В первый рабочий день после введения беспрецедентного пакета санкций российский рубль «похудел» на треть, а котировки еврооблигаций одной из крупнейших экономик мира рухнули до 30–50% номинала. Продолжение следует
За 107 років існування Forbes логотип змінювався 18 разів, але таким авангардним і вільним світ його бачить вперше. В новому числі журналу Forbes Ukraine: сучасне мистецтво, топ-50 благодійних фондів, альтернативна енергетика, 30 до 30. Замовляйте вже зараз!
В последний день зимы Украина переживала пятые сутки российского вторжения, а Россия – первые впечатления от нового пакета санкций США и Евросоюза за войну с Украиной. После заморозки активов крупнейших банков, закрытия мирового долгового рынка и запрета экспортировать в РФ высокотехнологичные товары прилетел третий пакет. Экономисты уже окрестили его беспрецедентно сильным.
В пакете – отключение ряда российских банков от SWIFT, заморозка активов центрального банка и ограничения для российских олигархов. Персональные санкции против президента РФ Владимира Путина и его окружения: замглавы Совбеза Дмитрия Медведева, пресс-секретаря Дмитрия Пескова, главы МИДа Сергея Лаврова, главы «Роснефти» Игоря Сечина, основателя «USM Holdings» Алишера Усманова, основателей «Альфа-Групп» Петра Авена и Михаила Фридмана, телеведущих пропагандистских телеканалов.
В Россию больше не летают самолеты, а пролив Босфор закрыт для ее кораблей. К санкциям ЕС и США присоединилась Канада, Япония и Тайвань. Список постоянно пополняется новыми странами и ограничениями. Как себя чувствует российская экономика в первые дни новой реальности?
Цветочки
Рубль в понедельник обвалился на международных торгах до исторического минимума, потеряв больше 30% стоимости к доллару и евро. Котировки российских еврооблигаций тоже рухнули – до 30–50% номинала, а их доходность выросла на 5–10 п. п. Для подавления растущей паники центробанк РФ повысил ставку вдвое – до 20%. И остановил интервенции на валютном рынке, обязав экспортеров продавать 80% выручки.
Санкции сильные, говорит аналитик Dragon Capital Сергей Фурса, – российский бизнес и граждане уже сполна это ощутили. Девальвация рубля – только начало. Котировки российских еврооблигаций уже хуже, чем украинских, говорит Фурса, потому что инвесторы слабо верят, что РФ заплатит купон. Это будет означать суверенный дефолт, за которым последуют корпоративные дефолты.
Ограничения, которые действовали по отношению к России после аннексии Крыма в 2014-м можно сравнить с блокировкой банковской карты, отмечает профессор University of California, Berkeley Юрий Городничего. Теперь, говорит он, россиян фактически отрезают от международной банковской системы.
Влияние финансовых санкций, считает экс-замминистра финансов РФ и экс-первый замглавы центробанка Сергей Алексашенко, будет наиболее сильным в первые четыре – шесть месяцев и может растянуться на три-четыре года. Обвал рубля на 40%, по его оценкам, дает плюс 4–5% к инфляции. Нарушения в работе платежной системы могут привести к сбоям в поставках импорта, что еще больше ускорит рост цен. Доля импорта в российской экономике, по его словам, – 18%.
Закрытие западных рынков капитала, продолжает Алексашенко, обернется массовыми дефолтами российских компаний и банков, которым в ближайший год предстоит заплатить по долгам порядка $170 млрд, или 10% ВВП. Поможет ли Китай? На западных рынках тысячи инвесторов, в Китае – только компартия. Несмотря на многочисленные просьбы властей РФ, говорит Алексашенко, объем китайских кредитов незначительный, и предпосылок для изменения позиция Китая нет.
Под ограничения, по словам Алексашенко, попадают товары на $50 млрд, или 35% российского импорта машин, оборудования и технологических товаров. Запас прочности военной промышленности при сохранении санкций, по его словам, – 12–18 месяцев.
