Агрессивный лидер – ценный актив компании. При условии, что он умеет управлять агрессией. Вот пять шагов, которые помогут руководителю держать свой гнев в узде.
Практичний МBA від Forbes на реальних кейсах, щоб прокачати навички управління на прикладі Володимира Кудрицького, ексголови правління «Укренерго».
Премʼєра другого сезону YouTube проєкту «Директорія» вже на каналі Forbes Ukraine!
«То, что начато в гневе, кончается в стыде».
Лев Толстой
В работе любого руководителя возникают ситуации, которые способны вывести его из себя. В этом, собственно, и состоит его работа: «выходить из себя», развивая бизнес. Агрессия и гнев – это энергия лидера, которая свидетельствует о высокой эмоциональной силе. Здоровая агрессивность помогает осваивать рынки, побеждать конкурентов, отстаивать свои интересы. Любое развитие – это экспансия. А экспансия – это всегда агрессия.
Но если лидер не умеет управлять своей агрессией, вокруг него остается выжженное поле. Он превращается в тирана и становится жертвой собственных импульсов.
Вредно ли копить в себе злость?
Однозначно – да! Если постоянно сдерживать злость, это наносит вред организму. А именно, вызывает язву желудка, проблемы с сердцем, гипертонию и даже сахарный диабет.
Когда мы гневаемся, наше тело готовится к атаке. Организм понимает, что возможна драка и надо, чтобы кровь быстро сворачивалась. Поэтому увеличивается количество тромбоцитов, возрастает уровень сахара и кортизола. Если разрядки не происходит, организм остается в состоянии стресса.
Многие руководители выгорают именно вследствие того, что сдерживают в себе много эмоций.
Имеет ли руководитель право выражать свой гнев в отношении подчиненных?
Вот, что говорят об этом сами руководители.
Владимир Дегтярев, СЕО PR-агентства Newsfront:
«В отношении подчиненных – нет, в отношении их действий – да. В идеале гнев должен выражаться в форме: «Когда ты делаешь так, я чувствую эдак». Это вполне может быть частью формулы, корректирующей обратную связь: «Когда ты поступаешь так, вот что происходит и вот какие могут быть последствия».
Алексей Леканов, CEO Estel Ukraine:
«Однозначно нет, но не всегда можно это сдерживать. В нас преобладают эмоции, и они первыми вылетают. Рацио включается позже. Нужно себя дисциплинировать. Выдохни и подумай, как правильно донести свои мысли».
Даниил Тонкопий, CEO & Founder в Delfast Bikes:
«Руководитель должен думать не о своих хотелках, а о том, что помогает делу. Гнев, негативные эмоции не помогают делу в 99,9% случаев. Маты не работают, после них люди начинают переживать и увольняться.
Впрочем, я восемь лет проработал в строительной компании, из них четыре года в Сибири. На стройке нужно четко и максимально доходчиво объяснять задачу. Поэтому там матерный язык используется не для проявление гнева и негативных эмоций, а для постановки и конкретизации задач».
Тарас Кириченко, член наблюдательного совета Ощадбанка:
«Человеческое право – имеет. Но есть ли в этом смысл? Иногда до подчиненного «не доходит», и тогда гнев может играть конструктивную роль. Но в этом случае руководитель вдвойне должен уметь владеть собой, чтобы не перегнуть палку. В других случаях, я считаю, в этом нет смысла. Есть другие, более эффективные инструменты донести подчиненному свою точку зрения».
Андрей Здесенко, Founder & CEO в Biosphere Corporation:
Проявление эмоций, в том числе гнева, – важный сигнал и усиление информационной части. Но делать это нужно не публично, лучше один на один, однозначно без оскорбления личности и без персонального троллинга. Переход на личности разрушает.
Гнев не лучший помощник в управлении персоналом. Необходимо развивать компетенции эмоционального интеллекта, которые помогут управлять этой взрывоопасной эмоцией.
Пять шагов управления гневом
Шаг №1. Проговорите про себя, что вы разозлились. «Я сейчас злюсь!» Осознав эмоцию, вы берете ее под контроль. Неосознанная эмоция начинает управлять вами. Озвученная (осознанная) эмоция снижает свой потенциал. Она становится менее заряженной, соответственно, менее токсичной для нас и окружающих.
В ситуации гнева проговаривайте свои эмоции. Например:
«Я сейчас недоволен тем, что...»,
«Я раздражаюсь, когда ты...»,
«Меня возмущает, когда я вижу...»,
«Я злюсь, потому что…».
Шаг №2. Возьмите паузу! Сделайте несколько глубоких вдохов и выдохов. Выдыхая, представьте, что вы выдыхаете напряжение и злость. Вдыхая, представляйте, что вы вдыхаете спокойствие и благодарность.
Шаг №3. Поставьте себя на место человека, который вызвал в вас гнев. Возможно, в чем-то он прав. Постарайтесь увидеть его правоту.
Шаг №4. Подумайте над наилучшим решением в данной ситуации. Задайте себе вопрос: «Какой результат я хочу получить»? Найти решение и конструктивно решить вопрос или:
- выпустить пар;
- наказать/перевоспитать сотрудника;
- повысить самооценку за счет унижения другого;
- отстоять свои границы, интересы или убеждения;
- мобилизировать себя или его на решение задачи;
- произвести впечатление на окружающих;
- сохранить хорошее настроение и дальше заниматься своими задачами.
Шаг №5. Какие действия, приведут вас к желаемому результату? Сфокусируйте свое внимание на решении ситуации. Здравый смысл подскажет, какие слова и действия стоит использовать, а какие нет.
Энергией гнева нужно научиться управлять. Для анализа причин своих реакций очень помогает ведение «Дневника эмоционального интеллекта». Повышая осознанность и вырабатывая новые привычки, можно стать руководителем, которого не боятся, а уважают. Потому что он приручил своего дракона.
Вы нашли ошибку или неточность?
Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.