Категория
Инновации
Дата

Дорогие уроки. Как Кирилл Бигай строит образовательный сервис Preply, который стоит около $100 млн

Пока мир погружался в рецессию, инвесторы вложили $10 млн в украинский интернет-ресурс Preply. Карантин, который запер людей в квартирах, пошел на пользу компании, специализирующейся на дистанционном обучении.

CEO и основатель образовательного маркетплейса Preply Кирилл Бигай мечтает сделать компанию «единорогом» уже в течении нескольких лет. /из личного архива

CEO и основатель образовательного маркетплейса Preply Кирилл Бигай мечтает сделать компанию «единорогом» уже в течении нескольких лет. Фото из личного архива

Як мотивувати команду не збавляти темп у надскладних умовах? Дізнайтесь 25 квітня на форумі «Надлюди» від Forbes. Купуйте квиток за посиланням!

Платформа Preply позволяет учить с репетиторами около 50 языков. Уроки стоят от $3 до $40 за час. С момента основания на площадке прошло более 2 млн занятий. В марте количество регистраций в Западной Европе и США подскочило, по сравнению с февралем, в два раза. Учителя, число которых превысило 10 000, стараются не отставать от учеников: в Италии после введения карантина преподаватели стали подавать заявки на 80% активнее, чем в «мирное время».

«Я всегда хотел быть независимым и строить что-то свое, – говорит основатель и CEO Preply Кирилл Бигай, 33. – Сделать действительно что-то полезное для мира».

За успехом компании со штатом 125 человек, офисами в Киеве и Барселоне, годовой выручкой, приближающейся к $10 млн, стоят девять лет проб и ошибок.

Бигай закончил Киевский политех по специальности «телекоммуникационные сети». Несколько лет проработал инженером в Nokia и МТС. Первый бизнес построил на тренингах: привозил в Киев московских гуру психологии и зарабатывал по $500 в месяц.

Летом 2011-го Бигай решил выучить китайский язык, но не смог найти преподавателя. Тогда он придумал онлайн-площадку FindGuru, на которой владельцы и клиенты языковых, спортивных, танцевальных и прочих курсов могли найти друг друга.

Бизнес-инкубатор EastLabs Виктора Пинчука за 15% компании предоставил Бигаю место в коворкинге и $20 000. «Классические отличники, которые все делали по учебникам», – вспоминает депутат Верховной Рады Ольга Белькова, которая восемь лет назад была ментором Бигая и его команды.

Учебники не помогли: дизайн был корявым, школы не размещали курсы, пользователи их не искали.

В мае 2012-го Бигай придумал новую идею: сделать аукцион Skype-репетиторов для подготовки к вступительным экзаменам в американские колледжи и университеты. Стартап сменил название на Preply и сделал ставку на работу с индивидуальными преподавателями, а не с владельцами школ и курсов.

Дорогие уроки. Как Кирилл Бигай строит образовательный сервис Preply, который стоит около $100 млн /Фото 1

С подачи EastLab в Preply вложились Борис Шахнович и Вадим Ясиновский, основатели компании AirSlate, чья оценка сегодня превышает $100 млн. Живущий в Бостоне Шахнович помог инкорпорировать компанию в США и основателя аутсорсинговой компании Ciklum, ныне покойного Торбена Майгаарда, а также фонд Михаила Харенко Vostok Ventures. Ясиновский «подтянул» бизнес-ангела Семена Дукача. В ходе раунда стартап привлек $180 000. Бигай и пятеро его сотрудников улетели делать бизнес в Бостон.

Стартап выскочил на американский рынок с горящими глазами и звенящими мелочью карманами. Чтобы закрепиться, требовалось $2 млн на два года, подсчитал позже Бигай. Пришлось возвращаться в Киев.

На родине проект сформировал команду: операционист Бигай, программист Дмитрий Волошин и дизайнер Сергей Лукьянов. Втроем они сделали поиск репетиторов английского для занятий на дому и по Skype. Два года ушло на то, чтобы понять, как зарабатывать. Вот что у них получилось.

Пользователь оплачивает полную стоимость первого урока. Preply берет эти деньги себе и дает ученику гарантию. Если тому не понравится репетитор, можно выбрать другого. Если не подойдет никто, компания вернет оплату. Преподаватели отдают 18–33% от дохода в зависимости от количества часов: чем больше работаешь, тем меньший процент платишь. Модель заточена прежде всего под учеников. Преподаватели первый урок фактически дарят.

Дукач помог парням пройти в берлинский инкубатор Techstars, где тройка из Preply в 2015 году провела три месяца и получила $118 000 в обмен на 6%. 

После запуска польской версии Preply привлек еще $1,3 млн от нескольких инвесторов из Украины и Польши. «Подкупил их бойцовский характер, – объясняет директор венчурного фонда Digital Capital Алексей Витченко, участвовавший в сделке. – Они голодные, злые и много лет вкалывали как проклятые». Деньги пошли на запуск сервиса в Бразилии и Мексике с суммарным населением 336 млн.

В 2017-м Preply получил новый раунд на $4 млн и открыл офис в Барселоне. Штат превысил 100 человек, а годовой оборот – $1 млн. По данным компании, к началу 2018 года площадкой воспользовались порядка 100 000 учеников из 160 стран. Более актуальную статистику Preply не раскрывает, как и выручку. «Доход Preply вырос в 10 раз за последние три года», – говорит Бигай. Больше половины приносят Северная Америка и Европа.

Паника, спровоцированная коронавирусом, инвесторов Preply не впечатлила. В марте 2020-го стартап привлек еще $10 млн. Бывший гендиректор фрилансерской платформы Upwork Гари Сварт говорит, что он и другие участники раунда уверены в перспективах сервиса.

Инфографика Леонид Лукашенко

Инфографика Леонид Лукашенко

Во сколько инвесторы оценили Preply и какой долей поделились основатели в последнем раунде, компания не раскрывает. Ясиновский, один из первых инвесторов сервиса, говорит об оценке до $100 млн. Гарри Сварт настаивает на амбициозной отметке в $200 млн. «Вряд ли они стоят сегодня $200 млн, – говорит Дукач. – Но будут гораздо дороже в будущем».

Никто из инвесторов компании еще не продавал свои доли. Управляющий партнер венчурного фонда SMRK Андрей Довженко объясняет: «Мы ждем и не мешаем Preply зарабатывать нам деньги».

Бигай неоднократно говорил о планах создать компанию стоимостью $1 млрд. Но сроки постоянно сдвигались и цель всегда была на расстоянии нескольких лет. Последние инвестиции Preply планируют потратить на открытие офиса в США. На этот раз денег должно хватить.

Растущий спрос на онлайн-обучение играет на руку не только Preply. Приложение для изучения языков Duolingo – «единорог» с оценкой $1,5 млрд – планирует заработать в 2020 году значительно больше запланированных до кризиса $140 млн. У Бигая тоже есть план. Хотя публично компания говорит о планах развивать другие направления – от химии до креативного письма – концентрируются в Preply на другом. Главную ставку сделали на Америку с ее богатым внутренним рынком. «Чтобы стать лидером на рынке онлайн-образования, нужно много работать, – говорит Бигай. – $10 млн, наверное, не хватит». 

Опубликовано в первом номере журнала Forbes (июнь 2020)

Материалы по теме

Вы нашли ошибку или неточность?

Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.

Исправить
Предыдущий слайд
Следующий слайд
Новый выпуск Forbes Ukraine

Заказывайте с бесплатной курьерской доставкой по Украине