Украинский флаг над Радой в Симферополе не решит фундаментальный вопрос Крыма – его настоящей деоккупации: моральной, культурной, психологической. Нужно изменить советское потребительское отношение к полуострову. Как вернуться не на базу отдыха, а на свою землю с традициями и принципами, объясняет певица Джамала.
Amazon інвестує мільярди доларів у ШІ, роботів та машинне навчання. Якими принципами й правилами керується компанія?
Дізнайтеся вже 22 листопада на Forbes Tech 2024. Купуйте квиток за посиланням!
Сейчас только и разговоров, что о Крыме. Оптимисты планируют отпуск на лето, остальные надеются и верят в освобождение полуострова из российской оккупации.
А ВСУ эти планы и мечты пытаются реализовать, к сожалению, ценой собственных жизней.
Но ведь так было не всегда.
За девять лет оккупации Крым, кажется, превратился в довольно нишевую тему, как бы это цинично ни звучало. Кто-то смирился, кому-то переболело, другая часть просто продолжила жить – это совершенно ясно.
Когда возможность возвращения полуострова стала реальной, возникли вопросы. Ты думаешь о них подсознательно, но боишься их поставить даже себе, потому что заводят в тупик.
Какой Крым мы хотим вернуть? Что именно хотим освободить? И готовы ли мы к этому?
Удобное, но роковое социальное соглашение
В 2009 году тогда еще журналист Мустафа Найем посетил Крым и написал, что Севастополь – не Украина. Текст шокировал меня прямой, откровенной честностью.
Для меня существовал мой Крым.
Благодаря семье у меня была собственная культура, традиции. Папа пел народные крымскотатарские песни, qartana («бабушка» по-крымскотатарски. – Forbes.ua) лечила все наши детские простуды янтиком.
Соседка Вера Васильевна на волшебном украинском рассказывала о временах сразу после депортации крымских татар – живописно описывала, что на самом деле дома, в которые их заселяли с семьей, были чистоплотные, а сады – плодородные. Советская пропаганда тогда вела политику, что власть спасла Крым от грязных татар. А каждый год 18 мая, в День памяти депортированных крымских татар, мы ехали в Ак-Мечеть.
Крым есть и был разным, а таких, как мы – людей, знавших Крым украинским, крымскотатарским, не обрусевшим, – было и есть много. Потому что понимали: это об осознанном выборе. О свободе и справедливости. О доме.
К сожалению, этих людей на задний план отодвинул неосознанный, но очень мощный общественный договор, поддерживаемый как на полуострове, так и на материке.
Что Крым – это об отпуске и море, чебуреках и российской попсе на набережной, об этом удивительном пиетете перед Черноморским флотом и российском триколоре на случайных домах. Почти ничего украинского, крымскотатарского, аутентичного, если глубоко копать, потому что «Ну, так оно сложилось, что поделаешь».
Вина за обрусение Крыма, как и востока, юга, всей Украины, – на российской и советской империях, которые сознательно создавали такую ситуацию. Депортировали моих предков, другие народы, переписали историю, чтобы создать еще одну «жемчужину русского мира». А потом использовали этот миф, чтобы оправдать восхищение.
Однако ответственность – на нас.
На тех, кто не разорвал этот порочный круг, не задал в нужный момент нужные вопросы. На тех, кто жил, как живется, а пришли в себя, когда, к сожалению, было уже поздно.
Дать новый голос, который сломает вредоносные установки
Даже теперь, когда речь заходит о Крыме и его освобождении, у многих сразу проскакивают эти сальные «отпуск», «море», «отдых». Кажется, это все то же советское наследие с его как бы потребительским отношением к полуострову.
Нам очень нужна альтернатива.
Украинский флаг над Радой в Симферополе, без сомнений, принесет безопасность, счастье, а многим вернет дом. Но он не решит фундаментальный вопрос Крыма.
Потому что его можно хотеть освободить, но еще нужно деоккупировать: морально, культурно, психологически.
Эта ментальная деоккупация требует позиции от каждого – как четкой позиции требует война. Готовы ли мы ее принять, а главное – ее придерживаться?
Готовы ли сменить старые вредные установки, сидящие в нас годами? Готовы ли осознанно воспринимать Крым как неотделимую часть нашей страны?
Несколько глубже копнуть историю народов, рассмотреть, на чем строится этногенез крымских татар. Уделить больше внимания Исмаилу Гаспринскому, который первым издал журнал в Крыму арабской вязью, и классику крымскотатарской литературы Бекиру Чобан-заде – так, как мы все увлекаемся украинскими поэтами Василием Стусом и Линой Костенко.
Открыть для себя ислам на уровне базовых положений и определить, что эта религия также имеет вес и значение в Украине, как православие, греко-католицизм, иудаизм.
Все эти вопросы сводятся к одному: готовы ли мы к осознанному и всестороннему возвращению Крыма? Потому что флаги на админзданиях нужно наполнять – культурой, смыслами, идеями. Настоящими, не насаженными.
Делать это нужно уже сейчас. Если мы не говорим о Крыме в момент, когда остро ощущаем его отсутствие, то так и не начнем говорить никогда. И не в контексте отпуска, а глубоко, основательно.
Вижу первые очень важные шаги: поддержка коренных народов на государственном уровне, Крымская платформа, недавнее начало традиции ифтара.
Но Крыму – и, конечно, другим оккупированным территориям – нужно больше голосов, разных голосов. Больше фильмов – а за последние годы появилась целая плеяда талантливых режиссеров, творцов изобразительного искусства, аутентичной музыки, глубоких инсталляций и сильных перформансов.
Все это откроет нам новый, принципиально иной путь понимания и связи с полуостровом. Чтобы, наконец, вернуться не на базу отдыха, а на свою землю – с традициями и принципами.
К действительно украинскому Крыму.
Вы нашли ошибку или неточность?
Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.