Пока мир погружался в рецессию, инвесторы вложили $10 млн в украинский интернет-ресурс Preply. Карантин, который запер людей в квартирах, пошел на пользу компании, специализирующейся на дистанционном обучении.
Форум «Вільна» повертається 20 лютого, щоб стати вашим джерелом ідей, знайомств і можливостей. Early bird квитки вже у продажі — спеціальна пропозиція діє до 19 січня включно. Долучайтеся до заходу за посиланням! 🎟
Платформа Preply позволяет учить с репетиторами около 50 языков. Уроки стоят от $3 до $40 за час. С момента основания на площадке прошло более 2 млн занятий. В марте количество регистраций в Западной Европе и США подскочило, по сравнению с февралем, в два раза. Учителя, число которых превысило 10 000, стараются не отставать от учеников: в Италии после введения карантина преподаватели стали подавать заявки на 80% активнее, чем в «мирное время».
«Я всегда хотел быть независимым и строить что-то свое, – говорит основатель и CEO Preply Кирилл Бигай, 33. – Сделать действительно что-то полезное для мира».
За успехом компании со штатом 125 человек, офисами в Киеве и Барселоне, годовой выручкой, приближающейся к $10 млн, стоят девять лет проб и ошибок.
Бигай закончил Киевский политех по специальности «телекоммуникационные сети». Несколько лет проработал инженером в Nokia и МТС. Первый бизнес построил на тренингах: привозил в Киев московских гуру психологии и зарабатывал по $500 в месяц.
Летом 2011-го Бигай решил выучить китайский язык, но не смог найти преподавателя. Тогда он придумал онлайн-площадку FindGuru, на которой владельцы и клиенты языковых, спортивных, танцевальных и прочих курсов могли найти друг друга.
Бизнес-инкубатор EastLabs Виктора Пинчука за 15% компании предоставил Бигаю место в коворкинге и $20 000. «Классические отличники, которые все делали по учебникам», – вспоминает депутат Верховной Рады Ольга Белькова, которая восемь лет назад была ментором Бигая и его команды.
Учебники не помогли: дизайн был корявым, школы не размещали курсы, пользователи их не искали.
В мае 2012-го Бигай придумал новую идею: сделать аукцион Skype-репетиторов для подготовки к вступительным экзаменам в американские колледжи и университеты. Стартап сменил название на Preply и сделал ставку на работу с индивидуальными преподавателями, а не с владельцами школ и курсов.
С подачи EastLab в Preply вложились Борис Шахнович и Вадим Ясиновский, основатели компании AirSlate, чья оценка сегодня превышает $100 млн. Живущий в Бостоне Шахнович помог инкорпорировать компанию в США и основателя аутсорсинговой компании Ciklum, ныне покойного Торбена Майгаарда, а также фонд Михаила Харенко Vostok Ventures. Ясиновский «подтянул» бизнес-ангела Семена Дукача. В ходе раунда стартап привлек $180 000. Бигай и пятеро его сотрудников улетели делать бизнес в Бостон.
Стартап выскочил на американский рынок с горящими глазами и звенящими мелочью карманами. Чтобы закрепиться, требовалось $2 млн на два года, подсчитал позже Бигай. Пришлось возвращаться в Киев.
На родине проект сформировал команду: операционист Бигай, программист Дмитрий Волошин и дизайнер Сергей Лукьянов. Втроем они сделали поиск репетиторов английского для занятий на дому и по Skype. Два года ушло на то, чтобы понять, как зарабатывать. Вот что у них получилось.
Пользователь оплачивает полную стоимость первого урока. Preply берет эти деньги себе и дает ученику гарантию. Если тому не понравится репетитор, можно выбрать другого. Если не подойдет никто, компания вернет оплату. Преподаватели отдают 18–33% от дохода в зависимости от количества часов: чем больше работаешь, тем меньший процент платишь. Модель заточена прежде всего под учеников. Преподаватели первый урок фактически дарят.
Дукач помог парням пройти в берлинский инкубатор Techstars, где тройка из Preply в 2015 году провела три месяца и получила $118 000 в обмен на 6%.
После запуска польской версии Preply привлек еще $1,3 млн от нескольких инвесторов из Украины и Польши. «Подкупил их бойцовский характер, – объясняет директор венчурного фонда Digital Capital Алексей Витченко, участвовавший в сделке. – Они голодные, злые и много лет вкалывали как проклятые». Деньги пошли на запуск сервиса в Бразилии и Мексике с суммарным населением 336 млн.
В 2017-м Preply получил новый раунд на $4 млн и открыл офис в Барселоне. Штат превысил 100 человек, а годовой оборот – $1 млн. По данным компании, к началу 2018 года площадкой воспользовались порядка 100 000 учеников из 160 стран. Более актуальную статистику Preply не раскрывает, как и выручку. «Доход Preply вырос в 10 раз за последние три года», – говорит Бигай. Больше половины приносят Северная Америка и Европа.
Паника, спровоцированная коронавирусом, инвесторов Preply не впечатлила. В марте 2020-го стартап привлек еще $10 млн. Бывший гендиректор фрилансерской платформы Upwork Гари Сварт говорит, что он и другие участники раунда уверены в перспективах сервиса.
Во сколько инвесторы оценили Preply и какой долей поделились основатели в последнем раунде, компания не раскрывает. Ясиновский, один из первых инвесторов сервиса, говорит об оценке до $100 млн. Гарри Сварт настаивает на амбициозной отметке в $200 млн. «Вряд ли они стоят сегодня $200 млн, – говорит Дукач. – Но будут гораздо дороже в будущем».
Никто из инвесторов компании еще не продавал свои доли. Управляющий партнер венчурного фонда SMRK Андрей Довженко объясняет: «Мы ждем и не мешаем Preply зарабатывать нам деньги».
Бигай неоднократно говорил о планах создать компанию стоимостью $1 млрд. Но сроки постоянно сдвигались и цель всегда была на расстоянии нескольких лет. Последние инвестиции Preply планируют потратить на открытие офиса в США. На этот раз денег должно хватить.
Растущий спрос на онлайн-обучение играет на руку не только Preply. Приложение для изучения языков Duolingo – «единорог» с оценкой $1,5 млрд – планирует заработать в 2020 году значительно больше запланированных до кризиса $140 млн. У Бигая тоже есть план. Хотя публично компания говорит о планах развивать другие направления – от химии до креативного письма – концентрируются в Preply на другом. Главную ставку сделали на Америку с ее богатым внутренним рынком. «Чтобы стать лидером на рынке онлайн-образования, нужно много работать, – говорит Бигай. – $10 млн, наверное, не хватит».
Опубликовано в первом номере журнала Forbes (июнь 2020)
Вы нашли ошибку или неточность?
Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.