения репетиторов и студентов.
Он основывается на огромном количестве факторов: предмет, временная зона, количество доступных слотов для занятий в календаре, цена и т.д. Студент из Нью-Йорка может позволить себе репетиторов за $50, а из Бразилии – за $10.
Важен и второй язык преподавателя. Если я начинаю учить испанский, мне нужен кто-то, кто может объяснить мне этот язык на украинском или английском, которые я знаю.
По какой оценке компания подняла последний раунд?
Не разглашаем. Это был хороший раунд. Preply стабильно растет с самого начала существования – инвесторы это ценят.
Весной 2021 года Forbes оценивал вашу компанию в $130–200 млн. Этот диапазон до сих пор релевантный?
Не очень релевантный, в сторону увеличения. В этом раунде оценка была гораздо выше предыдущего раунда.
Что изменилось в отношении международных инвесторов с началом войны? Появились ли предостережения относительно компаний из Украины?
Надо смотреть правде в глаза. Рискованно инвестировать в компанию, где все сотрудники находятся в Украине.
Если мы хотим привлечь инвестиции в будущем, то надо уменьшать эти риски. Выбор – бутстрепить бизнес без инвесторов или строить привлекательную для них компанию, которая продолжала бы развивать украинскую экономику.
С этой точки зрения очень важно строить компании с двумя офисами: один – международный, другой – в Украине.
Что это даст?
Украинским компаниям нужно как можно скорее открывать зарубежные офисы, поскольку средний уровень иностранных специалистов сегодня выше. Экосистемы Великобритании, Германии, США – более сильные.
Не думаю, что у нас слишком много senior-level-таланта. Большим компаниям достаточно сложно найти людей, начиная с уровня директора, вице-президента, топ-менеджмента в Украине.
Это касается и инженеров. Уровень инженерии в Украине весьма хорош, но будет преувеличением сказать, что он лучше, чем в Лондоне. В Лондон, Нью-Йорк или Сан-Франциско приезжают лучшие инженеры со всех уголков мира.
Лучше всего нанимать senior-сотрудников для международного офиса в сильнейших экосистемах: Берлине, Амстердаме, Лондоне, Нью-Йорке, Сан-Франциско. Париж тоже сильная экосистема, но она еще достаточно закрытая.
Заграничный офис Preply, к слову, в Барселоне.
У нас своя история о Барселоне. Нам удалось собрать здесь сильнейшие таланты – более 50% сотрудников релоцировали из других городов Европы, США, Латинской Америки. Перевозить людей не так легко, как быть в богатой талантами экосистеме.
Иметь второй международный офис важно для развития украинских талантов, чтобы они смотрели, как работают те или иные вещи за границей, брали их лучшие практики и росли. Также международный офис помогает быстрее сделать компанию ориентированной на экспорт или зарубежные рынки.
Очень важно постоянно улучшать уровень английского. В Сингапуре это официальный язык. В Нидерландах и Швеции люди смотрят англоязычное телевидение и с детства понимают язык. Конечно, делать бизнес с такими странами гораздо проще. Приглашать таланты тоже гораздо легче, потому что все могут разговаривать на английском.
Когда мы росли, в какой-то момент решили общаться только на английском. Мы сказали, что не общаемся на украинском на официальных встречах, не ведем официальную документацию на украинском языке. И это помогло при открытии зарубежных офисов, поскольку все понимали друг друга.
Я считаю, что английский язык нужно сделать вторым национальным. Это поможет развивать и обогащать украинскую культуру зарубежным контентом, экономика станет намного привлекательнее и конкурентоспособнее. Еще больше украинцев получат возможность профессионального роста посредством онлайн-образования и будут комфортно чувствовать себя в глобальном мире. Украина может стать экономическим тигром Европы, и английский – очень важный элемент.
Вы нашли ошибку или неточность?
Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.