Forbes предложил американским и украинским женщинам-политикам, топ-менеджерам, волонтерам, парамедикам, дипломатам и актрисам написать эссе, что такое современное женское лидерство. Женщина может выполнять любую роль, которую захочет, это должно восприниматься как норма, считает глава организации «Центр гражданских свобод» Александра Матвийчук.
Меня часто спрашивают о роли женщин во время вторжения России. Сложно ответить по одной простой причине: женщина может выполнять любую роль, которую захочет. И именно это должно восприниматься как норма. Почему нас удивляет, что около 60 000 женщин в ВСУ?
Мы вынуждены говорить о роли женщин, потому что в Украине до сих пор существуют стереотипы, какой должна быть женщина и что она должна или не должна делать. Поэтому освещаем конкретные примеры, показывающие, что эти искусственные рамки давно не выдерживают испытания реальной жизнью. Люди вдруг открывают для себя истории женщин, воюющих как снайперы, артиллеристы, танкисты и т.д.
Война с Россией – это война двух систем: авторитаризма и демократии. Каждая из них соответствует своему набору ценностей и установок.
В «русском мире» женщина выполняет только определенные для нее роли в семье и обществе, а мужчина должен доминировать по определению. На этих культурных установках держится авторитарный режим. Устоявшиеся отношения в обществе отражают, какой может быть политическая власть: будет ли в отношениях с властью пространство для достоинства и свободы, что является допустимыми методами управления? Так личное становится политическим. Поэтому в Норвегии женщины обладают равными правами с мужчинами, а в России домашнее насилие декриминализировано.
Поэтому нам в Украине нужно удивляться, почему среди мэров больших городов нет ни одной женщины, почему большой бизнес имеет сугубо мужское лицо, почему в Раде женщина никогда не занимала должность спикера?
Это вопрос прежде всего к нам. Когда выталкиваем женщин из определенных ролей, мы ограничиваем свой потенциал как страны к развитию.
Культурные установки влияют на суждения или решения. Нужно периодически задавать себе вопрос: соответствует ли мое видение этой ситуации принципу, что люди имеют равные права, независимо от статьи? Если нет, то следует ее пересмотреть, чтобы оценивать людей по их способностям и поступкам.
Собственно, в этой войне с Россией мы боремся также за то, чтобы наши дочери никогда не были вынуждены кому-то доказывать, что они тоже люди.
Вы нашли ошибку или неточность?
Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.