Джин Лю, президент DiDi Chuxing. /Getty Images
Категория
Лидерство
Дата

Стиль и сталь. Почему вы обязательно должны знать, кто такая Джин Лю

3 хв читання

Джин Лю, президент DiDi Chuxing. Фото Getty Images

Если смотреть вверх на самые яркие звезды стартап-вселенной, редко увидите женщину. Поразительное исключение – Джин Лю, президент DiDi Chuxing. С ней стоит познакомиться ближе. Посмотрите ее видео на YouTube, изучите ее биографию. Это принесет вам большую пользу, и надолго.

После 12 лет работы в Goldman Sachs (Гонконг, Бейджинг) она стала президентом DiDi Chuxing. Если искать обладателей асимметричной модели, она – одна из первых. Имея перед глазами модель Uber, она решила не повторять ее, а серьезно расширить.

Uber = частные машины. DiDi = частные машины + такси + совместные путешествия + микроавтобусы + корпоративный транспорт + велосипеды.

Уж если масштабно, то масштабно.

Неудача. Есть внутренние неудачи, есть и публичные. В 2018-м водитель DiDi убил женщину. Отклик компании – слишком слаб, слишком медлителен. Спустя несколько месяцев – второй подобный случай.

На этот раз Джин взяла дело в свои руки. Публично выступила, выразила вину и раскаяние. (Это не в стиле большинства стартап-звезд.) Что важнее, публично обещала исправить ситуацию и сдержала слово.

Молниеносно внедрила серию изменений для охраны пассажиров. Уволила тысячи несоответствующих водителей. Повысила требования к сотрудникам. Внедрила новую технологию и новый отдел услуг безопасности.

PR-рана зажила, бренд отстроился. Развитие началось заново. Самое важное – высокий уровень осторожности укоренился в мышлении и поведении компании.

2х скорость. Кто хочет изучить искусство скорости, пусть дватри часа почитает в интернете статьи о DiDi. Примеров множество. (В DiDi работают часы, которые отличаются от наших.) Два наиболее ярких примера – год 2015-й и глобальный захват.

В ответ на наступление Uber в 2015-м DiDi ускорила оригинальный план бизнеса и запустила четыре новые масштабные услуги: совместные путешествия, найм водителей, корпоративный транспорт, автоуслуги для водителей. Неслыханный темп нововведений.

После победы над Uber в 2015-м DiDi сосредоточилась на глобализации. По прошествии четырех лет она работает во всем мире: Япония, Австралия, Южная Америка, Ближний Восток, Россия. Это без учета партнерств DiDi в Индии, Малайзии и Америке (Lyft).

10х бережливость. DiDi ищет возможности в каждом уголке системы. Организует совместные путешествия, чтобы уменьшить количество машин и водителей. Молниеносно находит кратчайший маршрут, чтобы сократить время путешествия. Совместно с автопроизводителями создает новый дизайн машин – специально для круглосуточного использования. Вводит в обиход электрические машины.

Экспериментальным путем вместе с городскими властями достигает экономии в 20% (оптимизация светофоров, уменьшение пробок), даже больше. И все это – только первые шаги.

Доступ к чужим активам? Приведем четыре примера.

  1. Миллионы машин являются собственностью водителей, не DiDi.
  2. Партнерства (Ola, Grab, Lyft), дающие возможность расширить базу данных и быстрее выработать технологию оптимизации поездок.
  3. Автопроизводители работают вместе, чтобы проектировать машины, которые лучше приспособлены к системе DiDi, особенно, чтобы сделать возможным большее количество пассажиров в машине.
  4. Сотрудничество с городскими управлениями, чтобы ускорить попытки – информация, оптимизация маршрутов, координация светофоров.

Алгоритмы. DiDi – это вторая крупнейшая платформа в Китае после Alibaba. Ежедневно добавляется 2 ТБ данных на основании 40 млн путешествий (30 млн – машины, 10 млн – велосипеды). DiDi выработала целую серию алгоритмов, чтобы использовать это наводнение данных до последней капли – для оптимизации, планирования и предвидения.

Сейчас DiDi может предсказать спрос на 15 минут наперед. Это позволяет убедиться в достаточном количестве машин по мере спроса. Через несколько месяцев DiDi сможет предвидеть на один час вперед. Следующая цель – предвидеть на целые сутки вперед. Технологически – чудо, но Джин Лю верит (или знает?), что это достижимо. Что этого нужно достичь. 

Препятствия прекрасны, потому что они вынуждают продумать каждую грань проблемы до конца

Топ 1%. «Невозможные» проблемы притягивают. Высокая технология притягивает. Суперполезная цель притягивает. Лучшие стремятся работать в DiDi. Половина персонала – это инженеры, аналитики и data scientists. Средний возраст – 26 лет.

Джин Лю не ограничивает поиск «топ» таланта Китаем. Она открыла мощные исследовательские центры в Mountain View и в Торонто. Готовится открывать такие центры во всем мире. Она хочет построить «сеть лучших».

Джин Лю настойчиво привлекает высокоталантливых женщин. В DiDi 40% сотрудников – женщины. В технологической отрасли это неслыханно.

Рассказ. В DiDi рассказ – самый простой. Меньше пробок. Оптимизация. Сэкономить время и путешественника, и водителя. Уменьшить загрязнение воздуха. Одним словом: улучшение.

Это мощное улучшение – каждый понимает и пересказывает другим. Неудивительно, что потребность в рекламных расходах – минимальна.

Для Джин Лю эта Одиссея – только первый раздел. Она инициировала амбициозные исследовательские проекты и новые бизнесы: доставка продуктов, страхование, автономные машины и тому подобное.

Для Джин новые вызовы – это кислород. Они требуют четкого видения и стальной воли, ведь будут препятствия. Как она часто говорит, препятствия прекрасны, потому что они вынуждают продумать каждую грань проблемы до конца.

Изучить ее стиль, перенять ее внутреннюю сталь, ее обширное видение, ее решительность действий – это микробизнес-школа не только для женщин, но и для нас всех.

Бонус-вопрос. Кто более грозный конкурент Tesla: 20 производителей электрических машин? Или DiDi Chuxing? 

Опубликовано в шестом номере журнала Forbes (декабрь 2020)

Материалы по теме
Контрибьюторы сотрудничают с Forbes на внештатной основе. Их тексты отражают личную точку зрения. У вас другое мнение? Пишите нашей редакторе Татьяне Павлушенко – [email protected]

Вы нашли ошибку или неточность?

Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.

Предыдущий слайд
Следующий слайд