Слева направо: Дмитрий Борисов, Наталья Попович, Инга Андреева, Наталья Емченко.
Категория
Лидерство
Дата

Привить навыки будущего. Чему учат своих детей украинские предприниматели и топ-менеджеры корпораций

6 хв читання

Слева направо: Дмитрий Борисов, Наталья Попович, Инга Андреева, Наталья Емченко.

Говорят, в прошлом в еврейских семьях часто было принято отдавать детей «на скрипку». В основе традиции – прагматические устремления: компактный инструмент легко унести с собой в случае погромов или войн, с помощью него всегда можно заработать на хлеб. Для некоторых этот навык становился «жизнеообразующим», помогая детям из бедных семей разбогатеть или прославиться

Аналитики Всемирного экономического форума (ВЭФ) в отчете «Будущее профессий» перечислили навыки, с помощью которых проще достигнуть успеха в информационную эпоху: критическое мышление, креативность, стрессоустойчивость, гибкость и еще 11 навыков, ставших «скрипкой» сегодняшнего дня.

Согласно прогнозу ВЭФ, до 2025 года уже 40% специалистов в мире придется переквалифицироваться. А в дальнейшем, чтобы успевать за изменяющимся требованиями рынка труда, потребуется обновлять знания не реже четырех раз в год. 

Дмитрий Борисов, основатель сети ресторанов «Семья ресторанов Дмитрия Борисова», Наталья Попович, основательница One Philosophy Group, Наталья Емченко, коммуникационный директор SCM и Инга Андреева, генеральный директор Mastercard в Украине и Молдове, рассказали Forbes, каким навыкам учат своих детей, чтобы они были востребованы в будущем. 

Чему учить

Когда у четырехлетней Оливии, младшей из четверых детей Натальи Емченко, 45, коммуникационного директора SCM, заканчивается игрушечная посуда, ее заменяют кубики лего. «Кто говорит, что кастрюли не могут быть квадратными?» – задает риторический вопрос Емченко, которая учит детей «соединять точки» – создавать новое из подручного материала. Эту способность Емченко считает одним из метанавыков 21 века, сверхпрофессиональных «суперсил», которые, по ее словам, ускоряют карьерный рост. 

Умение свободно формулировать свои мысли – еще один метанавык, который развивает в детях Емченко. Он осваивается с помощью занятий по литературе и писательскому мастерству. «В 21 веке недостаточно уметь работать с единомышленниками, – говорит Емченко. – Действительно крутые вещи рождаются в столкновении идей и людей, максимально отличающихся друг от друга по способу мышления, профессиональному опыту и вектору развития». 

«В Дании коммуникативный навык начинают тренировать с младшей школы», – говорит основательница One Philosophy Group Наталья Попович. Основной инструмент – выполнение заданий командами. Например, написать эссе в соавторстве с одноклассником, придумать проект, поставить спектакль. Так дети учатся взаимодействовать с другим человеком, договариваться о правилах, а также осознают, что результат каждого во многом зависит от группового. «Это неоценимые навыки, которые готовят к тому, что большие вызовы человечества возможно решать только совместно», – говорит Попович. 

В семье Инги Андреевой, генерального директора Mastercard в Украине и Молдове, умение договариваться оттачивают на домашних собраниях. Например, ее дочери отстояли право выбирать хобби по душе взамен на необходимость изучать два иностранных языка. «Здесь очень важно вести диалог на равных, вместе искать компромисс», – говорит Андреева. 

Право выбора – путь к сознательности. Так, одна из дочерей, выбрав балет, сама следит за расписанием, договаривается с родителями, кто отвезет ее на тренировку, ставит себе новые цели. 

Современная динамика жизни заставляет переосмысливать отношение к здоровью – физическому и психическому. Емченко пытается донести детям мысль о том, что нет ничего зазорного в просьбе о помощи, в том числе психологической. «Это признак силы, а не слабости, – говорит она. – Большое искусство не в том, чтобы побеждать, когда ты в силе, а в умении идти дальше, когда ты слаб». 

Детям-подросткам на пороге пубертатного периода Емченко рассказывает о гормонах: почему и когда вырабатывается кортизол и эндорфины, что такое адреналин. «Они начинают воспринимать тело не просто как экстерьер, а как машину, на которой можно ехать с разной скоростью, в разных направлениях, с разным комфортом», – говорит Емченко. Такой подход меняет отношение к своему телу и формирует навык заботы о себе. 

«Правильное питание – тоже часть навыка психологической устойчивости», – уверена Попович. Своих детей, а их у нее трое, она учит готовить здоровую и полезную еду – чтобы даже в глубокой старости тело не подвело.

