Опыт начала войны 2014 года и ковидного кризиса помогли украинскому бизнесу подготовиться к войне. Но не менее важно было личное лидерство руководителя и слаженность команды.
Что помогло бизнесу
Выстраивание доверия и поддержание постоянной связи со своими клиентами при нормальных условиях позволило поддерживать отношения и во время войны. В период кризиса клиент помнит о вас и готов поддержать своего партнера или поставщика лояльностью, своим терпением в ожидании заказа или последующим заказом.
Активное участие в бизнес-сообществах в мирное время обеспечило многим бизнесам скорую поддержку как в спасении работников и их семей из зон боевых действий, так и в случае эвакуации складских запасов или мощностей на более безопасные территории. Такие сообщества также стали пространством для синхронизации текущего положения дел, в самые сложные дни – оперативной информации, объединения вокруг многих волонтерских инициатив, обсуждения возможностей и стратегий, а также пространством определенной надежды и опоры.
Личное лидерство и слаженная команда , в которой царит доверие, – залог эффективности при любых обстоятельствах. Во время войны, когда быстрота принятия решений и реальных действий спасают жизнь, такие качества, как способность взять ответственность, держать голову холодной, правильно общаться с работниками (часто очень растерянными), были определяющими.
Интересно, что в первые недели войны упомянутые качества проявили многие люди не из топ-позиций в компаниях. Многие руководители и владельцы имеют примеры работников, которые взяли на себя ответственность за определенное направление или задачи – рабочую или волонтерскую, хотя от них этого никто не ожидал.
Следует помнить, что упомянутые компетенции и добродетели лидера не берутся ниоткуда, они приходят с опытом, выводами из прошлых кризисов, ценностями лидера. Добродетели, приобретенные в мирное время, обеспечивают гибкость мышления в кризисные моменты, не давая лидеру и команде растеряться в критически сложных обстоятельствах, а также помогают видеть цельную картину, действовать, использовать возможности, отказываться от недейственных инструментов и строить новые бизнес-модели.
В свою очередь, доверие между людьми позволяло ускорять решение. Доверие украинцев друг другу в первые дни войны, а часто к чужим людям позволило спасти многих. Большой вопрос: как нам не потерять это чувство и, наоборот, развивать его.
Осознание ответственности и готовность бороться за свободу и независимость – мощная мотивация, чтобы делать невозможные вещи возможными как в бизнесе, так и в других сферах. Эта внутренняя настройка будет еще годами, а возможно, и десятилетиями способствовать успеху украинского бизнеса, а значит, страны в целом.
Ни один враг не сможет лишить нас личного лидерства, силы сообществ, доверия между собой и с партнерами, ответственности, если мы будем сознательно и упорно развивать их в мирное время. Они являются ключевыми факторами для качественного восстановления и построения предпринимательства во время войны и после победы.
Можно ли было лучше подготовиться к полномасштабной войне
Не менее важен вопрос: можно ли было лучше подготовиться к полномасштабной войне? В конце концов, сейчас стоит перед многими вопросы, как использовать уроки и правильно подготовиться к сложной зиме.
Бизнес работает в определенном контексте, в том числе и в политическом. Так что о сигналах тревоги последних месяцев перед полномасштабным наступлением российской армии знали все.
Наше общение и исследование среди украинского бизнеса перед началом вторжения показывало, что у большинства были планы или сценарии действий. Согласно исследованию Бизнес-школы УКУ от 22 февраля 2022 года, 69% опрошенных компаний имели антикризисный план.
Бизнесы готовились, некоторые индустрии активнее.
Было несколько шагов, которые многие компании сделали накануне: позаботились о работниках и составили план на случай чрезвычайных обстоятельств. Некоторые индустрии активнее готовились, организовав переезд для команд в период января-февраля или позаботились о резервной инфраструктуре. Особенно это касалось ІТ-компаний, которые получали дополнительное давление со стороны клиентов с Запада или имели определенные внутренние процессы, связанные с оценкой рисков. Однако для большинства украинского бизнеса последние месяцы перед полномасштабным вторжением несущественно изменили порядок деятельности.
Основные причины такой реакции:
- Если ты думаешь о войне, то не можешь продолжать работу над развитием и действенно планировать будущее; притом что угроза нападения последние восемь лет всегда присутствовала.
- Если бы ты не представлял угрозу войны, на уровне подсознательном мы пытаемся блокировать такой вариант событий: многие представители бизнеса говорят, что до последнего не верили в полномасштабное вторжение.
Опыт 2014 года очень пригодился украинскому бизнесу, ведь тогда многие релоцировались, перевозили работников, вышли с российского рынка или потеряли большую часть рынка на Востоке Украины и в Крыму. Следовательно, пришлось менять бизнес-модели, перестраиваться на другие рынки. 2014 год был своего рода вакцинацией, или прививкой. И именно этот опыт лег в основу планов на случай чрезвычайных обстоятельств. В этом и возникла большая проблема – практически никто не рассматривал большую вероятность полномасштабного вторжения, а лишь постепенный захват территорий. Таким образом, опыт 2014 года как помог, так и очень помешал украинскому бизнесу рассмотреть более радикальные сценарии и подготовиться к ним.
Как бы странно ни звучало, многим компаниям помог опыт ковидного кризиса. К примеру, никому из работников не нужно было объяснять, как работать, если физически невозможно находиться в офисе или если место твоего проживания внезапно изменилось. Сейчас перед некоторыми бизнесами новый вызов: как работать в новых условиях, если вдруг 30% твоих работников находятся за границей или твой бизнес стал глобальным и совсем без персонала.
Что изменилось
Мы думаем о будущем, и это очень хорошо. Следовательно, это очень положительно воспринимают на Западе.
Из позитивного следует отметить изменение отношения международного сообщества: растет признание субъектности Украины и ее высокого потенциала как влиятельного глобального игрока. Наши партнеры приятно удивлены тем, что украинцы думают о будущем уже сейчас, когда идет активная фаза боевых действий. Это дает надежду, в которой каждый из нас нуждается как гражданин, и все мы – как нация. Думать о будущем никогда не рано. Бизнес уже сейчас ведет разговор о направлениях, которые могут стать уникальными возможностями роста. Большая разруха в стране побуждает нас к решительной реакции и действию для предстоящего подъема, а поэтому обдумывать это нужно уже сейчас.
Вы нашли ошибку или неточность?
Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.