Один из самых крупных танкостроительных заводов в мире находится на территории России. После нападения на Украину это предприятие среди первых попало под западные санкции. Однако это не помешало заводу выполнить оборонный заказ, и его танки ездят по украинским полям.
Почему санкции 2014-го не стали разгромными и что нужно изменить в санкционной политике сегодня, чтобы Россия наконец-то потеряла танковое производство, разбиралась группа аналитиков Trap Agressor в партнерстве с международным фондом «Возрождение»
Amazon інвестує мільярди доларів у ШІ, роботів та машинне навчання. Якими принципами й правилами керується компанія?
Дізнайтеся вже 22 листопада на Forbes Tech 2024. Купуйте квиток за посиланням!
От айфон-трамвая до «Арматы»
В первый день полномасштабного нападения России на Украину в 2022 году Великобритания без промедлений ввела санкции против российских компаний и частных лиц. В частности, под санкции попала государственная корпорация «Уралвагонзавод» (УВЗ), с которой теперь британскому бизнесу запрещено иметь дело. В марте УВЗ попал в новые санкционные списки ЕС. Производитель танков лишился доступа к товарам и технологиям, которые могут усилить сектор безопасности и обороны РФ. К санкциям против УВЗ присоединились даже Новая Зеландия и Япония.
Корпорация «Уралвагонзавод» – это одно из самых крупных танкостроительных предприятий, на котором работают около 30 000 человек. Оно известно, прежде всего, своими танками и вагонами.
Практически это единственный производитель танков в РФ. УВЗ модернизирует танки российской армии, производит новые модели танков «Армата» и «Прорыв», а также составляет печально известные огнеметы «Сонцепек».
В рунете корпорация «Уралвагонзавод» снискала славу «любимого завода Путина». Эта история берет начало от массовых протестов в центре Москвы против фальсификации выборов в Госдуму 2011 года. Тогда во время традиционной «прямой линии» с Путиным один из работников УВЗ эмоционально предложил «выйти с мужиками и отстоять стабильность страны», чем заслужил благосклонность президента.
Наступил 2014 год. После аннексии Крыма и агрессии на Донбассе США налагают первые санкции на УВЗ. Тогда американским гражданам и бизнесу было запрещено иметь какие-либо дела с «Уралвагонзаводом». ЕС также ввел первые санкции. УВЗ потерял доступ к кредитам европейских банков.
В 2018 году после скандалов в связи с вмешательством России в ход выборов США «Уралвагонзавод» оказался в новом санкционном списке. Вашингтон ограничил доступ танковой корпорации к американским технологиям и финансам, а топ-менеджерам могли отказать в получении американской визы.
После 2014 года УВЗ зарыл иностранные проекты, был лишен доступа к банковским кредитам стран Запада, потерял высокотехнологичное оборудование из этих стран, свернул или отсрочил инновационные проекты, а также снизил реальные зарплаты сотрудникам.
Больше всего пострадал вагонный бизнес. «Уралвагонзавод» был вынужден свернуть общий проект строительства локомотивов с американской компанией Caterpillar. Аналогично были завершены договоренности с канадской компанией Bombardier по разработке метровагонов.
В чемодан без ручки превратился французский производитель деталей к вагонам Sambre et Meuse, который УВЗ приобрел в 2010 году. Параллельно остановился проект по сбору российских вагонов в латвийском городе Елгаве.
Судами завершилось сотрудничество УВЗ с польским производителем вагонов городского транспорта Pesa. В 2016 году общий российско-польский проект потерял рабочий контракт с Москвой на поставку крупной партии трамваев. Pesa удалось взыскать с уральского экспортера €1,3 млн поручительства по контракту. Суды за 55 млн евро, которые УВЗ должен был вернуть польской стороне за изготовленные вагоны, растянулись на годы.
Роспропаганда объясняет санкции как стимул ускорить импортозамещение. В одном из интервью директор «Уралвагонзавода» Александр Потапов подчеркнул, что санкционная политика Запада держит госкорпорацию «в тонусе».
Сложнее пропаганде справиться с провалом растиражированных инновационных продуктов УВД. Самым большим имиджевым ударом стало сворачивание проекта городского трамвая Russia One, который в досанкционное время росСМИ называли «айфоном» из-за футуристического дизайна. Современный трамвай из-за дефектов так и не попал в серийное производство. В последние годы его видели только на фото на фоне советских цехов «Уралвагонзавода».