Работают на это и занятия спортом. В жизни ребенка, по мнению Емченко, должны присутствовать три разных вида. Одиночный позволяет ребенку разобрался со своим телом, контактный – научиться партнерству, командный – освоить лидерство. Например, Марта, 12-летняя дочь Емченко, занимается плаванием и айкидо. «Спорт – универсальный язык для разговора с собой и другими», – говорит Емченко. 

Попович считает, что спорт помогает развить навыки саморефлексии. «Когда я забираю сына с тренировок по баскетболу, часто вижу, как тренер, сидя с малышами на полу, расспрашивает их об игре: «Что ты чувствовал, когда решил принять этот пас? Почему ты не передал его другому? Как это повлияло на результат?» Отвечая на эти вопросы, дети учатся наблюдать за собой, своим внутренним миром, своими действиями, начинают осознавать мотивы поступков, как своих, так и чужих», – говорит Попович. 

Умение понимать причинно-следственные связи формирует еще один важный навык – критическое мышление. «В моем детстве информацию нужно было собирать по крупицам, а теперь, наоборот, все знания мира, настоящие и фейковые, доступны в один клик. Нужен концептуально другой подход для работы с ними», – говорит Дмитрий Борисов, 40. Он учит детей анализировать информацию, используя логику, и не принимать на веру то, что говорят «взрослые».

«Критическое мышление – это не про сомнение, а про осознанность», – говорит Попович. В Копенгагенской международной школе, куда ходят ее сыновья, этому навыку обучают на предмете «Теория знания». Детей с первого класса учат рассматривать любой вопрос с разных точек зрения, включая взгляд из прошлого и будущего. Например, во время президентских выборов в США провели урок на тему: «Один голос имеет значение». Первоклашки размышляли о том, насколько важен голос каждого. 

Одним из главных навыков и настоящего, и будущего Андреева считает открытость и адаптивность. Развитие технологий требует постоянного самосовершенствования. Недавнее исследование Deloitte показало, что 73% сотрудников высокоэффективных компаний обновляют навыки каждые полгода, 44% – учатся постоянно. Попович для этого предлагает детям смотреть на самих себя, как на «бета-версию», которую необходимо ошлифовывать в течении всей жизни. 

«Детей нужно обучать комплексу навыков, – говорит Борисов. – Я не понимаю, как быть лидером, не умея работать в условиях неопределенности? Или насколько эффективна инициативность без склонности к анализу и умения комплексно решать проблемы? Все это – пазлы одного целого. В долгосрочной перспективе будет цениться их синергия». Такой подход он называет «глобальный self-management». Его основа – в принятии себя, достижении «контакта» с реальностью и умении взаимодействовать с обществом.

Трендом, по его словам, становится смещение акцентов от взаимодействия с другими людьми на взаимодействие с собой. «Перед тем, как становиться лидером, инноватором, «достигатором», нужно учиться заботиться о себе, понимать и принимать свои желания; перед тем, как управлять компанией, – научиться жить в гармонии с собой», – говорит Борисов.

Как учить детей

«Самый простой способ – учится самому и практиковать, – говорит Емченко. – Не нужно воспитывать детей, нужно воспитывать себя». По ее словам, если раньше основой в работе с детьми был личный опыт, то теперь – совместно пережитый. «Система отношений отцов и детей перевернулась: впервые многим вещам дети учат нас, а не мы их, – объясняет она. – Я себя готовлю к новой жизни ровно так же, как и их. Я чуть более точно формулирую запросы, но в остальном я прохожу с ними идентичный путь».

«Давать детям пространство для свободы и познания мира, и для ошибок тоже», – предлагает Борисов. Андреева старается прививать разносторонние навыки. «Одна из моих дочерей параллельно с балетом занимается музыкой. Развитие музыкального слуха помогает ей лучше схватывать ритм, запоминать связки – ей гораздо легче воспринимать мелодию и сопоставлять с элементами танца», – говорит Андреева.

Важно не переусердствовать, предостерегает она. Если что-то не получается и не вдохновляет – нужно сказать «нет» и переключиться на что-то другое. Так в семье Андреевой произошло с уроками программирования. «Я верю, что знание IT важно в сегодняшней технологичной реальности, и, возможно, к ІТ дети еще вернутся, но только когда это действительно будет вдохновлять», – говорит она. 

«Любознательность, креативность и инициативность есть в каждом ребенке, а жизнь дает достаточно материала, чтобы развить это, – уверен Борисов. – Важно, чтобы родители не мешали».    

Материалы по теме

Вы нашли ошибку или неточность?

Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.

Предыдущий слайд
Следующий слайд