Категория
Картина дня
Дата

В 30 раз меньше косметики, но стабильная коммуналка. На что украинцы тратят деньги во время войны. Исследование

2 хв читання

Время будто остановилось 24 февраля – о таких ощущениях говорят многие украинцы. Однако цифры свидетельствуют о другом. Украина не остановилась ни в феврале, ни в марте.

Как работала экономика, за какие услуги клиенты готовы были платить даже во время войны, что изменилось в их приоритетах.

Исследование аналитиков компании Portmone. Компания работает со всеми банковскими системами, клиенты – более 3 млн украинцев.

В некоторых категориях падение оплат за услуги подобно апокалипсису. К примеру, оплаты в пользу компаний, продающих средства по уходу и красоте, упали в 30 раз. Оплата в интернет-магазинах в марте уменьшилась в шесть раз по сравнению с январем и к началу мая не вышла и на половину довоенного уровня. Категория «Образование», объединяющая садики, школы и вузы, упала в 10 раз.

С точностью до наоборот дела обстоят в категории «Транспорт» – это пополнение электронных билетов, автогражданка, уплата штрафов. В начале войны оплаты в категории остановились почти полностью, а сейчас растут в несколько раз месяц от месяца.

Две категории, ведущие себя стабильно, – мобильная связь и коммунальные платежи. Если с мобильной связью понятно – украинцы пытались поддерживать контакты с родными и друзьями, то отношение украинцев к оплате коммунальных платежей впечатляет. Призыв поддержать экономику Украины хотя бы посредством оплаты коммуналки сработал. И уже по состоянию на май категория вышла на уровень прошлого года.

В 30 раз меньше косметики, но стабильная коммуналка. На что украинцы тратят деньги во время войны. Исследование /Фото 1

Не только благотворительность. 300+ подключенных бизнесов ежемесячно

Война не снизила общее количество регистраций так сильно, как можно было ожидать. Среднее число новых партнеров на эквайринг (прием безналичных платежей от покупателей на сайте) даже после полномасштабного российского вторжения не опускалось ниже 300 в месяц.

Несколько снизился процент компаний, которые начинали принимать платежи в первый месяц после регистрации, потому что запуск нового бизнеса в ходе войны все же усложнен. Но на четвертый месяц войны около 100 новых компаний ежемесячно начинают прием платежей через Portmone.

Спад благотворительных фондов

Из общего числа заявок на подключение оплат в марте преобладала «Благотворительность». Уже в мае количество желающих подключить благотворительные оплаты уменьшилось вдвое. По большей части потому, что все крупные известные компании присоединились в первый месяц. Позднее стали обращаться меньшие фонды, подключение которых требует более тщательной проверки. Вместе с проверками уменьшился процент тех, кто подключил прием оплат, но никаких средств не получил.

Многие из таких «спящих фондов» считали, что наличие платежных инструментов автоматически обеспечивает поток денег.

Оптовые игроки приходят на рынок

Для мая традиционно характерен упадок деловой активности: праздники, пикники, отпуска. В этом году последний месяц весны, напротив, превысил показатели прошлого и продемонстрировал рост регистраций, то есть компании начали работать активнее.

Доля интернет-магазинов в заявках повышается ежемесячно. Пока она значительно меньше, чем до войны. Но месяц за месяцем видно, как бизнес возобновляется. При этом в мае неожиданно выросла часть оптовых игроков.

Оплаты в категории «IT-услуги» (создание сайтов, программирование и т.п.) показали столь стабильный результат, что этому позавидует любой бизнес. Очень порадовали и заявки на подключение производственных предприятий, а в марте и мае – строительных компаний.

В 30 раз меньше косметики, но стабильная коммуналка. На что украинцы тратят деньги во время войны. Исследование /Фото 2

Что дальше?

Если внимательно присмотреться, то определенные категории бизнеса даже набирают довоенные обороты. Не все уцелели и чувствуют себя хорошо, но есть признаки дальнейшего развития и возврата продаж.

Очевидно, стратегия «переждать войну» не самая лучшая. Похоже, что бизнес нужно либо запускать любой ценой, либо диверсифицироваться. Поскольку компании, еще не пережившие стресс первых недель войны, рискуют сдать позиции конкурентам и не дожить до победы.

Материалы по теме
Контрибьюторы сотрудничают с Forbes на внештатной основе. Их тексты отражают личную точку зрения. У вас другое мнение? Пишите нашей редакторе Татьяне Павлушенко – [email protected]

Вы нашли ошибку или неточность?

Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.

Предыдущий слайд
Следующий слайд