Танк «Армата» – второй проблемный продукт УВД. Однако он был спасен от провала за счет щедрых бюджетных вливаний Минобороны. Впервые «Армату» продемонстрировали на параде в Москве в 2015 году. Но презентация стала мемом – новейший танк заглох на репетиции. С этого времени Россия ежегодно обещала, что вот-вот заключит контракт на сотни таких танков. На самом деле последние полевые испытания «Арматы» было запланировано завершить в течение 2022 года. По сообщениям в медиа, на сегодняшний день изготовлено всего три десятка «Армат».
Но как бы тяжко ни было «Уралвагонзаводу», в Украину доехали танки, собранные после 2014 года. Санкции серьезно ударили по перспективам роскорпорации, но не подорвали ее потенциал к производству.
Кремль сумел спасти УВЗ за счет бюджетных заказов, ресурса банков и экспортных контрактов. Все подсанкционные годы Минобороны, несмотря на претензии к цене и дефекты бронетанковой линейки уральского завода, все равно продолжает отдавать контракты «любимому заводу Путина».
Расходы бюджетных средств доходят до патриотического абсурда. К примеру, в 2019 году Минобороны заказало выпуск 400 единиц раритетного танка Т-34 времен Второй мировой войны, чтобы использовать их в парадах и торжественных мероприятиях. Сумма контракта – 10 млрд. рублей ($100–120 млн.).
Весомую поддержку завод получает от традиционных иностранных заказчиков. Начиная с 2014 года в открытых источниках есть информация о новых экспортных контрактах с Алжиром, Азербайджаном, Беларусью, Вьетнамом, Индией, Ираком.
В 2015 году Алжир заказал сборку 200 российских танков Т-90 на территории своей страны примерно на $1 млрд. А в 2016–2017 годах 60–70 танков должны были быть поставлены во Вьетнам.
Пять лет назад были раскрыты детали контракта с Ираком на поставку танков в $1 млрд.
В 2019 году Москва и Дели договорились о приобретении около 500 танков Т-90 ТС стоимостью $1,93 млрд.
Железнодорожный бизнес «Уралвагонзавода» также правительство спасает вручную. Структуры РЖД часто в убыток закупали вагоны УВЗ по завышенным ценам. А из городских бюджетов разных городов регулярно поступают заказы на ремонт и обновление трамвайного парка.
Чтобы избежать санкций, крупный олигархический бизнес в России делает вид, что в стране частный капитал существует отдельно от правительства. Это не так. В 2015 году Альфа-банк пытался через суд взыскать с УВЗ просроченную задолженность в 3,4 млрд рублей и даже добился ареста счетов корпорации. Но в итоге он отказался от требований ареста.
«Понимая стратегическую важность предприятия для российской экономики и обороноспособности страны, мы приняли решение – никакого ареста счетов не осуществлять», – пояснили патриотически собственные поступки в Альфа-банке.
Судьба «Уралвагонзавода» после вторжения России
8 мая на сайте Белого дома появился пресс-релиз по результатам встречи стран G7. В нем отдельный абзац был отведен санкциям против «Уралвагонзавода». Американские чиновники утверждают, что УВЗ и его структура Челябинский тракторный завод под давлением санкций «приостановили работу из-за нехватки иностранных комплектующих».
Однако у Кремля в наборе много инструментов, чтобы перезапустить работу танкового завода. В первую очередь это деньги. Об этом свидетельствует история с австрийским токарно-фрезеровочным центром, который из-за цепочки российских фирм сумел продать «Уралвагонзаводу» в 2018 году оборудование на €8,5 млн. Название австрийского производителя не указано ввиду секретности.
Подобные судебные дела дают понять, что после ограничений 2014-го оставались «схемы», через которые можно обеспечивать танковый завод современным иностранным оборудованием.
Поэтому следующими целями санкций должны стать стратегические партнеры предприятий ОПК России. Для «Уралвагонзавода» это РЖД. Прицельные удары по финансам российской железнодорожной компании подорвут возможности оплачивать новые вагоны УВЗ.
Кроме того, многие традиционные партнеры РФ на мировом рынке оружия руководствуются не идеологическими, а финансовыми выгодами. Российские танки по сравнению с американскими или европейскими аналогами дешевле. Но сотни фото и видео горящих бронемашин на полях Украины поставили под вопрос целесообразность их закупок.
Украинский ОПК в сотрудничестве с западными партнерами должен в ближайшие годы предложить миру альтернативную военную технику, чтобы выбить Кремль из традиционных рынков вооружения.
Такие комплексные санкции могут вернуть Россию во времена СССР. Когда якобы великий Советский Союз был вынужден обменивать оружие и технику на индийский чай, кофе, табак, семена и другой дефицит для империи.
Вы нашли ошибку или неточность?
Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.