Остановка большинства международных рейсов и утрата 80% флота. Как авиасанкции бьют по стране-оккупанту /Фото Shutterstock
Категория
Картина дня
Дата

Остановка большинства международных рейсов и утрата 80% флота. Как авиасанкции бьют по стране-оккупанту

Международный аэропорт Шереметьево, Россия. Фото Shutterstock

Два крупнейших мировых производителя самолетов Boeing и Airbus вводят санкции против России, развязавшей войну в Украине. Российские авиакомпании спустят на землю более 750 пассажирских самолетов

Один из двух крупнейших мировых производителей самолетов – Boeing – приостанавливает поставки запчастей, техническое обслуживание и техническую поддержку для российских авиакомпаний, сообщил 1 марта The Wall Street Journal. Ранее, 28 февраля, Boeing заявил о прекращении работы московского учебного центра и временно закрыл офис в Киеве.

Аналогичное решение принял и второй крупнейший мировой производитель самолетов – Airbus. Фирма приостановила техподдержку российских авиакомпаний и поставку запчастей, а также работу своей инженерной площадки в России, сообщает Reuters. Производители авиадвигателей CFM, GE и Rolls Royce также перекрыли доступ к технической документации – без нее невозможно обслуживать самолеты и двигатели. Они также ввели глобальный запрет на обслуживание в других странах, чтобы российские самолеты не могли летать за границу на техническое обслуживание.

Западные страны ужесточают санкции против РФ после военного вторжения в Украину. В результате первой волны санкций 37 стран мира закрыли свое воздушное пространство для российских самолетов. Следовательно, россиянам существенно ограничили возможности для путешествий в Европу и Америку. Например, если 23 февраля рейс «Аэрофлота» Москва-Стамбул (SU2134) длился 3 часа 11 минут, то 1 марта – уже 4 часа 53 минуты, то есть почти на два часа длиннее, свидетельствуют данные авиационного ресурса Flightradar24. По данным Forbes, турецкие власти также рассматривают возможность закрытия воздушного пространства для российских компаний. Решение будет принято в ближайшее время.

Вторая волна авиасанкций намного жестче и коснется всей авиаотрасли. Утратив техническую поддержку, российские перевозчики должны немедленно приостановить эксплуатацию самолетов производителей Boeing и Airbus. Добавляют проблем иностранные лизингодатели, которые потребуют вернуть их самолеты, – говорит директор консалтинговой компании Friendly Avia Support Александр Ланецкий.

777 самолетов, которые эксплуатируют российские авиакомпании, принадлежат иностранным лизингодателям – это почти 80% всего пассажирского флота, свидетельствуют данные агентства Cirium, которые приводит газета «КоммерсантЪ». «Это значит, что более трех четвертей самолетов должны покинуть Россию уже в ближайшее время», – говорит бывший глава Госавиаслужбы Денис Антонюк. Часть рейсов примут самолеты «Сухого», «Ильюшина» и «Антонова». Но в некоторых сегментах у россиян вообще не останется самолетов, например, дальнемагистральных рейсов, уточняет Денис Антонюк.

Материалы по теме

Почему лизингодатели решатся на такой шаг? Без стабильного канала поставки запчастей авиакомпании не имеют права эксплуатировать самолеты, говорит партнер юрфирмы «Анте», специалист по авиационному праву Андрей Гук. Ведь у перевозчиков ограничиваются возможности ремонта самолетов, то есть они не могут гарантировать безопасность полетов. Страховые компании должны либо повысить цены на свои страховые полисы для российских перевозчиков, либо удалить РФ с покрытия своих страховых полисов. Это делает невозможными полеты как заграницу, так и внутри РФ.

Власти Ирландии уже обязали ирландских лизингодателей вернуть самолеты из России в течение одного месяца. «На Ирландию приходится 18 из 20 крупнейших мировых лизингодателей», – подсчитал Гук.

Российские авиакомпании, имеющие собственные самолеты (в том числе иностранного производства), смогут продолжить полеты внутри страны. «Аэрофлоту» физически никто не сможет помешать летать из Москвы в Магадан или Иркутск на свой страх или риск, – говорит Денис Антонюк. – Однако им никто не сможет оказывать официальную техподдержку – все станции техобслуживания и ремонта лишатся права на эти работы с самолетами Boeing и Airbus».

Некоторые российские авиакомпании смогут какое-то время не возвращать самолеты, прогнозирует Андрей Гук. Тем более что в России остался резерв запчастей для самолетов. Его хватит на две-три недели, пишет в Twitter авиаэксперт Ян Недвидек. Он рассчитан на мельчайшие оперативные ремонты самолетов. Однако на случай больших поломок нужно получать запчасти из-за границы, а это невозможно.

«Вероятно, российские авиакомпании будут использовать имеющийся складской запас запчастей и нелегальные поставки через третьи страны, а также снимать с других уже приземленных самолетов. Но это ухудшает безопасность полетов», – говорит президент МАУ в 2004–2019 годах Юрий Мирошников. По расчетам Гука, российские авиаперевозчики смогут летать в таком режиме не больше года.

В связи с санкциями иностранные авиакомпании приостанавливают рейсы в Россию, например, Air France, KLM, British Airways, Lufthansa, LOT, Finnair. Отказников становится все больше – перевозчики решают прекратить полеты в РФ, опасаясь риска дефицита запчастей на случай поломки самолета. «Большинство авиакомпаний не станут рисковать», – говорит Антонюк.

Чем ответят власти государства-террориста? По данным РБК, ссылающейся на собственные источники в российском правительстве, Минтранс РФ рассматривает сценарий, предусматривающий национализацию иностранных самолетов.