Авиаперевозок в России, можно сказать, больше нет. Под санкции попали поставки самолетов и комплектующих, услуги по техобслуживанию самолетов. 40% самолетов в РФ, говорит Алексашенко, произведены в Евросоюзе (Airbus), и они перевозят 45% пассажиров. Наибольший эффект почувствуют компании «Аэрофлот» и S7.
Ягодки
Самым мощным ударом по российской финансовой системе стало введение санкций в отношении центробанка. Его резервы – $630 млрд. Замораживание активов ЦБ и счетов в странах G-7 означает, что в распоряжении остаются только золотые слитки и китайские юани.
Подобные санкции были в Ираке, Иране и Афганистане, говорит экс-глава Национального банка Украины Валерия Гонтарева, преподаватель в Лондонской школе экономики. Сейчас российская финансовая система будет рушиться, как карточный домик, полагает она, ведь даже монетарное золото на счетах в Швейцарии будет заморожено, а из хранящихся в России слитков разве что можно наделать памятников.
Это только начало. Вместе с Vox и нобелевскими лауреатами Гонтарева подготовила письма мировым рейтинговым агентствам с предложением отозвать суверенный рейтинг России и рейтинги корпоративных заемщиков. «Пока мы писали, Россия заморозила выплаты по долгам, – говорит она. – Это дефолт». Теперь мировые пенсионные и индексные фонды не будут с работать с РФ и ее эмитентами.
В перспективе РФ утратит членство в международных организациях, таких как ЕБРР и МВФ, считает Гонтарева. «Страна-агрессор не может быть полноправным членом мирового сообщества», – поясняет она.
Понятный маршрут
Запаса прочности у ЦБ России нет, говорит Гонтарева, и в российских банках уже начинается паника. Вкладчики вынесут рублевые депозиты, но не смогут купить доллары и снять вклады в валюте. У банков попросту не хватит валюты, а центробанк с заблокированными резервами ничем не поможет. Валютные вклады могут быть заморожены.
Отчасти смягчить ситуацию помогла конфискация у бизнеса 80% валютной выручки, что уже во вторник помогло рублю укрепиться до уровня немногим ниже 100 руб/$. Однако российские экспортеры даже без явных ограничений (эмбарго на поставки российской нефти объявила Канада, которая не импортировала российских нефтепродуктов с 2019 года) – по информации Reuters, «Сургутнефтегаз» не получил заявок на две танкерные партии Urals по 100 000 т с отгрузкой в марте. Международные банки и владельцы танкеров боятся сотрудничать с российскими поставщиками из-за санкционных рисков. Стоимость аренды танкеров для российских компаний выросла в разы, а местная нефть Urals продается с дисконтом.
Доллары и евро есть у дочерних банков международных структур, которые пока не отключили от SWIFT – Ситибанк Россия, Райффайзен Банк Россия. «Сейчас мы боремся за то, чтобы их отключили или они сами отказались вести бизнес в России», – говорит Гонтарева. НБУ уже призвал партнеров не завозить валюту в Россию. Это уже проблема – самолеты в РФ не летают.
Российские олигархи, сидящие в Париже, Лондоне и Швейцарии, считает Гонтарева, вряд ли спасутся. Они будут депортированы на родину с конфискацией имущества. «Санкции необратимы, – говорит она. – Это новая реальность».
Совсем скоро россияне побегут в обменники и магазины, что только усилит панику, прогнозирует эксперт Case Украина, в прошлом в замдиректора департамента финстабильности НБУ Евгений Дубогрыз. Нагрузка может «положить» платежную инфраструктуру, которой и так предстоит перестройка после отключения ведущих игроков от SWIFT.
От обычного уклада жизни многие россияне также будут вынуждены отказаться. Российское издание «Коммерсант» (лояльно правительству РФ) отмечает, что российские рестораны отказываются от части позиций меню из-за отсутствия местных аналогов. Цены в заведениях российского общепита, добавляет издание, на 40% зависят от курса валют.
Вы нашли ошибку или неточность?
Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.